От теории дизайна к методологии проектирования графического дизайна | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №40 (278) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 07.10.2019

Статья просмотрена: 1593 раза

Библиографическое описание:

Корчиков, П. С. От теории дизайна к методологии проектирования графического дизайна / П. С. Корчиков, М. Н. Марченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62763/ (дата обращения: 25.12.2024).



В статье рассматривается отечественный графический дизайн, как новый вид художественной деятельности. Просматривается развитие теории дизайна, его практический опыт в области промышленного дизайна и основные принципы теории дизайна. Определена роль общих методов проектирования для графического дизайна и формирование практики системной методологии.

Ключевые слова: графический дизайн, промышленный дизайн, дизайнерская графика, методология проектирования, исследовательские программы, концепции культуры дизайна.

Отечественный графический дизайн как совершенно новый вид художественной деятельности и как особая профессия создавался с 1960-х годов. Это не исключает развития дизайнерской графики в первой половине двадцатого века в области агитационных плакатов, книжной и рекламной графики и т. д. Развитие практики графического дизайна в то время происходило без специализации дизайнеров. В 80-х годах национальная графика стала самой популярной формой дизайнерской деятельности.

Успех во многом объясняется появлением современных технологий, которые позволяют визуальное общение в различных областях повседневной жизни. На сегодняшний день сфера деятельности художников-графиков охватывает продвижение товаров народного потребления, культурные мероприятия, туризм, торжества, рекламные проекты, частные мероприятия и т. д. Эмпирические работы в области графического дизайна, связанные с дизайном и прототипированием, подтверждают эффективность методов проектирования. Опыт расширился и теперь включает объемный дизайн, шрифт, цвет, освещение, пространство и т. д. Не случайно существует большое количество публикаций (альбомов, каталогов), в которых представлены иллюстрации оригинальных образцов дизайнерских объектов. Однако, несмотря на успехи в проектной практике, существуют оценки, которые характеризуют нынешний этап разработки дизайна «как переломный момент и даже кризис». [3]

Особую роль среди дизайнерских разновидностей играет графический дизайн, который благодаря рекламе занял важные позиции на мировом и российском рынке. В связи с расширением и усложнением конструкторской практики объективно формируется необходимость методологической корректировки процесса проектирования. Неслучайно практикующие дизайнеры заявляют о необходимости расширения проблемной области теории дизайна. Потребность в теоретических исследованиях актуальна для всех сортов дизайна, которые накопили достаточную эмпирическую основу. Важно, чтобы мы рассмотрели проблемы самоопределения графического дизайна в контексте общей системы проектирования.

Процесс самоопределения графического дизайна проходил в рамках системы «массовое производство — массовое потребление». Дизайнерская графика ориентирована не на производственную практику, а на сферу личного и общественного потребления, подверженную трансформациям под влиянием меняющейся социальной реальности. Потребительские товары выполняют разнообразные функции на разных этапах общественного развития, что необходимо учитывать при проектировании. В то же время часто потребительские товары перестают появляться в их основной функции — полезности. С одной стороны, мы считаем, что необходимость теоретического понимания практики графического дизайна основана на необходимости определения принципов создания новых коммуникационных стратегий в графическом дизайне. С другой стороны, графическим дизайнерам, имеющим огромные профессиональные ресурсы, трудно найти новые области, где они могут применить практику графического дизайна. [2]

Теория графического дизайна должна быть разработана на основе научных знаний. Теоретические знания имеют относительную независимость, что выражается в исследовательских программах, принятых научным сообществом. Исследовательские программы — это методологические принципы, которые указывают, каким правилам следует следовать в процессе познания. Понятие «исследовательская программа» позволяет обосновать развитие любой науки как непрерывный ряд взаимосвязанных теорий. Большинство исследователей считают, что методология проектирования — это проблема, которая сочетает в себе поиск способов ее определения. Особенностью этого представления является утверждение о том, что практические задачи также могут быть успешно решены только при использовании методологии процессов проектирования.

Несмотря на важность «концепции культуры дизайна» для графического дизайна, особую роль на этапе самоопределения играет «концепция системной активности». Основоположниками её являются К. М. Кантор, Г. П. Щедровицкий, О. И. Генисаретский, В. Л. Глазычев, В. Я. Дубровский и др., являющиеся сотрудниками лаборатории общетеоретических проблем ВНИИТЭ (в 60-е гг. ХХ в.). Найти основу общей теории дизайна было нелегко. Хотя в этот период были достигнуты значительные успехи в отечественном промышленном дизайне, при изучении дизайна как науки они подсчитали, что были сделаны только первые шаги. Развитие теории дизайна изначально носило конструктивно-конструктивный характер, поскольку основывалось на реальной практике промышленного дизайна. Ученые, используя знания многих наук, практический опыт в области промышленного дизайна, разработали основные принципы теории дизайна.Теоретические исследования не были самоцелью, так как были направлены на создание условий для успешного развития практики промышленного дизайна. Однако впервые в отечественном дизайне была поставлена задача: создать интегрированную теоретическую систему проектирования. Хотя практический подход был исходным, основная задача была поставлена: разработка теоретического и методического инструментария в области дизайна. Таким образом, обращение к идеям понятия «системная деятельность» обусловлено следующими обстоятельствами.Во-первых, как уже отмечалось, поиск методологических основ дизайна в графическом дизайне осложняется тем, что дизайн графика как особая научная концепция претерпевает самоопределение. Отмечая неадекватность научного изучения этого явления, Э. М. Глинтерник считает, что формирование научной теории графического дизайна возможно только со ссылкой на истоки формирования общей теории дизайна [4]. Эта позиция кажется убедительной и не потеряла смысла за последнее десятилетие, поскольку графический дизайн объективно является элементом целостной системы проектирования.

Во-вторых, возникновение общей теории проектирования и ее принципов произошло в 1960-х годах. Тем не менее, мы можем отметить сходство условий, при которых самоопределение дизайна имело место в 1960-х годах, с текущей ситуацией в области графического дизайна, а именно: практика проектирования опережает его теоретическое понимание. Поэтому важно рассматривать историю отечественного дизайна как единый целостный процесс. Идея методологии, достаточно разумно разработанная в ходе исследований 1960-х годов, содержит универсальные теоретические методы изучения дизайна.В-третьих, эта концепция изначально была задумана как общая теория проектирования. Идеи общей теории дизайна, основанные на научных и дизайнерских принципах, в настоящее время недооцениваются и поэтому недостаточно используются для понимания текущей ситуации в графическом дизайне.

Мы не имеем дело с задачей полного раскрытия идей создателей национального дизайна как науки. Наиболее очевидный способ определить роль общих методов проектирования для графического дизайна — определить и категорически определить фактическое содержание общей методологии проектирования. Необходимо определить, какую роль принципы общей методологии проектирования могут сыграть в разработке теории графического дизайна как относительно самостоятельной гуманитарной дисциплины в рамках дизайна.Среди методов, представленных в общей теории проектирования, центральное место занимают деятельность и система, что, на наш взгляд, позволяет обозначить общую методологию как деятельность системы. [1]

Современные исследования в области графического дизайна — это двухуровневый процесс. С методологической точки зрения дизайн как вид проектной деятельности является системно организованным явлением. Существует не теория дизайна, а две — частная и общая. Общие методы теории дизайна, такие как деятельность и система, применяются ко всем типам дизайна. Однако они характеризуются разными зонами покрытия. Системный подход деятельности является общенаучным инструментом для управления процессом проектирования. По мнению Г. В. Вульфен, ведущий эксперт в области инновационных решений, может реализовать только одну из семи инновационных идей. Поэтому только дизайнер с целостным мышлением может рассмотреть все конфликтующие стороны проблемы, чтобы найти правильное решение в рамках предметной структуры и социальной среды, которые являются объектами системы.

Однако практика графического дизайна в полном объеме не может регулироваться только принципами общей методологии. Чтобы определить контуры графического дизайна как отдельной теории, перейдем к позиции В. Л. Глазычева, который выделяет два аспекта в интерпретации теории дизайна. Во-первых, в нем представлены способы, которыми дизайнер реализует свои собственные результаты дизайна, так называемое «само рефлексия дизайнера». Во-вторых, теория — это исследование, которое представляет собой объективное исследование процесса проектирования. Идеи и практика системной методологии позволяют представить частную теорию как системное образование. Креативные, исследовательские и проекционные элементы являются неотъемлемым целым в графическом дизайне — это разные аспекты одного и того же. Великие дизайнеры — это профессионалы, которые, с одной стороны, видят проблему с разных точек зрения. С другой стороны, они видят решения, которые другие не видят, используя эти идеи для создания инновационных проектов.Это примеры дизайнерских решений на уровне международных стандартов. Важность субъективного компонента и интуиции в процессе проектирования огромна. Активный характер художественного творчества является основой для возникновения различных видов решения проблем. Основываясь на одних и тех же фактах, вы можете создать несколько принципиально разных концепций. Это основа для появления плюрализма в методологии. Другими словами, креативные концепции современной дизайнерской графики не должны не привлекать внимания, поскольку они отражают все процессы гуманитарной культуры.

Формирование методологии графического дизайна требует идей и практики системной методологии. Однако это не означает, что существует только одно направление инновационного развития в графическом дизайне, которое сегодня занимает лидирующую позицию — системный подход. Генерация новых идей всегда связана с отказом от устаревших технологий и идей. Не случайно С. Серов, рассматривая решение проблемы визуализации с помощью исторических графов проектирования, выделяет три последовательные парадигмы: художественную, визуально-коммуникативную и альтернативную. Это говорит о том, что современная методология графического дизайна невозможна без обновления идей. Источником такого обновления может стать технологическое развитие отечественных и зарубежных научных центров. Многое из того, что происходит в этой области, не совсем понятно. В этом смысле интерес представляют разработки высшей академической школы графического дизайна под руководством ее основателя С. Серова, считающие, что ядром новой парадигмы является типография с ее принципами белого пространства, гармонии, визуального пространства, пропорции и т. д. Итак, развитие графического дизайна как самостоятельного, не отягощенного теорией, технологического процесса себя исчерпало. Решение задач визуализации мира и его частей требует дизайнерского мышления, чтобы следовать определенным методам, приемам, правилам. Построение теории с учетом методологии системной активности может быть продуктивным процессом, только если системная нормативность является лишь одним аспектом в процессе проектирования. [5]

Литература:

  1. Автономова Н. С. Постструктурализм [Электронный ресурс] // Новая философская энциклопедия. URL: http://iph.ras.ru/elib/2380.html
  2. Овчинникова Р. Ю. Графический дизайн в контексте гуманитарной методологии // Динамика систем, механизмов. 2014. № 5. С. 189–192.
  3. Овчинникова Р. Ю. Дизайн-проектирование: теоретические основания и специфика // Омский научный вестник. 2012. № 1 (105). С. 267–270.
  4. Порус В. Н. Лакатос [Электронный ресурс] // Новая философская энциклопедия. URL: http://iph.ras.ru/elib/1608.html
  5. Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества: искусствоведения. М., 1990. 32 с.
  6. Щегорцов, В. А. Маркетинг: учебник для вузов / В. А. Щегорцов. — М.: Юнити-Дана, 2005. — 447с.
Основные термины (генерируются автоматически): графический дизайн, промышленный дизайн, дизайнерская графика, область, общая теория дизайна, общая теория проектирования, процесс проектирования, системная методология, общая методология, особая роль.


Ключевые слова

графический дизайн, промышленный дизайн, методология проектирования, дизайнерская графика, исследовательские программы, концепции культуры дизайна

Похожие статьи

Педагогический дизайн и его значение в современной педагогике

В статье рассматривается история возникновения понятия «педагогический дизайн», а также определяется значение применения технологий педагогического дизайна для создания благоприятной среды и повышения эффективности обучения.

Дизайн-система как концепция в разработке визуальной идентификации: теоретические аспекты, современные подходы и инструменты

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты и современные подходы к разработке дизайн-систем, а также анализируются их преимущества и вызовы.

Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента

В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпорат...

Организационная культура как объект изучения социологии управления

В исследовании сделан обзор истории развития направления социологической науки, изучающего роль и значение организационной культуры, на примере американской школы социологии управления.

Современные методологии в изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются особенности развития современных методов в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Развитие урбанистического дизайна в культурном контексте

В статье анализируется проблема формирования среды обитания человека инструментами средового дизайна с позиций культурологии.

Рисунок — основное средство выражения замысла и воплощения первоначального этапа дизайн-проекта

В статье определяются основные понятия, такие как: дизайн, дизайн-проект, а также роль и значение дизайна в жизни человека; выявляются основные виды и направления в дизайне; раскрывается огромная роль рисунка как основного средства выражения замысла ...

Применение современных технологий при обучении русскому языку

В статье автор рассматривает определение, типы и структуры современного урока, и основные направления развития урока в современном образовании, рассматривает применение новых технологий при обучения русскому языку в школе.

Общая модель проектирования образовательного портала

В данной статье рассматривается один из подходов проектирования общей модели образовательного портала вуза в условиях развития информационного общества.

Грань копирования в архитектурном проектировании

В статье описывается метод копирования, как способ поиска новых идей в архитектурном проектировании. Проводится грань между плагиатом и созданием собственного проекта. Прорабатывается вопрос, нужно ли обращаться к наследию мировой архитектуры при про...

Похожие статьи

Педагогический дизайн и его значение в современной педагогике

В статье рассматривается история возникновения понятия «педагогический дизайн», а также определяется значение применения технологий педагогического дизайна для создания благоприятной среды и повышения эффективности обучения.

Дизайн-система как концепция в разработке визуальной идентификации: теоретические аспекты, современные подходы и инструменты

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты и современные подходы к разработке дизайн-систем, а также анализируются их преимущества и вызовы.

Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента

В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпорат...

Организационная культура как объект изучения социологии управления

В исследовании сделан обзор истории развития направления социологической науки, изучающего роль и значение организационной культуры, на примере американской школы социологии управления.

Современные методологии в изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются особенности развития современных методов в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Развитие урбанистического дизайна в культурном контексте

В статье анализируется проблема формирования среды обитания человека инструментами средового дизайна с позиций культурологии.

Рисунок — основное средство выражения замысла и воплощения первоначального этапа дизайн-проекта

В статье определяются основные понятия, такие как: дизайн, дизайн-проект, а также роль и значение дизайна в жизни человека; выявляются основные виды и направления в дизайне; раскрывается огромная роль рисунка как основного средства выражения замысла ...

Применение современных технологий при обучении русскому языку

В статье автор рассматривает определение, типы и структуры современного урока, и основные направления развития урока в современном образовании, рассматривает применение новых технологий при обучения русскому языку в школе.

Общая модель проектирования образовательного портала

В данной статье рассматривается один из подходов проектирования общей модели образовательного портала вуза в условиях развития информационного общества.

Грань копирования в архитектурном проектировании

В статье описывается метод копирования, как способ поиска новых идей в архитектурном проектировании. Проводится грань между плагиатом и созданием собственного проекта. Прорабатывается вопрос, нужно ли обращаться к наследию мировой архитектуры при про...

Задать вопрос