Общая модель проектирования образовательного портала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 04.12.2016

Статья просмотрена: 646 раз

Библиографическое описание:

Бейсетаев, Д. Б. Общая модель проектирования образовательного портала / Д. Б. Бейсетаев, Г. Д. Когай, Б. К. Султанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36235/ (дата обращения: 22.12.2024).



В данной статье рассматривается один из подходов проектированияобщей модели образовательного портала вуза в условиях развития информационного общества.

Ключевые слова: образовательный портал, вуз, модель, информационная модель, проектирование

Внедрение корпоративного информационно-образовательного портала, разработанного с использованием предлагаемого подхода и модели, позволит создать гибкую и масштабируемую информационную систему, объединяющую внутренние информационные ресурсы и обеспечивающую на основе единых системных и технологических решений их создание, сопровождение и использование для эффективного управления учебным процессом.

Рассмотрим разработанный подход и модель проектирования образовательного портала (ОП) для управления учебным процессом вуза.

На первом этапе необходимо провести комплексное обследование предметной области, а именно систему управления учебным процессом, а также исследование бизнес-процессов вуза в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000:2000, в которые вовлечены финансовые, материальные, кадровые, информационные и прочие виды ресурсов, определяющие порядок взаимодействия отдельных сотрудников и подразделений. Должны быть проанализированы потоки информации, системы классификации и кодирования, формы входной и выходной документации.

В основу методики обследования положен принцип «черного ящика»: вначале в роли «черного ящика» выступает вуз в целом, затем каждое из его подразделений (административно-управленческое, учебное, вспомогательное), затем — отдельные процессы внутри подразделения и т. д. Обследование проводится по методике «сверху вниз»:

– исследование целей и общей организационной структуры вуза;

– изучение ответственности, функций и обязанностей каждого подразделения (отдела);

– изучение документооборота каждого подразделения (отдела);

– изучение связей с другими подразделениями;

– изучение внешних связей каждого подразделения (отдела).

Рис. 1. Модель проектирования образовательного портала для управления учебным процессом вуза

Результатом проведенного обследования должно быть техническое задание на разработку проекта, содержащее постановку задачи, цель, назначение, решаемые задачи, основное содержание работ, включающее требования к функциональному, информационному, программному, техническому, технологическому обеспечению.

На этом же этапе необходимо разработать план реинжиринга вуза для построения корпоративной информационно-коммуникационной среды. Прежде всего, должна быть составлена структурно-функциональная схема документооборота и проанализирована организационная структура вуза и основные технологические процессы. Анализ должен проводиться по следующим направлениям:

– распределение функций между подразделениями;

– выявление дублирования функций;

– выявление перегруженности или недогруженности отдельных элементов системы;

– выявление скрытых ресурсов.

В результате обследования вырабатываются рекомендации по реинжирингу вуза и план построения корпоративной информационно- коммуникационной среды вуза.

На основании этого плана на следующем этапе переходим к проектированию и построению корпоративной сети вуза. Необходимо детально описать количество рабочих станций, серверов и их расположение, доменов, оптимальное размещение маршрутизаторов и т. д.

Также на этом этапе проектирования ОП необходимо изучить существующие. программные и технические средства разработки программного обеспечения, аппаратно-техническое обеспечение рабочих мест пользователей, серверов, а также определить производительные мощности, необходимые для выполнения задач, описанных на первом этапе. Основной критерий оценки должен выполняться с позиции «цена-качество», доступность, маштабируемость, гибкость, совместимость, производительность.

Для выявления основных характеристик технического и технологического обеспечения, влияющих на производительность системы, разработан метод описания рабочей нагрузки и модель оценки производительности, с использованием которых можно определить и количественно оценить важные показатели производительности,\/УеЬ-системы и выявить «узкие места» сети, оказывающие влияние на производительность всей системы.

Данное описание служит основанием для выбора и поставки соответствующих программных и технических средств, которые должны осуществляться на следующем этапе проектирования.

Спроектированная схема корпоративной сети без детальной и тщательной настройки системы безопасности будет являться просто лишь набором проводов и технических устройств. Поэтому, одним из наиболее важных задач, которые необходимо решить на третьем этапе является вопрос проектирования системы безопасности корпоративной сети.

Система безопасности должна иметь двух уровневую реализацию и быть реализована по интегрированной схеме, что позволит обеспечить максимальный уровень безопасности. Суть данной системы заключается в реализации системы однократной регистрации пользователя в системе с выдачей ему всех разрешений групп пользователей, в которые он входит.

Для решения этой задачи разработана модель ролевого разграничения доступа к ресурсам ОП, позволяющая распределить множество задач предметной области по кластерам по максимуму близости с учетом критериев по управлению, информационной взаимосвязи и безопасности доступа.

Информационная модель (ИМ) представляет собой совокупность описаний информационных процессов, происходящих в вузе. Создание ИМ заключается в выделении сущностей и определении их атрибутов. Информация по сущностям и атрибутам определяется из входов и выходов функциональной модели. Технология создания ИМ базируется на использовании метода информационного моделирования ERD (Entity-Relations Diagrams). ИМ предметной области является основой для проектирования концептуальной модели базы данных ОП. Она позволяет также сформулировать требования к техническим решениям, лежащим в основе алгоритмического, информационного и программного обеспечения разрабатываемого комплекса средств автоматизации.

Разработка прикладных программных и технологических средств включает в себя: описание архитектуры проектируемой системы, логической структуры приложений, схемы алгоритмов формирования службы пользователя, основных технологических схем, а также структурной схемы взаимодействия технологий. Спроектированные архитектура приложений и технологические схемы служат основанием для разработки прикладного программного обеспечения.

Модели и формы представления информационно-справочного и образовательного контента являются одной из самых ценных составляющих ОП, так как именно в них концентрируется содержательная составляющая учебного процесса. Под контентом понимают содержание, к которому обеспечен доступ через портал. К образовательному контенту относятся электронные учебные материалы, базы тестовых заданий, нормативно- справочная информация.

Основные стандарты и спецификации, действующие на сегодняшний день и связанные с описаниями образовательных ресурсов: IMS Learning Resource Meta-data Specification Versión 1.2.1 Final Release 1.10.2001; IEEE 1484.12.1–2002; Dublin Core Metadata Element Set, Versión 1.1.67.

Следующий этап, связанный с созданием и наполнением информационно-справочного и образовательного контента, должен быть строго регламентирован. На данном этапе привлекается очень большое количество людей, непосредственно вовлеченных в подготовку содержания (авторы, пользователи системы), и не являющихся сотрудниками владельца системы (факультет, кафедра, управление), которые также принимают участие в подготовке материалов.

Информационно-коммуникационная среда (ИКС) вуза настраивается и сопровождается в соответствии с разработанной на предыдущих этапах архитектурой построения корпоративной сети вуза, спроектированной системой безопасности, соответствующим аппаратно-техническим, технологическим, программным обеспечением, и строится на базе концепции Web-служб, которая обеспечивает простоту сопровождения и гибкость интеграции независимо ни от компьютерной платформы, ни от места доступа.

В состав ИКС обязательно должны входить почтовый сервер, а также такие интерактивные пользовательские сервисы как система оперативного обмена информацией (сообщения, файлы, голосовой обмен), форум, телеконференцсвязь.

Таким образом, реализуя последовательно все этапы, описанные в предложенной модели, разрабатывается корпоративный информационно- образовательный портал вуза, который будет соответствовать всем требованиям, предъявляемым к портальным решениям и корпоративным информационным системам, и обеспечивать выполнение следующих функций:

– обеспечение персонифицированного и управляемого доступа пользователей к информационным ресурсам вуза;

– информационная поддержка деловых процессов вуза, таких как административное управление, управление образовательным процессом, управление информационными ресурсами;

– управление учебным процессом вуза с использованием возможностей информационных и телекоммуникационных технологий.

Литература:

  1. Иванов В. А., Соловьев В. М. О концепции формирования единого информационного пространства университетского комплекса. Инновационные методы и технологии в условиях новой образовательной парадигмы: Сб. науч. Тр. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2012. — с. 52–56.
  2. Баранова Т. А., Максимова О. А., Фомина А. А. Создание современной информационно-образовательной среды образовательного учреждения // Информатика и образование. Серия: Педагогика. 2010. № 1.
  3. Самерханова, Э. К. Информационно-образовательное пространство: теоретико-методологический аспект / Э. К. Самерханова. — Н.Новгород: НГПУ, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный портал, учебный процесс вуза, учебный процесс, этап, программное обеспечение, предметная область, подразделение, образовательный контент, модель проектирования, модель, ERD, образовательный портал вуза, корпоративная сеть вуза, корпоративная сеть, информационная модель, ресурс, система, этап проектирования, вуз, IMS.


Похожие статьи

Принципы разработки функциональной модели образовательного портала вуза

В данной статье рассматривается один из подходов к организации единого информационно-образовательного пространства в вузе в условиях развития информационного общества.

Особенности организации проектного офиса в компании

В статье рассматривается понятие проектного офиса и некоторые практические аспекты его создания и функционирования в организации. Автор анализирует основные функции проектного офиса как элемента корпоративной системы управления проектами, существующи...

Стратегии формирования бренда фирмы в условиях информатизации

В данной статье проанализированы направления формирования бренда. Также изучено понятие бренда, рассмотрены позиции различных авторов касательно данной проблемы, проанализированы особенности информатизации как условия формирования бренда фирмы.

От теории дизайна к методологии проектирования графического дизайна

В статье рассматривается отечественный графический дизайн, как новый вид художественной деятельности. Просматривается развитие теории дизайна, его практический опыт в области промышленного дизайна и основные принципы теории дизайна. Определена роль о...

Разработка информационного web-портала

В ходе данного исследования были рассмотрены теоретические аспекты создания сайтов, был разработан информационный web-портал, рассмотрены его основные разделы и содержание.

Формирование информационно-образовательной среды вуза

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Игровое моделирование как инновационная технология в образовании

Статья посвящена игровому моделированию как новой технологии в образовательном процессе. Проводится анализ понятий «модель», «моделирование», «игра» с целью определения сущности игрового моделирования.

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС

В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Автоматизация проектирования информационной архитектуры образовательных веб-сайтов: научно-методические основы, практическая значимость

В статье были описаны научно-методические основы, программное обеспечение и практическая значимость автоматизации проектирования информационной архитектуры образовательных веб-сайтов.

Концептуальные основы моделирования образовательного пространства в преподавании русского языка как иностранного

В статье анализируются понятия "модель" и "моделирование" применительно к процессу обучения русскому языку как иностранному. В работе приводится модель образовательного пространства, построенная с учетом транскультуры и концептосфер обучения.

Похожие статьи

Принципы разработки функциональной модели образовательного портала вуза

В данной статье рассматривается один из подходов к организации единого информационно-образовательного пространства в вузе в условиях развития информационного общества.

Особенности организации проектного офиса в компании

В статье рассматривается понятие проектного офиса и некоторые практические аспекты его создания и функционирования в организации. Автор анализирует основные функции проектного офиса как элемента корпоративной системы управления проектами, существующи...

Стратегии формирования бренда фирмы в условиях информатизации

В данной статье проанализированы направления формирования бренда. Также изучено понятие бренда, рассмотрены позиции различных авторов касательно данной проблемы, проанализированы особенности информатизации как условия формирования бренда фирмы.

От теории дизайна к методологии проектирования графического дизайна

В статье рассматривается отечественный графический дизайн, как новый вид художественной деятельности. Просматривается развитие теории дизайна, его практический опыт в области промышленного дизайна и основные принципы теории дизайна. Определена роль о...

Разработка информационного web-портала

В ходе данного исследования были рассмотрены теоретические аспекты создания сайтов, был разработан информационный web-портал, рассмотрены его основные разделы и содержание.

Формирование информационно-образовательной среды вуза

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Игровое моделирование как инновационная технология в образовании

Статья посвящена игровому моделированию как новой технологии в образовательном процессе. Проводится анализ понятий «модель», «моделирование», «игра» с целью определения сущности игрового моделирования.

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС

В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Автоматизация проектирования информационной архитектуры образовательных веб-сайтов: научно-методические основы, практическая значимость

В статье были описаны научно-методические основы, программное обеспечение и практическая значимость автоматизации проектирования информационной архитектуры образовательных веб-сайтов.

Концептуальные основы моделирования образовательного пространства в преподавании русского языка как иностранного

В статье анализируются понятия "модель" и "моделирование" применительно к процессу обучения русскому языку как иностранному. В работе приводится модель образовательного пространства, построенная с учетом транскультуры и концептосфер обучения.

Задать вопрос