Возникновение многопрофильных образовательных комплексов в московском образовании обусловлено необходимостью обеспечения равного доступа жителей Москвы к качественному образованию. При этом в основе качественного образования лежит возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории обучающегося, в том числе наличие многопрофильности в старшей школе.
Важно также отметить, что именно в условиях многопрофильного образовательного комплекса наиболее полно реализуются финансово-экономические механизмы развития образовательных организаций г. Москвы.
Подушевое финансирование явилось мощным экономическим стимулом в создании крупных образовательных организаций, обладающих значительными материальными, финансовыми, кадровыми и другими ресурсами для предоставления качественного образования в шаговой доступности.
Если говорить о понятии многопрофильный образовательный комплекс, то следует отметить, что до сих пор однозначно оно не определено.
Вместе с указанным термином в документах и публикациях используются термины «многоуровневый образовательный комплекс», «многофункциональный территориальный комплекс» и другие варианты.
В проекте «Концепции крупных образовательных комплексов города Москвы», разработанного по инициативе Департамента образования г. Москвы, образовательный комплекс определяется как многоуровневая, многофункциональная образовательная организация, реализующая образовательные программы в соответствии с требованиями к результатам обучения на основе единой концепции и (или) программы развития, а также предоставляющая широкий спектр дополнительных образовательных услуг.
Образовательный комплекс, по утверждению авторов названной Концепции, представляет собой структуру, направленную на объединение интеллектуальных, финансовых, кадровых, материально-технических, информационных и других ресурсов с целью дальнейшего развития системы образования, создания реальных условий для повышения качества образования, преемственности образовательных программ, выбора и реализации обучающимися образовательного маршрута в соответствии с индивидуальными запросами, а также повышения эффективности использования государственных средств [1. C.4–6].
Среди основных характеристик многопрофильных образовательных комплексов города Москвы можно выделить следующие:
многоуровневость: в комплекс входят дошкольные образовательные учреждения, учреждения начального, основного, среднего общего и дополнительного образования детей; структурные подразделения настолько взаимосвязаны, что итоги деятельности одного из них являются началом и основой деятельности другого как по вертикали, так и по горизонтали;
многофункциональность: помимо реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования в условиях комплекса предоставляется широкий спектр дополнительных образовательных услуг;
—кооперация интеллектуальных, финансовых, кадровых, материально-технических, информационных и других ресурсов;
преемственность образовательных программ разных уровней, возможность выбора и реализации обучающимися образовательного маршрута на основе индивидуальных запросов;
единое образовательное пространство на основе современных информационных технологий;
—шаговая доступность образовательных организаций для жителей района [3. С.21–22; 2. С.7–9].
Посредством аккумуляции максимального количества ресурсов всех организаций, вошедших в образовательные комплексы, которыми не может располагать отдельно взятая школа, удалось добиться увеличения вариативности и качества образовательных услуг.
Вместе с тем, возникла проблема выстраивания эффективной системы управления достаточно крупными многопрофильными образовательными комплексами с персоналом в несколько сотен человек и контингентом обучающихся в несколько тысяч человек.
В немногочисленных работах, а также в СМИ при рассмотрении вопросов, связанных с возникшими образовательными комплексами, зачастую рассматриваются риски процесса создания комплексов, среди которых можно отметить следующие:
объединение образовательных организаций неизбежно приведет к сокращению основного персонала организаций и как следствие к росту социальной напряженности;
объединение будет способствовать сокращению количества так называемых элитных школ, в свое время дававших высокие образовательные результаты (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов и т. д.), а также размывание и снижение существовавшего до объединения высокого уровня образования;
усложнится система управления образовавшейся крупной образовательной организации, при этом система единого управления ресурсами образовательного комплекса еще не создана;
объединение приведет к резкому росту документооборота.
В связи с этим эффективным механизмом снижения рисков становится необходимость в изменении структуры, а также подходов в организации управления многопрофильным образовательным комплексом.
Потребуется переход от административно-командного управления к процессному, проектному, а также стратегическому управлению образовательной организацией.
Этапы стратегического управления предполагают определение миссии, целей образовательной организации; SWOT-анализ и корректировку целей; выбор стратегии развития; внедрение стратегии.
Проектирование и внедрение новой системы управления, способной реализовать миссию, цели и задачи многопрофильного образовательного комплекса, определяется возможностью руководителя эффективно и качественно провести процесс организационных преобразований.
Снижению влияния факторов риска, возникающих в процессе создания многопрофильного образовательного комплекса, будет способствовать формирование эффективной управленческой команды, соблюдение открытости образовательной организации, трансляция достигнутых результатов.
В процессе создания многопрофильного образовательного комплекса необходимо учитывать, что простого объединения ресурсов (материально-технических, кадровых, финансовых, информационных) в результате процессов реорганизации образовательных организаций будет недостаточно. Речь должна идти о достижении максимальных результатов, благодаря эффективному управлению образовавшимися ресурсами образовательного комплекса.
Оптимальной реализации проектного и процессного подходов к управлению образовательной организацией будет способствовать сочетание линейно-функциональной и матричной организационной структуры, подразумевающее делегирование частичных полномочий проектным специализированным структурам.
В связи с этим в структуре управления, помимо заместителей директора принимающих на себя функции по управлению ресурсами школы, по контролю за качеством образования, содержанию образования, по воспитанию и социализации, необходимо создание проектных центров, реализующих долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные проекты.
Управление достаточно многочисленным коллективом сотрудников многопрофильного образовательного комплекса приводит к необходимости создания собственной управленческой команды, с высокой степенью ответственности за результат своей профессиональной деятельности и с разделением, а также делегированием полномочий, позволяющим осуществлять управление сложными процессами через обеспечение доступа к современным методическим, информационным, консультационным, а также материально-техническим ресурсам, способствующим профессиональному развитию педагога.
В свою очередь, такая управленческая команда сможет сформировать профессиональную команду педагогов-единомышленников, деятельность каждого из которых направлена на достижение совместного образовательного результата.
Кроме того, деятельность руководителя заключается в создании условий для оценки вклада каждого педагога в достижение высоких образовательных результатов, предполагающая в первую очередь совершенствование финансовых мотивационных механизмов, определяющих оплату труда учителя в прямой зависимости от его качества и результатов.
В современных условиях, когда объектом финансирования стал ученик, крайне важно умение руководителя определять направления для вложений финансовых средств, дающих возможность в наибольшей степени раскрыть и обеспечить развитие способностей каждого обучающегося. Получаемые высокие образовательные результаты образовательного комплекса обеспечат выбор образовательной организации родителями, что, в свою очередь, обеспечит большее финансирование, расширит возможности материального стимулирования педагогов к повышению качества образования, создаст возможности дальнейшего укрепления и развития материально-технических ресурсов.
Пространственное расширение, территориальная разобщенность структурных компонентов образовательного комплекса делают невозможной ориентацию на прежние методы взаимодействия участников образовательных отношений, включая родительскую общественность, представителей учредителя, возможных социальных партнеров.
Решение многих из указанных выше задач возможно только в условиях развитой и насыщенной информационно-образовательной среды, при использовании в процессах управления современных средств обработки информации и коммуникационных связей.
Таким образом, создание и развитие многопрофильных образовательных комплексов требует обновления и совершенствования системы управления интегрированными ресурсами образовательной организации. При этом немаловажное значение имеет изучение и обоснование:
1) эффективного управления кадровыми ресурсами и эффективного использования интегрированных финансово-экономических и материально-технических ресурсов;
2) формирования инструментов и информационных механизмов управления образовательным процессом, осуществляемым в условиях многопрофильного образовательного комплекса;
3) разработки педагогических подходов к повышению управленческой и информационно-коммуникационной компетентностей административно-управленческого персонала.
Литература:
- Гоглова, М.Н., Новикова, Т. Г. Крупные образовательные комплексы города Москвы: становление и развитие. Проект концепции (извлечения) [Текст]/ Стандарты нового образования, 2013. № 1.
- Гоглова М. Н., Новикова Т. Г., Чернобай Е. В. Многофункциональные образовательные организации Москвы: проблемы становления и развития. Ч.1. М., 2013.
- Чернобай Е. В. Мониторинг реализации ФГОС общего образования в многофункциональном образовательном комплексе.