Библиографическое описание:

Тихоненкова И. С. Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоций младших школьников с ОВЗ // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 235-238.



К современному этапу развития теории и практики специальной педагогики, общей и специальной психологии относится углубление изучения различных особенностей психического развития детей, что имеет важное научно — практическое значение. В последнее время продолжает уделяться внимание проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей с задержкой психического развития.

Актуальность выбранной темы исследования определяется ее значимостью для адаптации и социализации детей с ОВЗ. Теоретический анализ литературных источников показал, что проблема изучения эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ продолжает оставаться актуальной.

Целью нашего исследования по данной тематике стало изучение своеобразия эмоций детей с ОВЗ, а также разработка путей коррекционной работы по развитию их эмоциональной сферы.

Объект исследования — эмоциональная сфера детей с ОВЗ младшего школьного возраста.

Предметом данного исследования является изучение путей развития эмоциональной сферы у детей с ОВЗ.

Научной гипотезой данного исследования послужило предположение о том, что при проведении специально организованной коррекционной работы по развитию эмоций младших школьников с ОВЗ в развитии их эмоциональной сферы произойдут положительные изменения.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
  2. В ходе экспериментального исследования выявить особенности эмоций младших школьников с ОВЗ.
  3. Провести коррекционную работу по развитию детей с ОВЗ.
  4. Провести анализ полученных результатов исследования.

Теоретический анализ литературных источников показал, что проблема изучения и развития эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ продолжает оставаться актуальной.

Практическая часть исследования включала констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты. Констатирующий эксперимент проводился на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы — интернат № 73 для детей с ОВЗ. Эксперимент проводился с 2 группами детей 10–11 лет: ЭГ и КГ. В каждую группу входило по 10 человек.

Констатирующее исследование проводилось с каждым ребенком в индивидуальной форме. Использовались следующие диагностические задания:

Диагностическое задание № 1: тест тревожности (Р. Темпел, М. Дорки, В. Амен).

Диагностическое задание № 2: методика «Закончи историю».

Диагностическое задание № 3: методика «Сюжетные картинки».

Диагностическое задание № 4: Тест агрессивности (Л. Г. Почебут).

Диагностическое задание № 1: тест тревожности (Р. Темпел, М. Дорки, В. Амен). Сравнение результатов ЭГ и КГ.

В ходе экспериментального исследования особенностей развития эмоций были получены следующие результаты:

 при количественном анализе результатов теста тревожности детей из экспериментальной группы (ЭГ) было выявлено, что у 60 % учащихся индекс тревожности (ИТ) более 50 %, что означает высокий уровень тревожности. 20 % детей показали средний уровень тревожности, что составляет 25–30 % ИТ и 20 % учащихся показали низкий уровень тревожности 15–20 % ИТ.

 при количественном анализе результатов теста тревожности детей контрольной группы (КГ) было выявлено, что у 70 % учащихся ИТ равен 50 % и более, что означает высокий уровень тревожности. 20 % детей обладают средним уровнем тревожности и у 10 % детей был выявлен низкий уровень тревожности.

 При анализе методики «Закончи историю»детей из ЭГ 6 из 10 детей получили 3 балла, что может свидетельствовать о высоком уровне нравственного развития нормы. Остальные двое детей получили по 1 баллу, два ребенка получили 0 баллов, что свидетельствует о низком уровне нравственного развития.

 При анализе методики «Закончи историю» детей из КГ 8 из 10 детей получили 3 балла, что может свидетельствовать о высоком уровне нравственного развития. Остальные двое детей получили по 1 и 0 баллов, что свидетельствует о низком уровне нравственного развития.

 Результаты ЭГ при анализе методики «Сюжетные картинки» 5 детей получили по 3 балла, что свидетельствует о высокой нравственной норме. 5 детей получили по 0 баллов: дети не правильно раскладывали картинки, эмоциональная реакция была либо ярко выражена, но не адекватна, либо не правильно интерпретировались ситуации, изображенные на картинках, но по их рассуждениям и описанию тех или иных картинок дети правильно делали выбор.

 При анализе результатов методики «Сюжетные картинки» КГ 4 детей получили по 3 балла, что свидетельствует о высокой нравственной норме. 6 детей получили по 0 баллов: дети не правильно раскладывали картинки, эмоциональная реакция была либо ярко выражена, но не адекватна, либо не правильно интерпретировались ситуации изображенные на картинках, но по их рассуждениям и описании тех или иных картинок дети правильно делали выбор.

Результаты выполнения детьми ЭГ теста агрессивности

Таблица 1

Аня

Дима

Арина

Максим

Андрей

Рита

Дима

Таня

Данила

Саша

ВА

3

1

6

1

1

3

1

2

1

3

ФА

2

4

2

0

2

2

0

3

0

3

ПА

3

5

2

2

1

6

1

4

2

2

ЭА

3

3

3

1

2

1

1

3

3

1

СА

4

7

6

2

4

6

1

5

5

5

Сумма баллов

15

20

16

6

10

18

4

17

11

14

Суммируя данные по ЭГ, можно сказать, что дети обдают высоким и среднем уровнем адаптивности, низким и средним уровнем агрессивности. Результаты выполнения детьми КГ теста агрессивности.

Таблица 2

Саша

Леша

Настя

Антон

Володя

Люда

Паша

Женя

Ваня

Миша

ВА

3

6

2

3

1

1

1

2

1

3

ФА

2

2

0

2

0

2

1

3

4

3

ПА

6

2

2

2

2

1

1

4

4

5

ЭА

1

3

4

3

1

2

1

3

3

3

СА

5

6

6

3

2

4

1

5

7

4

Сумма баллов

17

16

14

12

5

10

5

17

19

18

Анализ полученных баллов по всем шкалам, показал, что у учащихся КГ средняя и низкая степень агрессивности, средняя и высокая степень адаптированности.

В результате проведения констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности эмоциональной сферы детей ЭГ и КГ: снижение эмоционального фона настроения, недифференциированность и неточность, их неадекватность и некоторые другие. Исследование выявило неустойчивость настроения и повышенную тревожность у детей в обеих группах. [6]

Не следующем этапе экспериментального исследования нами был проведен обучающий эксперимент с детьми ЭГ на базе школы города Москвы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы — интернат № 73. Занятия проводились в течение 6 месяцев 2 раза в неделю только с детьми ЭГ.

Эксперимент проводился с учениками ЭГ в форме фронтальных занятий 6 месяцев, 2 раза в неделю. Коррекционная работа проводилась в виде игровых занятий в одно и то же время в помещении игровой комнаты. Все занятия были спланированы и продуманы.

На занятиях детям предлагались упражнения для распознавания и уточнения разных эмоциональных состояний, разыгрывались этюды на выражение разнообразных эмоций, использовались так же игры — драматизации.

Так, например, в 3 раздел занятий, направленном на закрепление полученных знаний об эмоциях, было проведено такое занятие игра — драматизация «Опять двойка».

Перед группой детей лежала репродукция картины Решетникова «Опять двойка».

Занятие проводилось по плану:

– обсуждение картины, ее названия;

– выделение главного героя;

– определение настроения каждого из героев;

– распределение ролей;

– проигрывание ситуации;

– «Что надо сделать, чтобы герои были довольные и радостные?»;

– проигрывание ситуации;

– в обсуждение входит рассказ каждого ребенка о его эмоциях при первой постановке и при второй. Улучшилось ли у него настроение после проигрывания второй сценки; что вызывает у нас радость, а что грусть.

Для получения сведений о результатах проведения обучающего эксперимента нами был проведён контрольный эксперимент с двумя группами детей: ЭГ и КГ.

 при количественном анализе результатов теста тревожности детей ЭГ было выявлено, что у 70 % учащихся ИТ 15 %, что означает низкий ИТ и только 30 % детей выполнили методике на 20–30 %, что означает средний ИТ.

Качественный анализ данных показал, что после проведенной коррекционно — педагогической работы у детей повысилась способность к адекватному восприятию ситуаций.

 при количественном анализе результатов детей КГ теста тревожности было выявлено, что у 60 % учащихся ИТ более 50 %, что означает высокий уровень тревожности, 30 % детей показали средний уровень тревожности и 10 % учащихся показали низкий ИТ.

Качественный анализ данных не показал положительных сдвигов в эмоциональном развитии детей КГ.

 При анализе методики «Закончи историю» 6 из 10 детей ЭГ получили 3 балла, что может свидетельствовать о высоком уровне нравственного развития нормы. Остальные четверо детей получили по 2 балла, дети правильно оценивали представленную ситуацию, называли нравственную норму, но не мотивировали свою оценку.

 При анализе результатов, полученных после проведения методики «Закончи историю» 7 из 10 детей КГ получили 3 балла, что может свидетельствовать о высоком уровне нравственного развития нормы. Остальные двое детей получили по 1 и 0 баллов, что свидетельствует о низком уровне нравственного развития. Один ребенок получил 2 балла: правильно называл нравственную норму, но не мотивировал свою оценку.

 При анализе результатов методики «Сюжетные картинки» 6 детей ЭГ получили по 3 балла, что свидетельствует о высокой моральной норме, дети обосновывали свой выбор, эмоциональные реакции были ярко выражены. 4 ребенка получили по 2 балла: дети правильно раскладывали картинки, эмоциональная реакция была не ярко выражена, дети обосновывали свои действия.

 При анализе результатов методики «Сюжетные картинки» 5 детей КГ получили по 3 балла, что свидетельствует о высокой нравственной норме. 3 детей получили по 0 баллов: дети не правильно раскладывали картинки, эмоциональная реакция была либо ярко выражена, но не адекватна, либо не правильно интерпретировались ситуации изображенные на картинках. 2 балла получили двое детей: эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо, дети правильно раскладывали картинки, обосновывали свой выбор.

Результаты выполнения детьми ЭГ теста агрессивности

Таблица 3

Аня

Дима

Арина

Максим

Андрей

Рита

Дима

Таня

Данила

Саша

ВА

1

1

6

0

1

2

0

2

1

2

ФА

2

4

2

0

0

2

1

3

0

1

ПА

2

2

2

2

1

5

0

2

2

0

ЭА

1

3

3

1

2

1

1

3

3

2

СА

2

5

6

2

2

5

1

4

1

4

Сумма баллов

8

15

16

5

6

15

3

14

7

9

По полученным результатам можно сделать вывод, что дети ЭГ группы, после проведения обучающего эксперимента понизили показатели агрессивности и повысили показатели по степени адаптированности.

Результаты выполнения детьми КГ теста агрессивности

Таблица 4

Саша

Леша

Настя

Антон

Володя

Люда

Паша

Женя

Ваня

Миша

ВА

2

6

2

3

1

1

1

2

2

4

ФА

2

2

0

2

3

2

1

3

4

2

ПА

5

3

2

2

2

1

1

4

4

4

ЭА

2

3

4

3

3

2

1

3

4

3

СА

6

6

6

3

2

4

1

4

7

5

Сумма баллов

17

20

14

12

11

10

5

16

21

18

При анализе результатов выполнения этого задания у детей КГ положительной тенденции выявлено не было.

Таким образом, по итогам выполнения учащимися экспериментальных заданий можно сделать вывод о том, что у учащихся ЭГ наметилась тенденция к положительным сдвигам в процессах опознания, осознания и воспроизведения различных эмоциональных состояний. Улучшилось понимание детьми эмоций, они правильнее стали определять причины эмоциональных состояний, расширился диапазон определяемых эмоций по конкретной ситуации. Повысилась адекватность восприятия эмоций других людей.

Положительной тенденции в развитии эмоциональной сферы детей КГ выявлено не было.

Задания и упражнения, использованные в обучающем эксперименте, могут применяться педагогами и практическими работниками образовательных организаций для детей с ОВЗ при коррекции недостатков эмоционального развития детей. [5]

Таким образом, цель, поставленная в исследовании была достигнута, задачи исследования решены, а предполагаемая гипотеза подтвердилась.

Проведение коррекционно-педагогической работы положительно сказывается на эмоциональном фоне младшего школьника с ОВЗ.

При проведении коррекционно-педагогической работы, при подборе занятий, следует учитывать особенности развития таких детей. Материал должен соответствовать возрастным особенностям младших школьников с таким развитием, требуется использование наглядности. В занятиях должна наблюдаться связь с жизнью ребенка, а также обязательное закрепление полученных знаний должно входить в структуру занятий. [3]

Литература:

  1. Веретенникова Л. К. Развитие творческого потенциала младших школьников// Учебн.пособие. в 2 ч. — Москва, изд. Альфа,2008.
  2. Веретенникова Л. К. Формирование образовательных стратегий студентов университетов// Преподаватель 21 век. 2014.№ 3.
  3. Выготский Л. С. Проблема эмоций [Текст]: Вопросы психологии. — 1958. — № 3. -С. 125–134.
  4. Забродин Ю. М., Бороздина Л. В., Мусина И. А. К методике оценки уровня тревожности по характеристикам временной перцепции [Текст]: Психологический журнал. -1989. — № 5. — С. 87–94.
  5. Ланге Н. Н. Избранные психологические труды. — М; Воронеж, 1996.
  6. Макаренко Ю. А. Пути изучения эмоций у детей. 1976 [Текст]: — М.: Ин-т педиатрии АМН СССР, 1976.
Основные термины (генерируются автоматически): уровне нравственного развития, анализе результатов, детей КГ, уровень тревожности, эмоциональной сферы, теста тревожности детей, детей ЭГ, количественном анализе результатов, младших школьников, результатов теста тревожности, методики «Сюжетные картинки», высоком уровне нравственного, эмоций младших школьников, анализе результатов методики, высокий уровень тревожности, анализе методики, анализе методики «Закончи, анализе результатов теста, эмоциональной сферы детей, Диагностическое задание.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle