Развитие энергетики является неотъемлемой частью развития других отраслей и всей национальной экономики любого государства.
В рамках стратегий социально-экономического развития Дальнего Востока, Восточной Сибири, российской Арктической зоны, Крыма и Калининградской области, энергетические проекты выступают в качестве опорных точек и зон роста. Развитие указанных регионов оказывает дополнительное толчок развитию топливно-энергетического комплекса и формирует новые центры потребления энергии, включая производство экспортно ориентированной продукции.
В настоящее время задачи правового регулирования в сфере энергетики обретают особую важность. Весь спектр отношений, включая добычу, поставку, транспортировку, хранение энергетических ресурсов, а также строительство энергетических объектов, заслуживают внимания со стороны законодательства. Укрепление как внутреннего, так и международного энергетического правопорядка является необходимостью, поскольку оно непосредственно связано с обеспечением энергетической безопасности.
В связи с этим актуальным считается проведение анализа текущего состояния правового регулирования деятельности субъектов энергетических рынков и определение задач дальнейшего развития правового регулирования на национальном и международном уровнях. При этом учитываются внешние и внутренние вызовы и угрозы.
Ключевые слова: энергетическая безопасность, правовое регулирование, энергетический правопорядок.
Energy development is an integral part of the development of other industries and the entire national economy of any state.
As part of the socio-economic development strategies of the Far East, Eastern Siberia, the Russian Arctic zone, Crimea and the Kaliningrad region, energy projects act as anchor points and growth areas. The development of these regions provides an additional impetus to the development of the fuel and energy complex and forms new centers of energy consumption, including the production of export-oriented products.
Currently, the tasks of legal regulation in the energy sector are of particular importance. The entire range of relations, including production, supply, transportation, storage of energy resources, as well as the construction of energy facilities, deserve attention from the legislation. Strengthening both domestic and international energy law and order is a necessity, since it is directly related to ensuring energy security.
In this regard, it is considered relevant to analyze the current state of legal regulation of the activities of energy market entities and identify tasks for the further development of legal regulation at the national and international levels. This takes into account external and internal challenges and threats.
Keywords: energy security, legal regulation, energy law and order.
Энергетика — это одна из основных отраслей промышленности, которая имеет важное значение для развития других отраслей экономики и процветания страны в целом. В ее состав входят различные секторы, которые обеспечивают экономику энергоресурсами, такими как топливные отрасли, электроэнергетика, геологоразведка, разработка, производство, переработка и транспортировка источников энергии.
Энергия и энергетические ресурсы являются чрезвычайно важными источниками доходов и потерь для государства. В связи с этим вопросы энергетической безопасности и ее правового регулирования на национальном и международном уровнях становятся все более актуальными.
Одним из основных законов, регулирующих энергетическую сферу, является Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» [1].
Этот закон определяет правовую основу экономических отношений в области электроэнергетики, устанавливает компетенцию государственных органов в регулировании этих отношений, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.
Вопросы безопасности в сфере топливно-энергетического комплекса регулируются Федеральным законом от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» [2].
Этот закон устанавливает организационные и правовые основы для обеспечения безопасности объектов в этой сфере в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики. Его целью является предотвращение незаконного вмешательства третьих лиц. Закон также определяет полномочия федеральных и региональных органов власти в области энергетики, а также права, обязанности и ответственность лиц, которые владеют объектами топливно-энергетического комплекса.
Также имеются другие законы, которые направлены на обеспечение безопасности и защиты интересов Российской Федерации. Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] способствует использованию современных технологий в энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» [4], Федеральный закон от 30 декабря 2006 года № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» [5], Федеральный закон от 4 июня 2018 года № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» [6]. Перечисленные нормативные акты играют важную роль в обеспечении безопасности и защите российского энергетического комплекса.
Стоит отметить утвержденное Правительством Российской Федерации Постановление от 4 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» [7], которое регулирует возможные конфликтные ситуации в сфере реализации продуктов энергетики. Этот нормативный акт устанавливает правовую базу для функционирования розничных рынков электроэнергии и вводит правила ограничения режима потребления электроэнергии.
В отношении газовой энергетики основным нормативным актом является Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» [8]. Данный закон имеет целью обеспечение государственных потребностей в стратегически важных энергетических ресурсах, в частности газе. Он определяет основные принципы функционирования газовой отрасли и устанавливает правила по газоснабжению в Российской Федерации.
В Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2019 № 216 [9] отражены основные вызовы и угрозы.
В п. 11 данной Доктрины указано, что внешнеэкономическими и внешнеполитическими угрозами энергетической безопасности являются:
— сокращение традиционных для Российской Федерации внешних энергетических рынков и трудности, связанные с выходом на новые энергетические рынки;
— использование иностранными государствами договорно-правовых, международно-правовых и финансовых механизмов в целях нанесения ущерба топливно-энергетическому комплексу Российской Федерации и ее экономике в целом;
— дискриминация российских организаций топливно-энергетического комплекса на мировых энергетических рынках путем изменения международного нормативно-правового регулирования в сфере энергетики, в том числе под предлогом реализации климатической и экологической политики или диверсификации источников импорта энергоресурсов;
— незаконный отбор экспортируемых Россией энергоресурсов при их транспортировке по территориям иностранных государств;
— несоответствие технологического уровня российских организаций топливно-энергетического комплекса современным мировым требованиям, и чрезмерная зависимость их деятельности от импорта некоторых видов оборудования, технологий, материалов и услуг, программного обеспечения;
— недостаточное развитие нормативно-правовой базы, сдерживающее внедрение инновационных технологий;
— недостаточная инновационная активность организаций топливно-энергетического комплекса и организаций, осуществляющих деятельность в смежных отраслях экономики, ориентация таких организаций на импорт технологий вместо развития отечественного научно-технологического потенциала;
— недостаточные темпы разработки и внедрения новых средств антитеррористической защиты инфраструктуры и объектов топливно-энергетического комплекса.
В условиях экономических санкций, становятся особенно актуальными стратегические задачи по развитию нормативно-правового регулирования, которое способствует внедрению инновационных технологий в сфере энергетики. Также становится важным совершенствование нормативно-правовой базы в вопросах обеспечения безопасного, надежного и устойчивого функционирования энергетической инфраструктуры и объектов.
Одним из острых вызовов является также нормативно-правовое обеспечение цифровизации энергетической отрасли. 28 декабря 2021 года Правительством Российской Федерации приказом № 3924-р [10] было утверждено стратегическое направление в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса. В данном приказе определены проблемы, связанные с несовершенством нормативно-правовой базы, включающие в себя:
— низкую готовность нормативно-правовой базы к масштабному внедрению цифровых решений и их интеграции в бизнес-процессы организаций, включая отсутствие единых стандартов и систем сертификации;
— отсутствие упрощенных процедур закупки для компаний с государственным участием инновационной продукции (в том числе в части цифровых решений/технологий);
— недостаток инструментов поддержки принятия быстрых обоснованных решений субъектами топливно-энергетического комплекса.
Не менее значимые задачи возникают в отношении развития правового статуса участников топливно-энергетического комплекса. Это относится как к правовому положению энергетических компаний, так и к правам и обязанностям потребителей энергетических ресурсов. Особенности правового положения государственных энергетических компаний уже имелись в фокусе правовых исследований, но в наши дни проблемы совершенствования правовых моделей деятельности ключевых компаний энергетической сферы приобретают еще большую актуальность.
Также следует упомянуть о необходимости развития договорного регулирования. Это связано с добычей, производством, поставками, транспортировкой и передачей энергетических ресурсов, а также строительством энергетических объектов и сделками с акциями и долями энергетических компаний.
Возникают вызовы при определении порядка разрешения споров, а также при решении вопроса о применимом праве и при заключении внешнеторговых контрактов с контрагентами из дружественных государств.
В свете изменяющейся внешнеполитической ситуации и разрушения международно-правовых принципов регулирования экономических отношений, появляется сомнение в эффективности действующих договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Особенно это касается механизма рассмотрения инвестиционных споров. В то же время, вызывает сомнения эффективность арбитражной оговорки, предусматривающей «арбитраж в третьей стране», несмотря на ее широкое использование. Бескомпромиссность использования международного коммерческого арбитража, как формы урегулирования коммерческой споров, также вызывает определенные вопросы.
Кроме того, стоит отметить, что на данный момент отсутствует единый закон, регулирующий отношения в сфере энергетики в целом, включая вопросы, связанные с энергетической безопасностью. Нормы, регулирующие эту сферу, в значительной мере закреплены в отдельных специализированных законодательных и подзаконных актах. Поэтому важно провести систематизацию и унификацию правового регулирования в сфере энергетики, включая условия экономических санкций. Это позволит не только устранить риски несогласованности норм, но и создать правовую основу с учетом предупредительных норм.
На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что в XXI веке проблемы, связанные с энергетикой, становятся особенно важными как для глобальной экономики в целом, так и для Российской Федерации. Успешное решение этих проблем требует улучшения законодательного регулирования в сфере топливно-энергетического комплекса как на национальном, так и на международном уровне. Одной из наиболее актуальных проблем является необходимость приведения энергетического законодательства в единую систему. В связи с этим можно поддержать точку зрения ученых и практиков, которые говорят о необходимости разработки и принятия нового концептуального законодательного акта, в котором будут закреплены основные принципы и нормы правового регулирования в сфере энергетики.
Литература:
- Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 N 35-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации. № 13. 2003. Ст. 1177.
- Федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» от 21.07.2011 N 256-ФЗ (последняя редакция) // CЗ РФ. № 30. 2011. Ч. I-II. Ст. 4604.
- Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 N 261-ФЗ (последняя редакция) // СЗ РФ. № 48. 2009. Ст. 5711.
- Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О безопасности».
- Федеральный закон от 30.12.2006 N 281-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О специальных экономических мерах и принудительных мерах».
- Федеральный закон от 04.06.2018 N 127-ФЗ (ред. от 19.12.2023) «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств».
- Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 17.04.2024) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии»).
- Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «О газоснабжении в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024).
- Указ Президента РФ от 13.05.2019 N 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2021 N 3924-р <Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса.