Элективный курс «Перспектива» как разработка каждым учащимся 9-го класса индивидуальной образовательной траектории и пошагового вхождения в первую профессию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 01.03.2021

Статья просмотрена: 251 раз

Библиографическое описание:

Кретова, С. Б. Элективный курс «Перспектива» как разработка каждым учащимся 9-го класса индивидуальной образовательной траектории и пошагового вхождения в первую профессию / С. Б. Кретова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/352/78949/ (дата обращения: 17.12.2024).


  1. Постановка проблемы, актуальность и новизна.

В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» (в подпрограмме «Развитие среднего профессионального и дополнительного профессионального образования») указывается на то, что планируется увеличение доли трудоустроившихся в течение календарного года выпускников образовательных организаций… до 59 % к 2025году за счет обеспечения подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, в том числе по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования, в том числе: в 2019 году -до 53 %;в 2020 году -до 54 %;в 2021 году -до 55 %;в 2022 году -до 56 %;в 2023 году -до 57 %;в 2024 году -до 58 %;в 2025 году -до 59 %. 2019 -2025 годы (ПРИЛОЖЕНИЕ No1 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования»).

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится о том, что труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость) входят в систему базовых национальных ценностей современного национального воспитательного идеала.

Поэтому одно из важнейших направлений деятельности классного руководителя — профориентационная работа с учащимися. Особенно актуально она звучит в контексте работы с обучающимися общеобразовательного 9 класса — речь идет о школьниках, 99 % которых собираются покинуть образовательную организацию после получения основного общего образования.

Сам ученик должен верно оценить свои собственные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и главное — свои способности и склонности.

В 2019–2020 учебном году школа как инновационная площадка участвует в апробации элективного курса профессиональной ориентации учащихся 9-х классов «Перспектива». Цель : формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и с учетом требований рынка труда, оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности (стр.4, 3).

Чем вызвано столь пристальное внимание к профориентации обучающихся 9классов со стороны руководства школы?

Метапредметные и Способность к

личностные результаты жизненному и

(по ФГОС) профессиональному самоопределению

Мнение экспертов: что нужно делать?

Нужно готовить школьников к построению собственного образовательно-профессионального маршрута, и делать это в рамках основных образовательных программ.

Необходимо учить самостоятельно совершать жизненно важные выборы, а не требовать назвать конкретную профессию.

Сосредотачиваться не на конкретной профессии, а на сфере профессиональной самореализации, на индивидуальной конфигурации

профессиональных компетенций и квалификаций.

ФГОС общего образования и ФГОС профессионального образования преемственности не имеют, ситуация решается при помощи различных «обходных манёвров» и дополнительных образовательных программ.

  1. Цель и задачи курса .

Элективный курс «Перспектива» разработал центр занятости населения города Тюмени и Тюменского района. Необходимо уточнить, что это благотворительная программа ПАО «СИБУР ХОЛДИНГ», крупнейшей в России интегрированной нефтехимической компании, входящей в ТОП-3 лучших работодателей России (2018).

Цель курса : разработка каждым учащимся 9-го класса индивидуального плана вхождения в профессию, построение каждым учащимся собственной образовательной траектории, включая выбор экзаменов, соответствующих выбору направлений для будущей профессиональной подготовки.

Ступень : основное общее образование (9 кл.)

  1. Практическое применение

Все занятия элективного курса разбиты на отдельные блок -1,2, 3 четверти. В 4 четверти обучающиеся уточняют свой профессиональный выбор и самостоятельно реализуют соответствующие пункты индивидуальных планов вхождения в профессию. Освоение материала элективного курса требует от учащихся интенсивных размышлений и высокого эмоционального напряжения.

По результатам первого анкетирования всего 5 % процентов обучающихся 9 «Г» класса четко представляли свое профессиональное будущее, 50 % обучающихся «не видели» себя в какой-либо профессии. А 45 % оставались равнодушными в целом к данному вопросу. С первого занятия 95 % обучающихся класса приняли данный курс как полезный и необходимый для будущего самоопределения, сразу включились в работу.

Со временем учащиеся стали понимать, что учебный материал курса может научить их самостоятельно определяться со своим будущим. Удивительно, но дети легко рисовали свой образ будущего — образ «настоящего человека» . «Неудачникам» не было места в будущей профессиональной траектории.

Каждый учащийся класса был обеспечен специальной рабочей тетрадью, в которой подростки выполняли задания, связанные с темами урока: «Мой образ будущего», «Мое здоровье», «Мои ценности», «Мои ресурсы», «Мои друзья», «Моя школа», «Паспорт профессии», «Обзор региональной экономики и рынка руда», «Паспорт организаций профессионального образования», «Жизненная траектория» и другие.

На занятиях, чаще всего в игровой форме, обучающиеся имели возможность «прожить» конкретную ситуацию, связанную со своей профессиональной траекторией.

Анкетирование показало , что 55 % учащихся смогли к моменту окончания 2 четверти определиться с выбором организации профессионального образования. В октябре эта цифра составляла всего 5 % от общего числа обучающихся в классе.

Очень интересно прошло занятие на тему «Мои друзья». Игра «Дружков» и «Уважухин» помогла выявить, насколько совпадают основные наши интересы и ценности с интересами и ценностями наших друзей. 89 % процентов обучающихся считают, что в шкале от 0 до 100 % эта цифра колеблется в районе 30 %.

Ребята оценивали семейную ситуацию. Ребята сделали очень важный вывод : родители хотят, чтобы у их детей было все хорошо, только надо сесть за стол переговоров и аргументированно, с цифрами и фактами поговорить о том, что конкретно будет хорошо для детей, а что для родителей (стр.23, 3). На занятиях мы как раз собирали эти цифры и факты .

Паспорт организации профессионального образования позволил собрать воедино все сведения о будущем учебном заведении профессионального образования (работа в интернете). Выяснилось, что 50 % процентов семей не имеют единого мнения в вопросе профессионального выбора будущей профессиональной траектории обучающегося, 24 % учащихся следуют решению родителей, 20 % — своему решению, 6 % — безразличны к своему будущему в рассматриваемом контексте.

  1. Заключение

Таким образом, промежуточные результаты работы в общеобразовательном классе по программе элективного курса «Перспектива» говорят о целесообразности введения данной составляющей в учебный план, формируемый участниками образовательных отношений. Результаты анкетирования учащихся:

«да» — 83, 4 %;

«нет» — 16, 6 %

Мотив активно работать у любого человека возникает тогда, когда ему становится ясны три вещи:

1) Суть и смысл того, что предлагается, понятны и действительно важны. Важны прямо сейчас.

2) Конечный выигрыш уже возник в воображении, выглядит привлекательным и уже предвкушается.

3) Хотя бы в общих чертах понятно, что и как нужно будет делать. Есть уверенность в удачном исходе.

Необходимо учитывать особенность класса (стр.6, 3)..

Литература:

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования». С изменениями и дополнениями от: 22 февраля, 30 марта, 26 апреля, 11 сентября, 4 октября 2018 г., 22января, 29 марта 2019 г.
  2. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России/Данилюк А. Я., Кодаков А. М., Тишков В. А.- М..: «Просвещение» 2011. — 23с.
  3. Захаров Л. В. Методические рекомендации к рабочей программе элективного курса профессиональной ориентации учащихся 9-х классов «Перспектива» на 2019–2020 учебный год / Захаров Л. В., Заворина Л. А.,Дребышева А. А./2019. — 73 с.
Основные термины (генерируются автоматически): элективный курс, профессиональное образование, учащийся, будущая профессиональная траектория, государственная программа, основное общее образование, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, процент обучающихся, Российская Федерация.


Похожие статьи

Методическая разработка урока английского языка для 9-го класса общеобразовательной школы по теме «Конфликты в семье и их разрешение» в виде технологической карты

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы, способствующего развитию связной речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей на базе освоения лексической темы «Времена года»

Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников

В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса. Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых з...

Методы социальной адаптации подростков и молодежи и технологии их привлечения в «Места Свободного Общения» путем реализации программы развития социальных компетенций в студии "Вектор"

Мастер-класс «Лэпбук как универсальное дидактическое пособие по формированию интегративных качеств личности детей дошкольного возраста и позитивного взаимодействия с их родителями»

Конспект по социально-коммуникативному развитию совместного игрового сеанса детей и родителей в первой младшей группе «Непослушные мышата»

Внеаудиторная научно-исследовательская работа студентов «Берегите землю» как метод развития и поддержания интереса к изучаемой профессии техник-эколог

Интегрирование уроков биологии и ОБЖ в «Новотаволжанской СОШ» как фактор здоровьесбережения подростков

Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС

В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Похожие статьи

Методическая разработка урока английского языка для 9-го класса общеобразовательной школы по теме «Конфликты в семье и их разрешение» в виде технологической карты

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы, способствующего развитию связной речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей на базе освоения лексической темы «Времена года»

Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников

В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса. Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых з...

Методы социальной адаптации подростков и молодежи и технологии их привлечения в «Места Свободного Общения» путем реализации программы развития социальных компетенций в студии "Вектор"

Мастер-класс «Лэпбук как универсальное дидактическое пособие по формированию интегративных качеств личности детей дошкольного возраста и позитивного взаимодействия с их родителями»

Конспект по социально-коммуникативному развитию совместного игрового сеанса детей и родителей в первой младшей группе «Непослушные мышата»

Внеаудиторная научно-исследовательская работа студентов «Берегите землю» как метод развития и поддержания интереса к изучаемой профессии техник-эколог

Интегрирование уроков биологии и ОБЖ в «Новотаволжанской СОШ» как фактор здоровьесбережения подростков

Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС

В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Задать вопрос