Проблемы внедрения инструментов управления цифровыми проектами в сфере высшего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 15.04.2023

Статья просмотрена: 228 раз

Библиографическое описание:

Аюб, Марьям Фади. Проблемы внедрения инструментов управления цифровыми проектами в сфере высшего образования / Марьям Фади Аюб. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101642/ (дата обращения: 24.11.2024).



Статья посвящена цифровизации сферы высшего образования, а также внедрению цифровых инструментов и технологий в области высшего образования.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые инструменты, высшее образование, проектное управление, цифровая трансформация, цифровые проекты, оптимизация.

В современных реалиях особое внимание уделяется цифровизации всех сфер деятельности, где задействован человеческий труд. Цифровизация и оптимизация процессов трудовой деятельности необходима для ускорения и усовершенствования всех процессов деятельности человека. Например, к таким процессам относится сокращение человеческого участия, и замена его машинными возможностями. Цифровизация также направлена на совершенствование как производственных, так и рабочих процессов, оптимизацию и автономную работу с минимальным участием монотонного человеческого труда. Цифровая трансформация — это процесс перехода к новым технологиям для повышения эффективности экономики, социальной сферы, государственного управления и сферы образования. Целью цифровой трансформации является не просто внедрение информационных технологий, но также постепенная и плавная перестройка привычных процессов для повышения уровня жизни людей, а также улучшения и совершенствование их трудовой деятельности в современных реалиях.

Стадии цифровой трансформации

Рис. 1. Стадии цифровой трансформации

Особое внимание последние пару лет уделяют цифровизации в сфере высшего образования. Первостепенной задачей цифровизации в сфере высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, соответствующих «цифровому» времени. Цифровая трансформация также является необходимой для внедрения цифрового образование: онлайн лекции, семинары, интерактивное обучение, дистанционный образовательный процесс, ведение электронных программ и баз данных.

Цифровая трансформация образования обеспечивает достижение двух основополагающих стратегических целей:

  1. повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий
  2. повышении качества подготовки специалистов соответствующим требованиям информационного общества

Частые проблемы, с которыми сталкиваются при внедрении цифровых инструментов:

— большие финансовые затраты

— технические ограничения (при использовании высокоскоростного интернета)

— цифровая неграмотность [4]

— снижение интеллектуальной работы

Самые наиболее актуальные виды проектов и их специфика

Отличительной чертой проектов цифровой трансформации от других является тот факт, что в данном проекте целью является создание или доработка информационной системы, а также используются цифровые платформы и технологии. Цифровой проект может сам не быть трансформационным, но готовить почву для реализации трансформационного проекта.

Таблица 1

Вид проектов

Цифровая трансформация

Инновационный

Учебно-образовательный

Особенность

предусмотрено создание или развитие информационных систем особого класса — цифровых платформ.

Для достижения поставленной цели создается или функционально расширяется (дорабатывается) платформенное [1] решение, то есть решение, основанное на цифровых платформах и доступное широкому либо неограниченному кругу лиц для автоматизированного выполнения каких-либо задач.

направлен на создание или развитие товаров/ услуг организации

повышения компетенции сотрудников компании в предметной области.

В сфере образования различают следующие виды проектов:

— исследовательские

— творческие

— информационные

— практико-ориентированные

Виды цифровых проектов

Рис. 2. Виды цифровых проектов

Таблица 2

Пример проектор в сфере образования реализуемых в РФ

Название проекта

Сроки реализации

Бюджет

Специфика проекта

1.Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»

01.01.2019–30.12.2024 г.

Федеральный бюджет: 73,4 млрд.руб.

Передано субъектам РФ: 62,9 млрд.руб.

направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.

2. Цифровая трансформация отрасли «Образование»

Внедрение единой региональной образовательной платформы

До 2030 г

создание единой региональной цифровой образовательной среды в Чувашской Республике, позволяющей совершенствовать и автоматизировать процедуры сбора, свода и консолидации отчетности, обработки данных.

3. Цифровая трансформация отрасли «Образование»

Система управления в образовательной организации

До 2030 г

создание системы, обеспечивающей принятие управленческих решений в системе образования на основе анализа больших данных.

перевод межведомственного взаимодействия на электронный документооборот, в том числе между государственными и негосударственными организациями. Создание условий для принятия управленческих решений на основе анализа больших данных, в том числе посредством интеллектуальных алгоритмов на основе машинного обучения.

4. Цифровая трансформация отрасли «Образование»

Библиотека цифрового образовательного контента

До 2030 г

использование современного верифицированного цифрового образовательного контента, реализация образовательных программ углубленного уровня, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий, а также повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников.

5. Национального проекта «Наука и университеты»

с 2022–2031 г

410 млрд.руб

привлечение молодежи в сферу науки и технологий, вовлечение исследователей и разработчиков в решение важных задач для страны и общества и рост знания людей о достижениях Российской науки.

Топ самых популярных цифровых инструментов в России:

  1. Платформы для дистанционного обучения
  2. Цифровая геймификация в сфере образования
  3. Программно-аппаратные решения на основе виртуальной и дополненной реальности (VR и AR) [2] как дополнительного инструмента обучения.

Частые проблемы, с которыми сталкиваются в процессе внедрения инструментов цифровой трансформации проектов в сфере высшего образования:

  1. Недостаточный опыт работы в области использования / эксплуатации современных цифровых инструментов (программ, баз данных, СЭД).
  2. Отсутствие специалистов по ведению и эксплуатации цифровых и информационных баз, а также системы электронного документооборота.
  3. Отсутствие специализированной техники и ПО [3].
  4. Отсутствие материальной поддержи и финансирования в данном направлении.
  5. Уровень цифровой грамотности ППС.

В процессе внедрения цифровых инструментов и технологий в области высшего образования особо актуальной является тема цифровизации проектного управления в образовательной сфере.

Процесс цифровизации сферы высшего образования особое внимание концентрирует на деятельности связанной с документооборотом.

Благодаря цифровизации в сфере образования, бумажный документооборот претерпевает большие изменения, в следствии чего происходит оптимизация бумажного документооборота в электронный.

С учетом вышеизложенной информации проводится исследование по выявлению основных проблем, связанных с преобразованием бумажного документооборот в электронный, а также внедрением единой СЭД в вузе.

Критерии успешности внедрения СЭД в вузе:

— Увеличивается скорость обработки документации (на 11 %)

— Сокращается риск потери документации (на 25 %)

— Уменьшаются затраты времени работников по работе с бумажной документацией (на 13 %)

— Минимизируются затраты на покупку бумаги и картриджей для печати бумажных документов

Заключение

Таким образом сфера цифровой трансформации распространяется и внедряется во все сферы жизнедеятельности людей. Все существующие процессов жизнедеятельности человечества в настоящее время широко развивается и все больше количество как учебных заведений, образовательных организаций, так и частного сектора берет курс на совершенствования своих уже имеющихся процессов работы и перехода этих процессов в автоматизированную среду. Где как раз и происходит внедрение и замена ручного труда цифровым. Благодаря внедрению цифровых инструментов, оптимизируются и существенно сокращается время, затрачиваемое на образовательный труд. Процессы образовательной деятельности переходят на новый образовательный уровень. Переход в цифровую среду, существенно облегчает и ускоряет процесс адаптации, повышает результативность, а в следствии повышается и улучается качество учебного процесса как студентов, так и ППС. Переход бумажного документооборота обусловлен современными тенденциями развития цифровой трансформации, что позволяет ускорять обмен информационными ресурсами между всеми структурными подразделениями вуза, в следствии чего работоспособность увеличивается, а время затрачиваемое ранее на обработку документации сокращается, так как все оптимизируется в электронный формат.

Литература:

1. Блинов В. И., Дулинов М. В., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Издательство «Перо», 2019.

2. Богатырева Ю. И., Привалов А. Н., Ситникова Л. Д. Классификация цифровых инструментов обучения для проектирования и реализации образовательного процесса // Современные проблемы науки и образования. — 2022. — № 5;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32072 (дата обращения: 25.01.2023).

3. Гаирбекова П. И. Актуальные проблемы цифровизации образования в России // Современные проблемы науки и образования. — 2021. — № 2.;

4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30673 (дата обращения: 14.12.2022).

5. Игнатова Ю. Ю., Костенкова Е. Ю. Основные проблемы внедрения систем электронного документооборота // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018019985 (дата обращения: 30.01.2023).

Основные термины (генерируются автоматически): цифровая трансформация, высшее образование, сфера образования, бумажный документооборот, внедрение, образовательная деятельность, особое внимание, цифровая трансформация отрасли, проектное управление, трудовая деятельность.


Похожие статьи

Цифровые технологии в системе управления персоналом

В статье, автором освещается вопрос внедрения и использования цифровых технологий в системе управления персоналом.

Цифровизация государственного управления в сфере образования

В статье автор определяет применение технологий цифровизации в системе государственного управления в сфере образования, выявляя соответствующие проблемы и предлагая варианты по их разрешению.

«Цифра» и организация образовательного процесса: перспективы и проблемы

В статье рассматриваются вопросы внедрения современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в процесс организации и осуществления общего образования, а также проблемы, препятствующие эффективной организации образовательного процесса н...

Особенности применения технологий дистанционного обучения детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования

В статье рассматриваются вопросы цифровой трансформации дошкольного образования и применения информационно-коммуникационных технологий в современных образовательных учреждениях. Анализируются особенности применения технологий дистанционного обучения ...

Управление образовательной организацией в условиях цифровизации и глобализации экономики

В статье освещены вопросы влияния процессов цифровизации на процесс управления образовательным учреждением, приведены критерии эффективности управления образованием при переходе к цифровой экономике в России.

Дистанционное обучение как современное средство интегрирования информационных технологий в образовательный процесс

В статье автор исследует применение дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе средней общеобразовательной школы.

Использование современных web-технологий при реализации информационных систем в сфере образования

Анализ использования цифровых технологий в сфере публичного управления в Самарской области

В статье представлен опыт использования цифровых технологий в сфере публичного управления в Самарской области.

Применение инновационных технологий в управлении дошкольным образованием

В статье авторы раскрывают, описывают эмпирические исследования реализации управленческой модели внедрения инновационных технологий в дошкольной образовательной организации.

Цифровой менеджмент в управлении проектами

Исследование посвящено характеристике цифрового менеджмента в управлении проектами. Выделены основные преимущества цифрового менеджмента в управлении проектами. Автором отмечены цифровые инструменты и технологии, необходимые для эффективного управлен...

Похожие статьи

Цифровые технологии в системе управления персоналом

В статье, автором освещается вопрос внедрения и использования цифровых технологий в системе управления персоналом.

Цифровизация государственного управления в сфере образования

В статье автор определяет применение технологий цифровизации в системе государственного управления в сфере образования, выявляя соответствующие проблемы и предлагая варианты по их разрешению.

«Цифра» и организация образовательного процесса: перспективы и проблемы

В статье рассматриваются вопросы внедрения современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в процесс организации и осуществления общего образования, а также проблемы, препятствующие эффективной организации образовательного процесса н...

Особенности применения технологий дистанционного обучения детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования

В статье рассматриваются вопросы цифровой трансформации дошкольного образования и применения информационно-коммуникационных технологий в современных образовательных учреждениях. Анализируются особенности применения технологий дистанционного обучения ...

Управление образовательной организацией в условиях цифровизации и глобализации экономики

В статье освещены вопросы влияния процессов цифровизации на процесс управления образовательным учреждением, приведены критерии эффективности управления образованием при переходе к цифровой экономике в России.

Дистанционное обучение как современное средство интегрирования информационных технологий в образовательный процесс

В статье автор исследует применение дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе средней общеобразовательной школы.

Использование современных web-технологий при реализации информационных систем в сфере образования

Анализ использования цифровых технологий в сфере публичного управления в Самарской области

В статье представлен опыт использования цифровых технологий в сфере публичного управления в Самарской области.

Применение инновационных технологий в управлении дошкольным образованием

В статье авторы раскрывают, описывают эмпирические исследования реализации управленческой модели внедрения инновационных технологий в дошкольной образовательной организации.

Цифровой менеджмент в управлении проектами

Исследование посвящено характеристике цифрового менеджмента в управлении проектами. Выделены основные преимущества цифрового менеджмента в управлении проектами. Автором отмечены цифровые инструменты и технологии, необходимые для эффективного управлен...

Задать вопрос