Пенсионное страхование на сегодняшний день представляется важным элементом системы финансов и государственных внебюджетных фондов, институтом социальной защиты населения и отраслью страхования. Так, пенсионное страхование является сферой, которая затрагивается интересы всех граждан всего государства. Качественные и количественные характеристики пенсионного страхования характеризуют уровень социального, экономического, правового и культурного развития общества и государства.
На сегодняшний день система пенсионного страхования в России пребывает в стадии реформирования и переживает трудные времена, критикуется различными субъектами общества, что делает тему актуальной.
Важной проблемой является тот факт, что на сегодняшний день Пенсионный фонд Российской Федерации не в силах обеспечить в полной мере государственные пенсионные обязательства за счет собственных источников. Это главным образом обуславливает необходимость проведения исследования в вопросе совершенствования финансового обеспечения, разработки стратегии развития и управления пенсионным страхованием в России для формирования новой пенсионной системы, основанной на страховых принципах и методах эффективного управления ее финансовыми ресурсами в рыночной среде.
Проводимая на сегодняшний пенсионная реформа в Российской Федерации обусловила увеличение исследований в данной области. Для того, чтобы перейти к проведению каких-либо практических исследований необходимо определить теоретические аспекты пенсионного страхования в Российской Федерации. В частности, важно отдельно выделить особенности обязательного пенсионного страхования [9, c. 185].
Во-первых, отметим, что под обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию понимается непосредственное осуществление выплат, которые полагаются гражданам Российской Федерации в рамках страховой пенсионной системы. Страховая пенсионная система представляет собой систему мер, которая создается государством, с целью финансовой поддержки людей по прекращению получения ими заработка и при наличии оснований для получения страхового обеспечения. Так, можно четко утверждать о различии понятий страховой пенсионной системы и обязательного страхового обеспечения [6, c. 27].
Разница выделенных понятий заключается в том, что страховая пенсионная система представляет понятием более широким, охватывающим весь процесс формирования и распределения средств, которые предназначены для поддержки населения.
Обязательное страховое обеспечение, в свою очередь, касается только этапа выплат в рамках всей системы.
К обеспечению по бюджетной пенсионной системе относятся такие выплаты, как пенсии по возрасту, инвалидности, потери кормильца, накопительная часть, выплаты к пенсии (срочная и фиксированная), социальное погребение отдельных категорий умерших пенсионеров.
Сама система пенсионного страхования представляется в виде долгосрочного страхования, в котором страхователем, то есть гражданином Российской Федерации, производятся отчисления в специальный фонд, из которого, в свою очередь, страховщик (то есть Пенсионный фонд Российской Федерации) обеспечиваются выплаты полагающейся пенсии [9, c. 184].
Таким образом, можно сказать, что основными сторонами взаимоотношений такой системы выступают страховщики, страхователи и застрахованные лица.
Страховщиками выступают государственные и негосударственные пенсионные фонды. При этом, негосударственные пенсионные фонды — это частные организации, деятельность которых регулируется положениями правовых стандартов.
Страхователями являются физические лица, индивидуальные предприниматели и организации, которые осуществляют платежи страховщикам [10, c. 4].
Застрахованными признаются лица, которым полагается обеспечение в рамках данной системы. Для того, чтобы получать выплаты при возникновении таких оснований, с заработка работающего гражданина Российской Федерации в бюджет Пенсионного фонда ежемесячно перечисляют 22 % налога от заработка такого гражданина. При чем, к сумме заработка относится любой вид дохода: например, премии, поощрения и тому подобное. Исключение составляют только социальные доплаты.
Ставка налога состоит из двух частей. Первая — это солидарная, которая идет на выплату фиксированного объема пенсии. Вторая часть является индивидуальной и накапливается на личном счете (страховой номер индивидуального лицевого счета — СНИЛС). Считаем важным отметить, что по номеру СНИЛС человек может получить информацию относительно своих индивидуальных накоплений. Так, алгоритм функционирования пенсионной системы можно представить в следующем виде:
1) все компании и организации, минуя этап регистрации, в обязательном порядке регистрируются в органе Пенсионного фонда Российской Федерации;
2) после трудоустройства в ту или иную организацию и подписания соответствующих бумаг, гражданин получает статус застрахованного лица и может в будущем претендовать на получение компенсации обязательного пенсионного страхования;
3) организация ежемесячно оплачивает обязательные взносы за всех своих сотрудников;
4) перечисленные средства учитываются на лицевых счетах работников, после чего информация по этим данным используется для расчета пенсии;
5) в случае наступления оснований для получения выплаты, граждане обращаются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации с пакетом необходимых документов;
6) система обязательного пенсионного страхования выполняется такие функции, как инвестиционную, аккумулирующую, регулирующую, гарантийную [6, c. 137].
Инвестиционная функция предполагает использование, имеющихся в фондах, средства для получения дополнительного дохода. Аккумулирующая функция предполагается, что все деньги, которые оплачиваются из разных источников, собираются в бюджете Пенсионного фонда. Регулирующая функция предполагает осуществления четкого распределения полученных средств с помощью Пенсионного фонда Российской Федерации. Наконец, гарантийная функция предполагается обеспечение гарантий оказания финансовой поддержки гражданам при наступлении определенных ситуаций при выполнении всех условий.
В Российской Федерации действует три разновидности обеспечения граждан пенсиями. Первым из таковых является государственное пенсионное обеспечение. Такой вид обеспечения не относится к страховому обеспечению и выплачивается государственным служащим, военным, участникам Великой Отечественной войны, и иным категориям граждан, в том числе нетрудоспособных. В данном случае финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета. Вторым видом обеспечения является обязательное страхование, которое финансируется за счет осуществления взносов работающих граждан. По данному виду обеспечения пенсиями выплаты предусмотрены также иностранцам, которые проживают на территории Российской Федерации и ведут здесь трудовую деятельность. Наконец, имеет место такой вид, как дополнительное (негосударственное) обеспечение пенсиями. Он осуществляется со стороны частных организаций за счет получения взносов на основании заключенных с клиентами договоров и инвестиционного дохода [8, c. 22].
Так, можно сделать промежуточный вывод, что структура пенсионного страхования включается в себя обязательное и дополнительное страхование. Обязательное страхование обеспечивает гражданам получение нескольких видов выплат. Первым таким являются фиксированные выплаты, которые положены все, у кого есть минимальный трудовой стаж. В 2020 году минимальный трудовой стаж составляет 11 лет. Известно, что ежегодно он будет увеличиваться до 15 лет. Вторым видом выплат являются страховые, которые зависят от объема выплаченных работником выплат в Пенсионный фонд Российской Федерации. Еще одним видом является накопительная пенсия. При этом, накопления могут осуществляться только у лиц, которые старше 1967 года рождения. Такие люди в праве самостоятельно решать, рассчитывать ли им только на страховое пособие, или сформировать страховую и накопительную часть пенсии в негосударственный пенсионный фонд. Накопительная часть пенсии может быть размещена в любом пенсионном фонде на выбор. Это позволит получить дополнительный инвестиционный доход. Но, необходимо учитывать, что перед подписанием договора необходимо взвесить все плюсы и минусы, изучить репутацию организации.
Если обращаться к вопросу правового регулирования, то основным законом, регламентирующим систему обязательного пенсионного страхования в области права в Российской Федерации, является Федеральный закон Российской Федерации № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» [4]. Указанный нормативно-правовой акт устанавливает толкование основных понятий и прописывает права и обязанности для получения обеспечения. Кроме этого Федерального закона, правовое регулирование обязательного пенсионного страхования осуществляется за счет норм Конституции Российской Федерации [1], Федерального закона № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» [3], Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [5], Федерального закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [2].
Остановимся чуть подробнее на некоторых основных видах обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Как уже было отмечено, основным видом является страховая пенсия, которая представляет собой ежемесячную финансовую поддержку — компенсацию дохода после прекращения трудовой деятельности и выхода на пенсию. Рассчитывать на ее получение могут также нетрудоспособные родственники застрахованного лица после его смерти. Важно отметить, что некоторые категории граждан обладают правом получить такую поддержку досрочно. Для этого необходимо наличие специального опыта работы (например, в сложных ситуациях) и его определенная продолжительность [9, c. 185]. Такая выплата бывает трех видов: по возрасту, при получении инвалидности и смерти кормильца. Определим различия между ними.
Компенсация по возрасту положения при условии достижения конкретного возраста. Как уже было отмечено, в 2020 году осуществляется (продолжается) постепенное увеличение возраста выхода на пенсию. Но при всем при этом, благодаря действующей льготе, также, как и в предыдущем году, женщины имеют право получить обеспечение при достижении 55,5 лет, а мужчины — при 60,5 лет. В отношении граждан, которые обладают правом на преждевременное получение поддержки от государства, возрастной порог не изменился. Речь идет, к примеру, о спасателях, шахтерах и иных работников, которые осуществляют деятельность в трудных условиях.
Кроме того, проводимая пенсионная реформа в данной части не коснулась учителей, врачей и иных сотрудников, которые выходят на пенсию с учетом продолжительности стажа. Чтобы получить компенсацию, необходимо наличие следующих обязательных условий: стаж от 11 лет и накопление как минимум 18,6 пенсионных баллов.
Для того, чтобы получать пенсию по инвалидности, необходимо выполнение двух условий: наличие любой группы инвалидности; наличие любого стажа. Размер пенсии по инвалидности зависит от таких факторов, как группа, время работы, сумма перечисленных налогов, количество людей, находящихся на попечении, место проживания [7, c. 5].
Наконец, пенсия по потере кормильца представляет собой такой вид государственной поддержки, который предназначается семьям, потерявшим близкого, который содержал всю семью и имел хотя бы минимальных стаж работы. Для того, чтобы осуществить расчет размера такой выплаты необходимо учитывать сумму произведенных отчислений и накопленных баллов умершего гражданина. В некоторых исключительных ситуациях, при наличии маленького стажа, семья погибшего склоняется к получению социальной пенсии, нежели страховой. В случае наличия большого опыта работы, наоборот, — страховые выплаты будут значительно больше. Как бы то ни было, право получать такие выплаты имеют не все родственники. К примеру, на такие выплаты могут рассчитывать следующие лица:
– родные и приемные дети до восемнадцати лет;
– внуки, сестры и братья до восемнадцати лет, при доказывании того факта, что они были финансового зависимы от усопшего;
– оставшийся супруг при наличии пенсионного возраста либо невозможности работать;
– родители-пенсионеры;
– дедушка и бабушка, если их дети умерли [7, c. 5].
Учет взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется при использовании специального номера (СНИЛС). Этот индивидуальный номер присваивается каждому гражданину России и служит инструментом учета всех оплаченных взносов. Именно по информации данного счет осуществляется учет всех взносов. Правила оплаты взносов отличаются в зависимости от того, кто ее осуществляет: работодатель или работающих на себя (индивидуальный предприниматель).
Если же взносы осуществляет работодатель, то он принимает на себя обязанность по осуществлению оплаты налога за своих работников до 15 числе месяца, следующего за расчетным. Индивидуальный предприниматель же осуществляет оплату страховых взносов по итогам целого года и до 30 июня следующего года [8, c. 21].
Таким образом, в завершении можно сделать вывод, что пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию представляет собой финансовую поддержку граждан при наступлении определенных событий и выполнении ими установленных требований. Такие выплаты осуществляются за счет средств, которые аккумулируются Пенсионным фондом Российской Федерации за счет платежей всех застрахованных лиц.
Среди основных проблем системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации на сегодняшний день большого внимания заслуживает проблема, связанная с недостаточным уровнем доходов бюджета Пенсионного фонда и постоянное его понижение.
По нашему мнению, важной составляющей последующих изменений в рамках совершенствования пенсионной системы в Российской Федерации должна стать разработка комплексного подхода развития обязательного накопительного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения. В первую очередь, необходимо обеспечить оптимизацию расходов, которые связаны с деятельностью Пенсионного фонда Российской Федерации, и внедрить трехуровневую пенсионную систему, направленную на персонализацию пенсионных накоплений. Также, необходимо обеспечить распространение социальных программ и рост социальных расходов государства, в том числе через сохранение пенсий при наличии пятилетнего стажа работы и досрочного выхода на пенсию во вредных условиях труда. При этом, необходимо учитывать, что возрастет нагрузка на трудоспособное население.
Совершенствование системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации считается актуальным вопросом современности, однако, здесь важно учитывать, что реформирование такой отрасли не должно ограничиваться только изменениями системы расчета и формирования пенсионных накоплений, повышением пенсионного возраста и так далее.
Совершенствование пенсионной системы должно осуществляться в комплексе мероприятий, которые направляются на упразднение причин, задерживающих развитие пенсионных реформ в полной мере. Предполагается, что основными мероприятиями должны стать: проведение мероприятий по снижению уровня неофициальной заработной платы, совершенствование информационных технологий в сфере пенсионного обеспечения и повышение уровня надзора и реализации профилактических мероприятий по выявлению и искоренению коррупции в пенсионной системе.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 27.03.2019 г. № 130) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31.
- Федеральный закон Российской Федерации от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 14. Ст. 1401.
- Федеральный закон Российской Федерации от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 1999.№ 29. Ст. 3686.
- Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. № 51. Ст. 4832.
- Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 22.12.2020) // Российская газета. 17.12.2003. № 3367.
- Киселева В. А. Актуальные проблемы в области пенсионного обеспечения и способы их решения // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(33). 218 с.
- Криулин В. А. Оценка уровня достаточности финансового обеспечения Пенсионного фонда РФ // Политика, экономика и инновации. 2018. № 1 (18). С. 5.
- Ломакина Т. В. Актуальные вопросы назначения пенсии военным // Право в Вооруженных Силах. 2016. № 1. С. 21–22.
- Невраева В. А. Пенсионная реформа в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе. Сборник статей по материалам III региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2016. С. 184–185.
- Пудова В. С. Проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации и способы их решения / В. С. Пудова // «Научно-практический журнал Аллея Науки». 2018. № 4 (20). С. 4.