Сложности реализации проекта территориального образовательного комплекса и рекомендации по их преодолению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 02.03.2021

Статья просмотрена: 391 раз

Библиографическое описание:

Сизых, М. И. Сложности реализации проекта территориального образовательного комплекса и рекомендации по их преодолению / М. И. Сизых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 70-74. — URL: https://moluch.ru/archive/352/78918/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор описывает сложности реализации проекта территориального образовательного комплекса и рекомендации по их преодолению.

Ключевые слова: территориальные образовательные комплексы (ТОК), оптимизация, муниципальное образование, взаимодействие, модернизация.

В условиях перехода современной экономики на инновационный путь развития, образование становится важнейшим фактором преобразований в общественной жизни, экономике, природопользовании страны и её регионов. Формируя «образ» человека и закладывая модели его действий в различных сферах жизнедеятельности, образование во многом определяет возможности экономического развития.

Интеграция государства в мировое сообщество требует применения эффективных управленческих традиций в сфере образования, а также изменения системы отечественного образования в соответствии с международными стандартами.

Необходимость перехода к инновационному типу развития осознана и получила декларативное отражение в ряде официальных документов стратегического характера федерального и регионального уровней. На федеральном и региональном уровнях разработаны и реализуются программы развития образования. В данном случае речь идет о системе образования, как совокупности образовательных организаций.

Территориальные образовательные комплексы, объединяющие в себе институты общего, школьного и дополнительного образования, представляют инновационную модель управления в сфере общего образования. Изменяя масштаб проектирования от уровня школьного образовательного учреждения до некоторой территории, появляется возможность реагировать на диверсифицированный запрос на образовательную услугу населения за счет интеграции образовательных организаций с учреждениями других сфер.

Одной из основных проблем управления образованием сегодня является разработка и внедрение механизмов ускорения процесса его модернизации. На практике ключевые задачи такого процесса решаются достаточно медленно. Для их ускорения требуется обоснование и внедрение специального комплексного механизма, обеспечивающего согласование различных интересов, ценностей и установок, в соответствии с которыми люди адекватно воспринимают управленческие решения и реализуют их в своей деятельности. Требуется создать условия, способствующие достижению предельно важных задач модернизации, стимулирующие к качественному труду и эффективному хозяйствованию.

Территориальные образовательные комплексы (ТОК) — образовательные учреждения иного типа, чем привычные нам школы. Формирование ТОКов предоставляет всем участникам образования недоступные ранее возможности. Образовательная организация нового типа должна создавать условия, для того чтобы учащийся мог пережить социальный успех, стремился прилагать усилия для его достижения, имел опыт преодоления неудачи, опыт управленческой или организаторской работы, при которой значительная доля ответственности лежала бы на нем.

Таким образом, необходимо пересмотреть организацию системы образования, выявить новые ресурсные потенциалы, поскольку этого требуют изменившиеся общественно-политические и социально-экономические реалии. Модернизация системы образования, определенная в стратегических документах Правительства предполагает внедрение и распространение различных социально-педагогических проектов. При этом важно, чтобы проекты развития образования диссеминировались на основе целевого планирования и являлись составной частью региональной программы развития образования. Однако в исследованиях по проблемам регионального управления образованием вопросы диссеминации проектов с учетом специфики конкретных территорий раскрыты недостаточно. В работах по управлению развитием образования не выявлено, каким образом та или иная специфика территорий воздействует на успешность и результативность проектов, что общего и особенного должно быть учтено при распространении результатов проектов и экспериментов федерального уровня в образовательные учреждения муниципалитетов.

Необходима оптимизация самого управленческого процесса, его рационализация путем стимулирования и целевой поддержки наиболее значимых видов деятельности, обеспечивающих планируемые в рамках модернизации результаты и эффекты. В условиях модернизации образования, перехода к новым целевым установкам и задачам образования, изменений образовательной среды и законодательства очень важным становится процесс изменения деятельности образовательных организаций и создания на их базе крупных территориальных образовательных комплексов.

Изучив проект территориального образовательного комплекса в условиях муниципального района Республики Саха (Якутия), необходимо выделить основные проблемы, встречающиеся на пути создания.

Прежде всего, особенно остро возникает вопрос преодоления административных барьеров. Реализация создания проекта и функционирования интегрированных образовательных учреждений замедляется в связи с отсутствием действующих механизмов межведомственного взаимодействий и финансирования.

При распределении полномочий органов МСУ в сфере образования огромную роль имеют специальные законы, нормы которых прорабатываются отраслевыми органами власти.

Так, к первой проблеме следует отнести проблему территориально-административной границы и межбюджетных отношений. Проблемы встречаются в случае нахождения филиалов моделей образовательных комплексов в разных муниципальных территориях. В такой ситуации есть вероятность возникновения административных барьеров, так как финансовое обеспечение образовательных комплексов осуществляется из разного бюджета.

Следующей сложностью реализации проекта является правовое оформление моделей образовательных комплексов. Создание и работа таких интегрированных моделей подразумевает перемену должностей некоторых работников, которое может существенно повлиять на стаж и пенсионное будущее таких работников, так как они связаны с действующим штатным расписанием.

Организация межведомственного и межбюджетного взаимодействия- представляет собой не менее серьезную проблему, ведь оно состоит в разном отраслевом и уровневом правовом регулировании. Вероятность возникает в случае если подведомственные учреждения отнесены к различным отраслям социальной сферы или бюджетной системы.

Завершающей сложностью считаем, что для многих дотационных муниципальных образований имеется определенный риск недофинансирования и появления проблем в вопросе привлечения дополнительных материальных ресурсов.

В числе технических требований, предъявляемым к территориальному образовательному комплексу отметим следующие:

− наличие высокоскоростного доступа к сети Интернет;

− оснащённость образовательного процесса комплексом учебного и компьютерного оборудования, обеспечивающим реализацию ФГOC общего образования;

− соответствие требованиям СанПин;

− укомплектованность высококвалифицированными педагогическими кадрами по каждому из предметов учебного плана;

− укомплектованность специалистами для психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

− наличие основной и дополнительной учебной литературы, справочных пособий, наглядного материала, оборудования и приборов для реализации основных образовательных программ ступеней образования;

− наличие оборудованных помещений для проектной, исследовательской деятельности обучающихся и учителей;

− наличие автотранспорта для подвоза учащихся, соответствующего требованиям обеспечения безопасности;

− наличие столовой для организации горячего питания в соответствии с утвержденными нормами;

− наличие медицинского кабинета и медицинского обслуживания.

На практике, вопреки всем вышеперечисленным сложностям, создание образовательных комплексов, умеющих оказывать населению многопрофильные услуги, является действенным механизмом совершенствования социального обслуживания населения и при этом, гарантирует переход к бюджетированию, ориентированному на результат.

На наш взгляд, безусловно, создание и дальнейшее совершенствование образовательных комплексов на основе интеграции и сетевого взаимодействия предоставит огромную возможность обеспечивать наилучшие условия полноценного воспитания, образования и социализации обучающихся, их разностороннего развития, социальной защиты и оперативно применять социокультурный и производственный потенциал образовательного учреждения, его кадровые и материальные ресурсы, новые образовательные технологии.

В современных социально-экономических условиях особое значение приобретает разработка эффективной долгосрочной политики государственной поддержки и оптимизации сети общеобразовательных учреждений, в том числе сельских школ, с целью создания условий для обеспечения доступности и одинаково высокого качества образования, решения актуальных задач экономического, социального и духовного возрождения сельского социума.

Все более становится очевидным, что современное общество осознает возрастающую роль образования в дальнейшем развитии государства, при этом система образования выступает важнейшим фактором социально-экономического развития.

На данном этапе деятельность в сфере образования осуществляют, и федеральные органы власти, и органы власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления. Полномочия по вопросам финансового обеспечения и нормативно-правового регулирования сферы образования разделены между соответствующими уровнями власти.

Основополагающей нормой, определяющей полномочия органов местного самоуправления в системе образования, является статья 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». К этим полномочиям, в том числе, относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

Стратегическую цель общего образования можно обозначить следующей формой — реорганизовать и оптимизировать обязательное общее образование и увеличить возможности неформального образования, получаемого обучающимися вне школы.

По сути, интеграция в системе образования является совокупностью образовательных организаций, связанных и объединенных друг с другом по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с научными центрами.

В Республике Саха (Якутия), как и в большинстве регионов России, территориальные образовательные системы переживают значительные изменения, которые подводят их к новому состоянию: изменяются формы собственности, правовой статус образовательных учреждений, идет поиск эффективных технологий обучения и воспитания, вводятся изменения в механизмах управления. В связи с этим наблюдается острая потребность в научном обосновании происходящих перемен, прогнозировании и проектировании развития систем образования.

Целью создания ТОК является обеспечение обучающимся доступности получения качественного общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и общего образования и их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями при рациональном использовании материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов образовательного учреждения.

Сущностным признаком образовательного комплекса, обеспечивающего новое качество образования, является интегрированная деятельность по обеспечению обучения, воспитания, развития, охраны здоровья и социализации учащихся. Основными показателями образовательного комплекса становятся его характеристики: открытость, целостность, преемственность, вариативность, гибкость, в условиях которых формируются новые показатели образования: здоровье, творческое, личностно-значимое, успешное.

Вышеперечисленные качества различны по содержанию, но являются неотъемлемыми составляющими современного образовательного процесса.

На наш взгляд, несмотря на риски и административные барьеры, препятствующие созданию образовательных комплексов, опыт регионов страны однозначно свидетельствует о значительных преимуществах образовательных комплексов перед традиционными видами учебных заведений.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 4. Ст. 445.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 53 (ч. I), 31.12.2012, ст.7598.
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. 27.12.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Ведомости Федерального Собрания РФ, N 29, 11.10.2003.
  4. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 1 (ч. II), 01.01.2018.
  5. «Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» (ред. от 08.06.2012) (принята на внеочередной одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Саха (Якутия) двенадцатого созыва постановлением от 04.04.1992 N 908-XII) (Текст Конституции (Основного закона) РС(Я) утвержден Законом РС(Я) от 17.10.2002 54-З N 445-II) // СПС «КонсультантПлюс».
  6. Закон Республики Саха (Якутия) от 23.05.1995 № З № 59-I
  7. «Об образовании» (Документ утратил силу) // Якутские ведомости № 19 от 23.06.1995.
  8. Закон Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 № 1401-З № 359-V
  9. Об образовании в Республике Саха (Якутия) (с изменениями на 26 апреля 2018 года).
  10. Закон Республики Саха (Якутия) от 25.04.2019 № 2137-З № 185-VI «О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании в Республике Саха (Якутия)» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 13.05.2019.
  11. Закон Республики Саха (Якутия) от 16.10.1992 г. № 1171-XII «О языках в Республике Саха (Якутия)» //СПС «КонсультантПлюс».
  12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»// Российская газета, № 83, 11.04.2014.
  13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» // Российская газета, № 139, 21.06.2012.
  14. Закон Республики Саха (Якутия) от 30.11.2004 № 173-З N 353-III «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия).
Основные термины (генерируются автоматически): общее образование, комплекс, система образования, сфера образования, территориальный образовательный комплекс, местное самоуправление, образовательное учреждение, образовательный комплекс, образовательный процесс, Российская Федерация.


Ключевые слова

оптимизация, взаимодействие, модернизация, муниципальное образование, территориальные образовательные комплексы (ТОК)

Похожие статьи

Проблемы и перспективы развития системы школьного образования

В статье рассматривается определение личностных и общественных приоритетов школьного образования в условиях быстро изменяющейся среды.

Инновационные подходы к организации проектной исследовательской деятельности школьников старших классов

В статье представлен анализ особенностей организации проектной исследовательской деятельности школьников, выделены ее формы, проведен сравнительный анализ с традиционной классно-урочной системой, определены перспективы дальнейшего использования в обу...

Приоритетные инновации в образовании

В статье дается теоретическое обоснование необходимости применения инноваций в образовании, как необходимого элемента текущего реформирования системы в целом, обосновываются важнейшие направления инновационной деятельности в данной сфере.

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности

В статье рассматривается сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений: предпосылки возникновения, характерные свойства и основные черты сетевой организации, модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и аспекты формиро...

Оценка эффективности процессов проектной строительной организации

В статье рассмотрены особенности оценки эффективности процессов проектной строительной организации. Предложена авторская классификация процессов и комплекс показателей для их анализа.

Проектная деятельность в начальной школе

В статье исследуются вопросы проектирования в начальной школе на примере социальных проектов и организации интересной образовательной среды в современных российских школах посредством разнообразия проектов. Рассматривается необходимость комплексного ...

Особенности образовательных проектов и управления ими

В статье рассмотрены теоретические основы образовательных проектов, изучен их состав, структура, особенности управления, выделены новые формы образовательных проектов и представлен опыт реализации на примере вуза.

Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях информатизации и функционирования образовательных организаций в комплексах

В статье рассмотрены основные принципы взаимодействия между участниками образовательного процесса больших комплексов по трем типам: «административное взаимодействие», взаимодействие «администрация — учитель», «учитель — ученик — родитель», а также ос...

Анализ мирового опыта формирования территориальных инновационных кластеров

В статье представлены особенности формирования региональных кластеров в разных странах, определены ключевые факторы успешного развития кластеров.

Особенности управления инновационным развитием образовательной организации

В статье представлен анализ особенностей управления инновационным развитием образовательной организации, рассматривается структура управленческих решений, этапы их проектирования, принятия и реализации в условиях инновационной деятельности дошкольног...

Похожие статьи

Проблемы и перспективы развития системы школьного образования

В статье рассматривается определение личностных и общественных приоритетов школьного образования в условиях быстро изменяющейся среды.

Инновационные подходы к организации проектной исследовательской деятельности школьников старших классов

В статье представлен анализ особенностей организации проектной исследовательской деятельности школьников, выделены ее формы, проведен сравнительный анализ с традиционной классно-урочной системой, определены перспективы дальнейшего использования в обу...

Приоритетные инновации в образовании

В статье дается теоретическое обоснование необходимости применения инноваций в образовании, как необходимого элемента текущего реформирования системы в целом, обосновываются важнейшие направления инновационной деятельности в данной сфере.

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности

В статье рассматривается сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений: предпосылки возникновения, характерные свойства и основные черты сетевой организации, модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и аспекты формиро...

Оценка эффективности процессов проектной строительной организации

В статье рассмотрены особенности оценки эффективности процессов проектной строительной организации. Предложена авторская классификация процессов и комплекс показателей для их анализа.

Проектная деятельность в начальной школе

В статье исследуются вопросы проектирования в начальной школе на примере социальных проектов и организации интересной образовательной среды в современных российских школах посредством разнообразия проектов. Рассматривается необходимость комплексного ...

Особенности образовательных проектов и управления ими

В статье рассмотрены теоретические основы образовательных проектов, изучен их состав, структура, особенности управления, выделены новые формы образовательных проектов и представлен опыт реализации на примере вуза.

Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях информатизации и функционирования образовательных организаций в комплексах

В статье рассмотрены основные принципы взаимодействия между участниками образовательного процесса больших комплексов по трем типам: «административное взаимодействие», взаимодействие «администрация — учитель», «учитель — ученик — родитель», а также ос...

Анализ мирового опыта формирования территориальных инновационных кластеров

В статье представлены особенности формирования региональных кластеров в разных странах, определены ключевые факторы успешного развития кластеров.

Особенности управления инновационным развитием образовательной организации

В статье представлен анализ особенностей управления инновационным развитием образовательной организации, рассматривается структура управленческих решений, этапы их проектирования, принятия и реализации в условиях инновационной деятельности дошкольног...

Задать вопрос