Семиотический анализ фильма «Капитан Фантастик» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 07.03.2021

Статья просмотрена: 857 раз

Библиографическое описание:

Добряк, К. Ю. Семиотический анализ фильма «Капитан Фантастик» / К. Ю. Добряк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 148-149. — URL: https://moluch.ru/archive/352/79019/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье автор с помощью семиотического анализа раскрывает структуру фильма.

Ключевые слова: семиотика, анализ, фильм.

Капитан Фантастик является дебютом в полнометражном кино актера Мэтта Росса, до этого снимавшего лишь короткометражные фильмы. Фильм рассказывает трогательную историю воспитания детей вне социума, показывая все сложности такого воспитания, а также влияние социальной среды на развитие и становление молодых личностей.

Главный герой фильма Бен живет в лесу и воспитывает в одиночку 6 детей. Дети умеют охотиться и стрелять из лука, владеют основами рукопашного боя, знают несколько иностранных языков и основы квантовой физики. Но случается событие, в корне меняющее всю их дальнейшую жизнь, — смерть матери. Они вынуждены покинуть уютный лес и отправиться в реальную жизнь, большой и пугающий город, где столкнуться с множеством проблем, после решения, которых их жизнь не будет прежней.

Прежде всего, хочется отметить успешный дебют Мэтта Росса в качестве режиссёра. Фильм снят в жанре комедии-драмы, но в нем подняты многие психологические и социальные проблемы [2, с. 34]. Среди них: принятие себя, как личности (старший сын Бена после неудач с девушками не разочаровался в себе, а посвятил себя путешествиям и учебе), влияние социальной среды на «нестандартных» людей (непринятие детей Бена двоюродными братьями, неудачное общение с девушкой, завоевание внимание внуков и внучек дедушкой с помощью подарков). Также в фильме поднимается тема семейного воспитания, нужно ли придерживаться конкретного плана при воспитании детей, является ложь во благо верным решением? На эти вопросы режиссер дает свое развернутое мнение.

Структура «тезис-антитезис» идеально подходит фильму, все её компоненты работают слаженно как единый механизм. Символичное разделение на две части (в первой половине ленты — демонстрация плюсов жизни в гармонии с природой, вдали от общества, а во второй взаимодействие, столкновение двух мировоззренческих позиций) [4, с. 56].

Картина получила положительные отзывы, как от зрителей, так и от критиков. Она была показана на Каннском кинофестивале, в рамках программы «Особый взгляд», где Мэтт Росс получил премию за лучшую режиссуру. Исполнитель главной роли Вигго Мортенсен был номинирован на целый ряд значимых кинопремий: «Оскар», «Золотой Глобус», «BAFTA», а также получил премию «Спутник».

Актерская игра в фильме оставляет положительное впечатление. Главный герой Бен в исполнении известного актера Вигго Мортенсена вызывает эмпатию. Он является одновременно человеком со своими устоявшимися жизненными позициями, которые он прививает своим детям (альпинистские походы, анализ литературных произведений, в частности романа Набокова «Лолита», веру в философию Николая Хомского), а с другой стороны любящим отцом, готовым поступиться после случившегося инцидента (попадания дочери в больницу) своими принципами и идеалами ради счастья детей.

Очень ярко показаны характеры детей. Они получились интересными личностями, со своим четко прописанным характером, за которыми интересно наблюдать.

Также впечатлила музыка, звучащая в фильме. Композитором является Алекс Сомерс, который написал очень легкий, но при этом запоминающийся саундтрек в котором мелодично соединилась инструментальная и электронная музыка.

Несмотря на легкость фильма, он заставляет посмотреть иначе на окружающую нас действительность. Семейство Кэш не живет в большом мегаполисе, у детей нет дорогих айфонов, ноутбуков и прочих гаджетов, но при этом они разносторонне развиты, дружны и по-настоящему счастливы. Они живут в гармонии с природой и с самими собой. После просмотра в голове возникает вопрос: «Может те ценности, навязываемые обществом не нужны для счастья, а нужна лишь гармония с миром и с самим собой?

Также в фильме поднимаются еще два очень важных социальных вопроса. Первый это вопрос альтернативного воспитания, можно ли обучить своих детей самому или им необходима школа. Несмотря на все плюсы альтернативного воспитания, главный герой понял, что детям необходима социальная адаптация, которую может обеспечить лишь школа, хоть и не без проблем и допущений (сложности со сверстниками, поверхностное обучение) [4, с. 89].

Второй вопрос очень тесно соприкасается с первым и заключается в определении роли родителя в образовании и воспитании детей. В фильме очень наглядно через отца семейства показывается модель воспитания, которая, на мой взгляд, считается удачной. Отец всячески помогает и обучает их различным умениям, навыкам и знаниям, делая из детей разносторонних, интересных личностей, при этом ему очень важно их мнение, он способен признавать свои ошибки в случае своей неправоты, что и произошло в конце фильма, когда семейство выбирает наиболее приемлемый способ жизни на собственной ферме, но с посещением школы и других учреждений [5, с. 90].

Фильм выстроен таким образом, чтобы каждый зритель, после просмотра нашел в нем, что-то свое. Для кого-то это могут быть принципы воспитания, для другого восхитительная операторская работа, виды гор, леса, а некоторые оценят актуальные социальные и психологические темы, рассмотренные в фильме.

Данное произведение относится к такой категории фильмов, после просмотра, которых хочется поразмышлять, прочитать новое, в частности философию Николая Хомского. У меня фильм вызвал положительные эмоции, это интересное произведение о нестандартной семье, пытающейся адаптироваться под непростую действительность.

Литература:

  1. Фильм «Капитан Фантастик», США, 2016 г., реж. М. Росс (Электронный ресурс). — URL: https://www.kinopoisk.ru/film/841147/ (дата обращения: 04.03.21).
  2. Жабский, М. И. Киноискусство и социология — две формы самопознания общества // Социология и кинематограф. — 2011.- № 8. — 66 с.
  3. Митта, А. Н. Кино между адом и раем / А. Н. Митта. — М.: Зебра Е, 2008. — 508 с.
  4. Лотман, Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю. М. Лотман. — Таллин, 1973. — 420 с.
Основные термины (генерируются автоматически): фильм, альтернативное воспитание, воспитание детей, главный герой, ребенок, социальная среда.


Ключевые слова

анализ, семиотика, фильм

Похожие статьи

К анализу мультфильма «Три богатыря и наследница престола»

В статье проводится семиотический, конструкционистский и феноменологический анализ российского мультфильма «Три богатыря и наследница престола».

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Филологический анализ текста на примере произведения А. П. Чехова «Смерть чиновника»

В данной статье анализируется рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника». Автор статьи, используя филологический подход к художественному тексту, показывает культурологический статус текста через взаимную обусловленность формы и содержания и их соответс...

Языковая репрезентация концепта «война» в экзистенциальном романе Ж. П. Сартра «Отсрочка»

В данной статье исследуется концепт «Война» в романе Ж. П. Сартра «Отсрочка». Автор обращается к понятию концепта и рассматривает его в контексте концепций других учёных. Особое внимание в данной работе уделяется образу войны в рассматриваемом произв...

Особенности диалогичности в современном постмодернистском тексте (на примере произведений Фредерика Бегбедера)

Перевод квазиреалий в научно-фантастическом жанре (на основе романа Р. Ф. Куанг «Вавилон»)

В статье рассмотрено понятие квазиреалии, а также роль данного феномена в контексте научно-фантастического жанра. Выявлены особенности жанра научной фантастики с целью помочь практикующим и начинающим переводчикам расширить понимание специфики перево...

Особенности функционирования природоморфных метафор в политической коммуникации (на материале англоязычной кинотрилогии «Властелин колец»)

В статье автор исследует специфику природоморфных метафор и их разновидностей в политической коммуникации в англоязычной кинотрилогии «Властелин колец».

Роль фантастики в организации гротескного пространства текста

В статье систематизированы и проанализированы научные интерпретации фантастического как художественного кода гротеска. Сделан вывод о том, что наиболее отвечающей природе самого гротеска и подходящей для практического анализа текстов является концепц...

Компьютерное моделирование сюжета произведения Бердибека Сокпакбаева «Меня зовут Кожа»

В статье авторы пытаются выяснить степень совершенности фоносемантических алгоритмов, для оценки эмоционального окраса текста.

Тема казуистики в романе «Братья Карамазовы»

В статье рассматривается одна из граней моральной проблематики творчества Достоевского. Такой узкий взгляд открывает путь к решению более широких проблем, в том числе к проблеме правдивости или правдоподобности языкового творчества с точки зрения авт...

Похожие статьи

К анализу мультфильма «Три богатыря и наследница престола»

В статье проводится семиотический, конструкционистский и феноменологический анализ российского мультфильма «Три богатыря и наследница престола».

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Филологический анализ текста на примере произведения А. П. Чехова «Смерть чиновника»

В данной статье анализируется рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника». Автор статьи, используя филологический подход к художественному тексту, показывает культурологический статус текста через взаимную обусловленность формы и содержания и их соответс...

Языковая репрезентация концепта «война» в экзистенциальном романе Ж. П. Сартра «Отсрочка»

В данной статье исследуется концепт «Война» в романе Ж. П. Сартра «Отсрочка». Автор обращается к понятию концепта и рассматривает его в контексте концепций других учёных. Особое внимание в данной работе уделяется образу войны в рассматриваемом произв...

Особенности диалогичности в современном постмодернистском тексте (на примере произведений Фредерика Бегбедера)

Перевод квазиреалий в научно-фантастическом жанре (на основе романа Р. Ф. Куанг «Вавилон»)

В статье рассмотрено понятие квазиреалии, а также роль данного феномена в контексте научно-фантастического жанра. Выявлены особенности жанра научной фантастики с целью помочь практикующим и начинающим переводчикам расширить понимание специфики перево...

Особенности функционирования природоморфных метафор в политической коммуникации (на материале англоязычной кинотрилогии «Властелин колец»)

В статье автор исследует специфику природоморфных метафор и их разновидностей в политической коммуникации в англоязычной кинотрилогии «Властелин колец».

Роль фантастики в организации гротескного пространства текста

В статье систематизированы и проанализированы научные интерпретации фантастического как художественного кода гротеска. Сделан вывод о том, что наиболее отвечающей природе самого гротеска и подходящей для практического анализа текстов является концепц...

Компьютерное моделирование сюжета произведения Бердибека Сокпакбаева «Меня зовут Кожа»

В статье авторы пытаются выяснить степень совершенности фоносемантических алгоритмов, для оценки эмоционального окраса текста.

Тема казуистики в романе «Братья Карамазовы»

В статье рассматривается одна из граней моральной проблематики творчества Достоевского. Такой узкий взгляд открывает путь к решению более широких проблем, в том числе к проблеме правдивости или правдоподобности языкового творчества с точки зрения авт...

Задать вопрос