Последние два десятка лет принесли нам стремительное развитие информационных технологий, а вместе с тем огромное количество информации. В большом разнообразие информационных источников достаточно сложно ориентироваться как детям, так и взрослым.
Данная проблема накладывает свой отпечаток на сферу образования. Дети и подростки очень часто теряют интерес при изучении отдельных предметов, считая полученную на них информацию совершенно ненужной для себя в будущем. А если познавательная активность подрастающего поколения снижается, то это приводит к сужению кругозора.
Ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанно, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса, недостатком двигательной активности, неправильным питанием обучающихся, несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса, отсутствием у детей элементарных знаний о том, как стать здоровыми.
Для решения данной проблемы в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. П. Серикова Шебекинского района Белгородской области» учителя-предметники проводят интегрированные уроки, направленные на формирование у подростков навыков сбережения собственного здоровья и здоровья окружающих.
Интеграционные связи между предметами — это процесс сближения и связи наук [1].
В своей работе Шаталова Е. А., учитель Муниципального автономного образовательного учреждения «Школа № 18" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Пермь» писала: «Интегрированный урок — это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления» [4].
По мнению А. О Ибраевой: «Интегрированные уроки должны отвечать следующим требованиям: во-первых, урок должен дать ребёнку самые различные знания, во-вторых учитель должен повысить познавательный интерес школьников, в-третьих, урок должен активизировать мыслительную деятельность учащихся, и, наконец дети должны проявлять творческие способности, ум» [3]. Как считает Н. В. Груздева: «Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес. Да и не все темы и разделы учебной программы можно и нужно интегрировать» [2].
На данном этапе развития педагогики, перед педагогическими работниками стоит задача создания условий психологического комфорта на всех этапах образовательного процесса. И только через совместную творческую деятельность обучающихся и учителей можно создать подобные условия.
В нашей школе одной из главных применяемых технология является технология здоровьесбережения обучающихся.
Под здоровьесберегающей технологией понимают систему мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития [4].
Важность интегрирования образовательных предметов в обучении школьников очевидна. Она вызвана достаточно высоким уровнем развития современной науки.
Для выработки межпредметных связей, которые нуждаются в объединении знаний из разных областей науки, интегрированные уроки являются эффективным источником получения знаний.
В своей работе Е. В. Михеева пишет: «В ходе интеграции повышается объем взаимосвязей, упорядочивается функционирование отдельных частей системы. Использование межпредметного интегрирования способствует также целостному восприятию мира и формированию естественнонаучного мировоззрения учащихся» [4].
В нашей школе в последние годы отработано творческое взаимодействие учителей биологии и основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Урок мы проводили в 8 классе.
Тема нашего урока: «Кровотечения. Оказание доврачебной помощи при кровотечениях».
Цель проведения подобных уроков — даль ученикам знания по сохранению собственного здоровья и здоровья окружающих, сформировать у них необходимые знание, умения и навыки в данном направлении, научить использовать полученные знания на практике.
Интеграция уроков позволяет школьникам развивать интерес к предметам ОБЖ и биологии, а также познавательную активность и творческие способности через групповую работу на основе биологических понятий.
Урок был выстроен таким образом, чтобы учащиеся смогли изучить теоретические знания, а затем попробовать их на практике.
При изучении материала дети работали как индивидуально, так и группами. Одно из предложенных заданий было групповое, где обучающиеся должны были составить сравнительную характеристику видов кровотечения и способов их остановки. Изучив теоретическую часть, школьники приступили к освоению практической части урока. Выбрав по одному из участников группы, учащиеся под руководством учителей показали, каким образом нужно правильно останавливать те или иные виды кровотечений и как не нужно делать. Один из примеров такого задания:
— Представим, что вы стали свидетелями ситуации, в которой у мужчины началось кровотечение из артерии на ноге. Ваши действия?
Группа учащихся, которые изучали артериальные кровотечения, рассказывает, какими отличительными признаками обладает артериальное кровотечение и наглядно показывает, каким образом нужно накладывать повязку, кое положение должен иметь пострадавший и какие действия необходимо предпринять после оказания первой доврачебной помощи.
Из опыта интеграции уроков можно сделать вывод, что при проведении данных уроков учащиеся имеют замечательную возможность показать свои творческие навыки, приобщиться к работе с целью испытания своих возможностей, развить интерес и познавательную активность к преподаваемым предметам.
Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения, чем они лично для него значимы и для чего они ему нужны. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром.
Итак, технологии здоровьесбережения являются одним из важных факторов в образовательном процессе современной школы. Работа с использованием приёмов, форм и методов организации обучения школьников в данном направлении, идет без ущерба для их здоровья, и является качественной характеристикой любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой. Каждому педагогу известно, что только правильная организация учебной деятельности детей будет способствовать улучшению всех аспектов здоровья подрастающего поколения.
Литература:
- Боярчук В. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. — Вологда, 1988,-202 с.
- Груздева Н. В. Интеграция как методологический и дидактический принцип (на примере школьного естественнонаучного образования). Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. /.-СПб., 1996.- С. 70–80.
- Ибраева А. О формировании иноязычных умений и навыков в школьной практике средствами межпредметных.- М., 1989г.
- http://www.orenipk.ru/kp/distant/do/ped/2_2.htm