Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Денисова, Ю. Н. Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС / Ю. Н. Денисова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7.1 (77.1). — С. 26-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9292/ (дата обращения: 17.07.2024).



В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.

Появившись на свет, маленький человек начинает познавать мир. С первых минут он неустанно делает открытия, исследует, активно постигает опыт человечества. Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир.

Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.

Разработка Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» является инновационным и эффективным способом организации сотрудничества и взаимодействия с родителями, вовлечения семьи в единый образовательный процесс.

Участники: Дети, родители, сотрудники ДОУ, сотрудники музеев

Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель:

Привлечение родителей к совместной активной деятельности детей;

Повышение интереса к изучению родного края: его культуры, истории людей;

Формирование чувства гордости и ответственности за свою малую Родину;

Укрепление здоровья детей.

Задачи:

Создание условий для физического и эмоционального развития ребенка в ДОУ и семье.

Формирование активной деятельности родителей в воспитании детей, повышение их степени участия в педагогическом процессе.

Гармонизация отношений родителей с помощью организации совместных мероприятий.

Обобщение и систематизирование знаний о родном крае.

Расширение детского кругозора, знакомство детей с географическим расположением города.

Воспитание любви и чувства гордости за город и край, в котором живем.

Маршрут выходного дня предполагает организованную воспитателем (или другим специалистом по договоренности) форму взаимодействия родителей с собственными детьми (посещение выставок, музеев, театра, предприятий города и пр.), причем организуется все это в выходной день — субботу или воскресенье.

Организация совместных мероприятий — достойная замена проведению времени у компьютеров и телевизоров. Это одна из самых лучших форм организации как досуга дошкольников, так и их образования. Через прохождение мероприятий наиболее эффективно приобретаются и усваиваются новые знания об истории, культуре, географии родного края, города. Прогулка принесет только пользу — свежий воздух, смена впечатлений, развитие кругозора, эстетические впечатления.

Важно, чтобы ребенок извлек из походов как можно больше, именно поэтому требуется специальная подготовка родителей. Семья — базовая ячейка, которая дает ребенку ощущение психологической защищенности, социальную поддержку. Именно в этом и есть значение семьи для человека.

Семья — место, где ребенок получает свой первый социальный опыт, опыт общественного поведения. На примере близких, формируется нравственные и духовные качества ребенка. Чтобы воспитывать духовно- нравственное поколение необходимо действовать сообща, совместными усилиями: детский сад, родители, общественность.

G:\17-18\Галя флешка\фото\IMG_20180311_124245.jpg

В современном обществе наблюдается снижение внимания к воспитанию детей со стороны родителей, современные занятые бабушки и дедушки, разрозненность семей. Именно поэтому, стали появляться современные совместные работы семей и ДОУ, в основе которой лежит идея, что воспитание детей — это обязанность и ответственность родителей, а все социальные институты должны помогать и дополнять их воспитательную работу.

Одним из приоритетных направлений в нашей работе является взаимодействие с семьями воспитанников. Наряду с традиционными формами работы ДОУ и семьи мы используем нетрадиционные формы и методы для создания и укрепления позитивного взаимодействия и сотрудничества в рамках образования дошкольников. Одной из нетрадиционных форм по взаимодействию с семьями воспитанников является организация воскресного досуга для детей и родителей.

В выходные дни родители могут больше времени посвятить своему ребенку. В каждой семье существуют свои формы проведения выходного дня.

С младшими дошкольниками работа строится индивидуально. Мы предлагаем родителям — «темы выходного дня» — планирование маршрута путешествия: дом, в котором я живу, улица, любимое место семейных прогулок. Выстраиваем индивидуальные траектории детского развития в сотрудничестве с родителями. Мы даем рекомендации по составлению информативного наполнения экскурсии: сезонные календари, наблюдения, подвижные игры, стихи, фольклор. В младших группах вывешиваются информационные листы, предлагаются буклеты и реклама. Предлагаем письменные и устные консультации «Как провести выходной», «Сколько времени необходимо уделять общению с ребенком?» «Игры, которые помогут удержать ребенка на месте. Организуем сбор коллекций по временам года, устраиваем выставки продуктивной деятельности «Семейные зарисовки» (фотографии, видео, рисунки).

E:\Users\Ксения\Desktop\МАМА\фото мамин телефон\IMG_20190829_160157.jpg

Когда ребята становятся старше, организовываем совместные мероприятия образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» .

Формы работы со старшими дошкольниками:

— Заседание клуба «Путешественник» Планирование маршрута путешествия.

— Сбор информативного наполнения экскурсии.

— Изготовление буклета по маршруту «Что ты увидишь?»

— Семейные зарисовки. Стенгазеты.

— Изготовления «Дневник Путешественника»

— Выставки, презентации

— Семейные праздники.

Разработка маршрутов проходит в несколько этапов

1 этап. Организационный — совместное уточнение направлений.

2 этап. Сбор информации — подбор книг, иллюстраций, брошюр, видеоматериалов.

3 этап. Разработка маршрутов, где указываются основные достопримечательности, на которые необходимо обратить внимание детей.

4этап. Непосредственно экскурсия.

5 этап. Заключительный — выставки фото и рисунков, презентации, стенгазеты, домашние сочинения.

G:\Пожарная станция 12 гр. 2018\DSC_1054.JPG F:\ \мамины дети\Орлёнок 2007 074.jpg

На первом этапе мы знакомимся с профессиями родителей, потом с местами их работы и увлечений. Была подготовлена фото выставка «Наш город». Вместе с родителями в рамках «экскурсия выходного дня» познакомили с социально значимыми местами нашего города улицами, площадями, памятниками, достопримечательностями, музеями, городским парком, предприятиями. Как удивительно меняются наши дети, когда они попадают в этот огромный мир. Сначала это напуганные воробушки, прижимающиеся к своим мама и папам во время первых экскурсий. Но когда они встречают глазами знакомые по фотографиям места, начинают делиться своими знаниями, рассказывать правила поведения, события, с которыми их познакомили взрослые.

Первые экскурсии мы посветили близлежащим улицам и скверам. Написали семейные сочинения «Волжский — город моей судьбы». Родители находились в тесном взаимодействии с дошкольниками: экспериментировали вместе с детьми, стимулируя их к самостоятельному исследовательскому поиску, и продолжали обогащать предметно-развивающую среду, пополняли коллекции, устраивали экскурсии выходного дня, устраивали выставки. Мы посетили достопримечательность нашего степного края Волжскую оранжерею, инициаторами были семья Перемыщевых. Выставку бабочек в краеведческом музее — семья Камарских, семья Головиных — Станция Юннатов. Музей Сталинградской битвы — семья Важнёвых.

D:\ФОТОРЕПОРТАЖИ\Картинная галерея 12 группа 2019\IMG_20190317_115207.jpg

У родителей, тем самым формируется позитивная активная родительская позиция и доверительное отношение к образовательному учреждению, развивается родительская компетентность.

Экскурсия по городу-герою Волгограду показала, как многому научились наши дети: правила поведение в транспорте, пешехода и конечно чувство гордости, что мы живем на святой земле. В Волгограде мы посетили: площадь Ленина, Планетарий, Музей под открытым небом у Сталинградской панорамы, площадь «Павших борцов», Мамаев Курган.

Итогами нашего проекта было создание мини-музея «Край, в котором я живу», и викторина «Мы живем на земле Волгоградской».

Необычайна климатическая зона нашего края, очень разнообразна. Дети, как правило, не обращают на это внимания, поэтому родители в этом вопросе становятся нашими союзниками, организуют экскурсии, посещения музеев, природных парков. Во время экскурсий выходного дня по Волго-Ахтубинской пойме (организованной родителями Е. В. Буяровой и Л. В. Алимасовой) ребята любовались красотой осенней дубовой рощи, интересовались можно ли самим вырастить такое красивое дерево.

Осваивая социальную роль, дети приобретают жизненный опыт, насыщенный новыми эмоциями и содержанием, закрепляют знание новых форм общения и взаимодействия, расширяют словарный запас, приобретают социальные навыки, достигают положительного эмоционального состояния. Они активно осваивают мир взрослого, который становится и их миром. Мы стараемся полноценно обеспечивать развитие индивидуальности каждого ребенка, подготавливать их к новому социальному статусу.

Можно отметить следующие результаты : Повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом, педагогами. Осмысление родителями оздоровительной и познавательной ценности активных совместных семейных мероприятий. Приобретение знаний о различных формах семейного отдыха. Расширяются представления детей о родном городе, его истории и культуре.

G:\День города 2017\20170720_164246.jpg

Продукт:

для детей:

— журнал стенгазета

— выставка работ совместного творчества

для родителей:

— выставка работ совместного творчества — совместный праздник

— стенгазета «Мы любим город Волжский».

для педагогов:

— повышения уровня профессиональной компетенции в вопросах формирования у детей чувства гордости за Родину;

— картотека произведений художественной литературы;

— совместный праздник «Путешествие по городу»;

— размещение материалов по патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Важно отметить, что инициаторами экскурсий были мы в начали пути. В старших группах родители сами разрабатывали маршруты и мы получали приглашения вместе с детьми. И эти экскурсии запомнились нам, как самые интересные и наполненные.

Сотрудничество с родителями их заинтересованности, кардинально изменяет ситуацию для взаимодействий с детьми. Деятельность завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным практическим образом (газеты, макеты, альбомы, выставки, праздники и т. д.). Повышается активность в детско-родительских отношениях. Заинтересованность и самостоятельность детей, активная роль в этом процессе позволили нам разнообразить развивающую среду, расширить интересы детей, объединить одной идеей творчества в создании прекрасного вокруг детей.

Литература:

  1. Алешина. Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью./ Н. В. Алешина. М.: Элизе Трейтинг, 2004г. 2466с.
  2. Баранова Э. А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5–8 лет. [Текст] / Э. А. Баранова // Вопросы психологии. — 2007 — № 4 — с. 45–55;
  3. Бручилова, И.А. Проблема диагностики и коррекции детско-родительских отношений в семьях// семейные научные исследования. Концепт, 2013 г.
  4. Денисова Ю. Н. «Развитие познавательной активности дте дошкольников в проектной деятельности», [Текст] «Учебный год»-Волгоград,- 2017-№ 3-ст.75–79;
  5. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением». М.: Мозаика-Синтез, 2014.- 96ст
  6. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию. // Дошкольное воспитание. — 2013 — № 3 — с. 15–17;
  7. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. // Под ред. Л. Г. Нисканен. — М.: «Академия». 2002. — 208 с.;
  8. Калинина Р. Детское «почему» и интеллектуальное развитие. // Школьный психолог. — 2004. — № 1. — с. 22–24.
Задать вопрос