- Постановка проблемы, актуальность и новизна.
В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» (в подпрограмме «Развитие среднего профессионального и дополнительного профессионального образования») указывается на то, что планируется увеличение доли трудоустроившихся в течение календарного года выпускников образовательных организаций… до 59 % к 2025году за счет обеспечения подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, в том числе по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования, в том числе: в 2019 году -до 53 %;в 2020 году -до 54 %;в 2021 году -до 55 %;в 2022 году -до 56 %;в 2023 году -до 57 %;в 2024 году -до 58 %;в 2025 году -до 59 %. 2019 -2025 годы (ПРИЛОЖЕНИЕ No1 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования»).
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится о том, что труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость) входят в систему базовых национальных ценностей современного национального воспитательного идеала.
Поэтому одно из важнейших направлений деятельности классного руководителя — профориентационная работа с учащимися. Особенно актуально она звучит в контексте работы с обучающимися общеобразовательного 9 класса — речь идет о школьниках, 99 % которых собираются покинуть образовательную организацию после получения основного общего образования.
Сам ученик должен верно оценить свои собственные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и главное — свои способности и склонности.
В 2019–2020 учебном году школа как инновационная площадка участвует в апробации элективного курса профессиональной ориентации учащихся 9-х классов «Перспектива». Цель : формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и с учетом требований рынка труда, оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности (стр.4, 3).
Чем вызвано столь пристальное внимание к профориентации обучающихся 9классов со стороны руководства школы?
Метапредметные и Способность к
личностные результаты жизненному и
(по ФГОС) профессиональному самоопределению
Мнение экспертов: что нужно делать?
Нужно готовить школьников к построению собственного образовательно-профессионального маршрута, и делать это в рамках основных образовательных программ.
Необходимо учить самостоятельно совершать жизненно важные выборы, а не требовать назвать конкретную профессию.
Сосредотачиваться не на конкретной профессии, а на сфере профессиональной самореализации, на индивидуальной конфигурации
профессиональных компетенций и квалификаций.
ФГОС общего образования и ФГОС профессионального образования преемственности не имеют, ситуация решается при помощи различных «обходных манёвров» и дополнительных образовательных программ.
- Цель и задачи курса .
Элективный курс «Перспектива» разработал центр занятости населения города Тюмени и Тюменского района. Необходимо уточнить, что это благотворительная программа ПАО «СИБУР ХОЛДИНГ», крупнейшей в России интегрированной нефтехимической компании, входящей в ТОП-3 лучших работодателей России (2018).
Цель курса : разработка каждым учащимся 9-го класса индивидуального плана вхождения в профессию, построение каждым учащимся собственной образовательной траектории, включая выбор экзаменов, соответствующих выбору направлений для будущей профессиональной подготовки.
Ступень : основное общее образование (9 кл.)
- Практическое применение
Все занятия элективного курса разбиты на отдельные блок -1,2, 3 четверти. В 4 четверти обучающиеся уточняют свой профессиональный выбор и самостоятельно реализуют соответствующие пункты индивидуальных планов вхождения в профессию. Освоение материала элективного курса требует от учащихся интенсивных размышлений и высокого эмоционального напряжения.
По результатам первого анкетирования всего 5 % процентов обучающихся 9 «Г» класса четко представляли свое профессиональное будущее, 50 % обучающихся «не видели» себя в какой-либо профессии. А 45 % оставались равнодушными в целом к данному вопросу. С первого занятия 95 % обучающихся класса приняли данный курс как полезный и необходимый для будущего самоопределения, сразу включились в работу.
Со временем учащиеся стали понимать, что учебный материал курса может научить их самостоятельно определяться со своим будущим. Удивительно, но дети легко рисовали свой образ будущего — образ «настоящего человека» . «Неудачникам» не было места в будущей профессиональной траектории.
Каждый учащийся класса был обеспечен специальной рабочей тетрадью, в которой подростки выполняли задания, связанные с темами урока: «Мой образ будущего», «Мое здоровье», «Мои ценности», «Мои ресурсы», «Мои друзья», «Моя школа», «Паспорт профессии», «Обзор региональной экономики и рынка руда», «Паспорт организаций профессионального образования», «Жизненная траектория» и другие.
На занятиях, чаще всего в игровой форме, обучающиеся имели возможность «прожить» конкретную ситуацию, связанную со своей профессиональной траекторией.
Анкетирование показало , что 55 % учащихся смогли к моменту окончания 2 четверти определиться с выбором организации профессионального образования. В октябре эта цифра составляла всего 5 % от общего числа обучающихся в классе.
Очень интересно прошло занятие на тему «Мои друзья». Игра «Дружков» и «Уважухин» помогла выявить, насколько совпадают основные наши интересы и ценности с интересами и ценностями наших друзей. 89 % процентов обучающихся считают, что в шкале от 0 до 100 % эта цифра колеблется в районе 30 %.
Ребята оценивали семейную ситуацию. Ребята сделали очень важный вывод : родители хотят, чтобы у их детей было все хорошо, только надо сесть за стол переговоров и аргументированно, с цифрами и фактами поговорить о том, что конкретно будет хорошо для детей, а что для родителей (стр.23, 3). На занятиях мы как раз собирали эти цифры и факты .
Паспорт организации профессионального образования позволил собрать воедино все сведения о будущем учебном заведении профессионального образования (работа в интернете). Выяснилось, что 50 % процентов семей не имеют единого мнения в вопросе профессионального выбора будущей профессиональной траектории обучающегося, 24 % учащихся следуют решению родителей, 20 % — своему решению, 6 % — безразличны к своему будущему в рассматриваемом контексте.
- Заключение
Таким образом, промежуточные результаты работы в общеобразовательном классе по программе элективного курса «Перспектива» говорят о целесообразности введения данной составляющей в учебный план, формируемый участниками образовательных отношений. Результаты анкетирования учащихся:
«да» — 83, 4 %;
«нет» — 16, 6 %
Мотив активно работать у любого человека возникает тогда, когда ему становится ясны три вещи:
1) Суть и смысл того, что предлагается, понятны и действительно важны. Важны прямо сейчас.
2) Конечный выигрыш уже возник в воображении, выглядит привлекательным и уже предвкушается.
3) Хотя бы в общих чертах понятно, что и как нужно будет делать. Есть уверенность в удачном исходе.
Необходимо учитывать особенность класса (стр.6, 3)..
Литература:
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования». С изменениями и дополнениями от: 22 февраля, 30 марта, 26 апреля, 11 сентября, 4 октября 2018 г., 22января, 29 марта 2019 г.
- Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России/Данилюк А. Я., Кодаков А. М., Тишков В. А.- М..: «Просвещение» 2011. — 23с.
- Захаров Л. В. Методические рекомендации к рабочей программе элективного курса профессиональной ориентации учащихся 9-х классов «Перспектива» на 2019–2020 учебный год / Захаров Л. В., Заворина Л. А.,Дребышева А. А./2019. — 73 с.