Сложности разработки типового решения единой информационно-образовательной среды вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №3 (189) январь 2018 г.

Дата публикации: 18.01.2018

Статья просмотрена: 774 раза

Библиографическое описание:

Богданенко, Д. А. Сложности разработки типового решения единой информационно-образовательной среды вуза / Д. А. Богданенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47903/ (дата обращения: 22.11.2024).



Ключевые слова: ЕИОС, разработка, проблематика, вуз

В работе рассмотрена проблематика разработки типового решения для единой информационно-образовательной среды высшего учебного заведения. В рамках данной работы система которая выполняет цели единой информационной образовательной среды определятся как единая информационно-образовательную система (ЕИОС). Несмотря на то, что аббревиатуры обоих понятий полностью идентичны, в данной статье любое употребление аббревиатуры ЕИОС указывает на понятие системы, а не среды.

Как известно в Российской Федерации тема информатизации зачастую поднимается очень резко и неожиданно для всех её граждан, а также компаний, работающих на её территории. В 2013 году была разработана концепция развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации, чья цель — это «обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства, социального и материального положения семей обучающихся, самих обучающихся и состояния их здоровья». Однако нигде в пространстве сети Интернет не удастся найти документа, который бы описывал требования к разработке систем, которые выполняли бы подобные цели, поэтому стоит предположить, что разработка систем для единой информационной образовательной среды полностью лежит на образовательных учреждениях.

Сперва стоит определиться с тем, что такое ЕИОС? ЕИОС — это единая образовательная информационная система высшего учебного заведения, являющаяся совокупностью информационных и телекоммуникационных технологий, технических средств, электронных информационных и образовательных ресурсов, необходимых и достаточных для организации опосредованного взаимодействия обучающихся Университета с профессорско-преподавательским, учебно-вспомогательным и административным персоналом. Таким образом ЕИОС полностью может реализовать цели и задачи, предписанные концепцией развития единой информационной образовательной среды.

Более конкретно, цель функционирования ЕИОС — это обеспечение возможности удалённого доступа к информационным и образовательным ресурсам университета и обеспечение информационной открытости университета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Соответственно, типовое решение ЕИОС для ВУЗов со своей стороны является некоторым шаблоном, которого рекомендуется придерживаться при разработке ЕИОС ВУЗа, с другой стороны, данный макет не является обязательным, однако приверженность данному шаблону гарантирует простую интеграцию ЕИОС ВУЗа и её дальнейшее развитие в общем образовательном пространстве страны.

Типовое решение позволит привести

Не так давно, в одном из высших учебных заведений Москвы был составлен документ, в котором утверждались элементы подобной системы, вот некоторые из них:

  1. электронные информационные ресурсы
    1. веб-сайт университета
    2. информационно-аналитическая система
    3. веб-сайт приёмной комиссии
    4. веб-сайт диссертационного совета
  2. электронные образовательные ресурсы
    1. электронные библиотечные системы
    2. справочно-правовые системы
  3. личные кабинеты студентов

Как уже было ранее сказано, список неполный, однако приводить полный список не нужно, поскольку речь в данной статье идёт о типовом решении не для одного конкретного ВУЗа, а для всех ВУЗов страны. Если проводить аналогии, то ВУЗ по своей сути является независимой организацией со своей структурой и иерархией в управлении и отделах, что прямым образом сказывается на архитектуре информационной системы. При этом, стоит отметить, что у каждого разработчика, а ВУЗ можно отнести и к разработчику, есть своё понимание того какой должна быть архитектура ЕИОС ВУЗа, что соответственно может дать коллизии при интеграции в общее образовательное пространство, слова о котором достаточно оправданы: уже существует множество систем для электронных дневников для учащихся начальных и средних учебных заведений, а поэтому вполне реальной выглядит идея объединения всех ВУЗов страны в некую общую образовательную среду, о возможностях которой остаётся только догадываться.

Разница в архитектуре ЕИОС ВУЗов может привести к увеличению времени на интеграцию в общее образовательно пространство и дальнейшее её развитие, и, следовательно, существует серьёзная необходимость в разработке общего типового решения, что, однако не является простой, а достаточно сложной многоступенчатой задачей.

Для разработки типового решения необходимо взять на рассмотрение уже готовые примеры и выделить общие составляющие этих систем. После чего создать такое решение, которое бы рекомендовалось для использования во всех ВУЗах страны. Однако, не стоит забывать, что у каждого ВУЗа уже может быть создана своя информационная система и так просто её рушить будет нецелесообразно и неэффективно, требуя её замещения на типовое решение. Поэтому, последнее должно представлять собой достаточно гибкое решение, чтобы его можно было настроить по своим потребностям при минимальных трудозатратах, что включает:

  1. переопределение API;
  2. переопределение наименования используемых таблиц в базах данных;
  3. внедрение собственных изменений в код, которые не нарушают работоспособности системы.

В общем это можно описать другими словами следующим образом: система должна быть конфигурируемой. Типовое решение ЕИОС должно позволить настроить себя под определённый ВУЗ.

Типовое решение должно также учитывать если не все, то большинство из возможных потребностей, которые могут возникнуть у студенческого и педагогического состава высших учебных заведений. Это очень важно, ведь предоставить функционал, в котором нет и половины того что нужно ВУЗу приведёт к тому, что система окажется никому не нужной и неэффективной к использованию, однако типовое решение не обязано удовлетворить всех и вся, оно предоставляет обобщённый функционал, который нужен всем ВУЗам в рамках ЕИОС, остальное каждый ВУЗ должен иметь возможность доработать самостоятельно.

На основании всего выше сказанного можно сделать следующий список проблем, которые необходимо учесть при разработке типового решения ЕИОС ВУЗа:

  1. учёт всех или большинства потребностей целевой сферы — сферы образования;
  2. применение лучших практик по обеспечению безопасности данных в рамках системы, которые в то же время соответствовали государственным стандартам;
  3. конфигурируемость системы или возможность настройки под ВУЗ;
  4. документация;

Кроме того, различные ВУЗы имеют различную техническую базу, а также могут не иметь соответствующих специалистов, а потому типовое решение должно быть универсальным в плане возможности работы на любом оборудовании и кроме того, типовое решение должно быть простым и понятным в развёртывании.

Подводя итог всей статьи стоит отметить, что разработка типового решения ЕИОС для ВУЗов является достаточно трудоёмкой задачей, однако, если подойти к этой задаче с правильной точки зрения, то создав один раз стойкую, безопасную и достаточно гибкую систему, которую можно использовать во всех учебных заведения, то сразу же можно проследить выгоду от разработки подобного решения. Говоря о самой ЕИОС, то от неё получают преимущества как студенты, так и сами ВУЗы. Лучшее взаимодействие между студентами и администрацией университета благополучно сказывается на развитии как самих студентов, так и на развитии университета. Кроме того, ЕИОС предоставляет широкие возможности по увеличению эффективности траты времени на решение множества организационных вопросов внутри ВУЗа. Как пример если ранее все вопросы решались звонком в тот или иной отдел, то в рамках ЕИОС вполне можно было бы разработать систему обработки заявок, таким образом, вместо занимающих по несколько минут звонков было бы достаточно за 2–3 минуты создать заявку, которую тут же приняли на исполнение, что также может положительно сказаться на всё ещё высокий уровень бумажного документооборота в образовательных учреждениях.

Литература:

  1. Гузеев, А. (2017). Положение об электронной информационно-образовательной среде.
  2. КОНЦЕПЦИЯ развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации. (2013). Российская Федерация.
Основные термины (генерируются автоматически): типовое решение, ВУЗ, единая информационная образовательная среда, ВУЗ страны, Российская Федерация, система, API, высшее учебное заведение, информационная система, общее образовательное пространство.


Ключевые слова

вуз, разработка, проблематика, ЕИОС

Похожие статьи

Методологические основы создания гуманитарной образовательной среды технического вуза

Сложности реализации проекта территориального образовательного комплекса и рекомендации по их преодолению

В статье автор описывает сложности реализации проекта территориального образовательного комплекса и рекомендации по их преодолению.

Психологическая безопасность образовательной среды вуза

В статье автор описывает подходы к определению психологической безопасности образовательной среды.

Принципы разработки функциональной модели образовательного портала вуза

В данной статье рассматривается один из подходов к организации единого информационно-образовательного пространства в вузе в условиях развития информационного общества.

Реализация дидактических принципов системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания

Преимущества использования аутентичных видеоматериалов 1950–60х годов для формирования социокультурной компетенции в техническом вузе

Значение дисциплины «Экология» для формирования экологической образовательной среды в техническом вузе (на примере морского университета)

Рассматривается проблема формирования экологической образовательной среды в морском техническом университете путем изучения преподавания дисциплины «Экология» и ее междисциплинарная связь со специальными дисциплинами

Формирование информационно-образовательной среды вуза

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов

В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...

Похожие статьи

Методологические основы создания гуманитарной образовательной среды технического вуза

Сложности реализации проекта территориального образовательного комплекса и рекомендации по их преодолению

В статье автор описывает сложности реализации проекта территориального образовательного комплекса и рекомендации по их преодолению.

Психологическая безопасность образовательной среды вуза

В статье автор описывает подходы к определению психологической безопасности образовательной среды.

Принципы разработки функциональной модели образовательного портала вуза

В данной статье рассматривается один из подходов к организации единого информационно-образовательного пространства в вузе в условиях развития информационного общества.

Реализация дидактических принципов системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания

Преимущества использования аутентичных видеоматериалов 1950–60х годов для формирования социокультурной компетенции в техническом вузе

Значение дисциплины «Экология» для формирования экологической образовательной среды в техническом вузе (на примере морского университета)

Рассматривается проблема формирования экологической образовательной среды в морском техническом университете путем изучения преподавания дисциплины «Экология» и ее междисциплинарная связь со специальными дисциплинами

Формирование информационно-образовательной среды вуза

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов

В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...

Задать вопрос