Изменения, происходящие в современном обществе, влияют на систему образования: развиваются новые отрасли педагогической науки, формируется новое мышление у педагогов. Преобразования требуют изменений и в управленческой деятельности в сфере образования.
Целенаправленное и грамотное управление образовательным процессом сопряжено с определенным количеством рисков, которые присущи всему обществу на данном этапе. Введение экономической составляющей в жизнедеятельность организаций привело к интегративности управленческой деятельности и выделению в её составе управленческий риск, как одно из направлений.
Актуальность рассмотрения управленческого риска в образовании предусмотрена изменениями, которые, заставляют управленцев оперативно и по возможности качественно и продуктивно решать, поставленные перед ними задачи.
Выявление, описание и профилактика управленческих рисков помогут руководителю своевременно сориентироваться и принять правильное решение в управлении образовательной системой, определить комплекс профилактических мер.
В учебной литературе образовательные системы рассматриваются как «социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе». [3, С.62]
В работах основоположника научной школы управления образовательными системами Т. И. Шамовой педагогическая система представлена как «социально обусловленную целостность активно взаимодействующих участников педагогического процесса, а также духовных и материальных факторов, направленных на формирование личности способной как саморазвитию, так и к развитию окружающей среды» [7, с.23].
По мнению Г. Н. Серикова «управление образовательным учреждением — особая деятельность, в которой её субъект посредством решения управленческих задач обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и её направленность на достижение образовательных целей и целей функционирования и развития образовательного учреждения» [6, с.34].
Рассматривая управление с позиции теории педагогического менеджмента (Т. И. Шамова, Ю. А. Конаржевский) выделим личностную направленность, децентрализацию полномочий и их распределение как по вертикали, так и по горизонтали.
Изменение приоритетных направлений в образовании привело к возникновению новых управленческих ситуаций, в решении которых применяются правила и цели менеджмента.
Заслуженный деятель науки, руководитель школы бизнеса и менеджмента В. А. Абчук характеризует менеджмент как «управление организациями любой формы в условиях рынка и сопутствующего ему гражданского демократического общества». Принятие управленческих решений зависит от совокупности нормативных требований, предъявляемых членам коллектива, способов выполнения этих требований, что, в свою очередь, в зависимости от складывающейся ситуации и целей определяет политику образовательной системы.
Частью такой политики системы является профилактика, которая «ставит своей целью минимизацию потенциальных потерь и убытков, которые может понести организация в ситуации риска. Её сущность состоит в прогнозировании возникновения рисков и принятии мер по их устранения. [5, с.34]
Профилактика трактуется как, комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
В толковом словаре русского языка профилактика характеризуется как совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка.
Профилактика управленческих рисков в образовательных системах нацелена на решение управленческих задач по формированию и стабильному функционированию педагогического коллектива.
Первая аксиома риск — менеджмента гласит, что «реальные управленческие ситуации всегда находятся в промежутке от безрисковой зоны и зоны абсолютного риска, т. е. в реальной управленческой деятельности всегда присутствует риск».
Поэтому управленческие риски в управлении образовательными системами в соответствии с аксиомами риск — менеджмента риски всегда будут присутствовать как в отношении любых элементов системы управления, так и любых видов деятельности организации, но при этом эти риски возникают на ограниченной территории и в течение определенного периода времени.
К управленческим рискам образовательных систем можно отнести: реализацию программ добровольного увольнения, в том числе и уход на пенсию; жесткая регламентация трудовых отношений; отсутствие стимулирования и поддержки; строгая отчетность перед руководством и др.
Минимизировать управленческие риски можно с помощью методов рационального риска. [1].
К этим методам относятся:
- информационная обеспеченность, тщательное изучение внешней среды;
- использование прогнозирования в целях изучения возможностей развития;
- для снижения риска неправильного определения главных направлений деятельности организации проводится экспертиза;
- для снижения риска от ошибок, низкой исполнительности и малой инициативности устанавливается постоянно действующая система контроля, материального стимулирования, изучения мотивов трудовой деятельности, создание благоприятного психологического климата в коллективе. [5, с.14]
Подразумевая под профилактикой разработку программы или тактики по минимизации управленческого риска руководителя образовательной организации, выделим подходы: информационный и интегративный. Информационный подход подразумевает ориентацию руководителя на когнитивный аспект принятия решения. Информированность руководителя должна складываться за счет сочетания информации из внешней и внутренней среды (опросов, анкетирования, наблюдения бесед) и своевременного информирования лица принимающего рискованное решение (руководителя образовательной системы).
Интегративный подход предусматривает включение различных подходов в выработке управленческого решения, реализации программы и др. Так как в процессе управления невозможно учесть все факторы чаще всего из-за неполноты информации, то существует риск принятия неправильного решения. Неизбежность риска в управленческой деятельности вызывает необходимость управления или ограничения рисков.
Управление педагогическим коллективом подвержено многочисленным рискам, а так как результат принятия решения неизвестен, то существует возможность отрицательного исхода. Поэтому задача руководителя образовательной организации не избегать риска, а предвидеть его.
Доктор педагогических наук, профессор Т. И. Шамова, в статье о методах управления пишет, что: «Для решения эти задач требуется руководитель — профессионал, обладающий прежде всего, высокой творческой индивидуальностью и способный осуществлять развивающее управление, включающее в себя и развитие объекта, и собственно говоря само управление» [8, с. 273].
Таким образом, профилактика риска в управленческой деятельности руководителя помимо осведомленности его в процессах управления риском, которые состоят из определения цели, анализа риска, выбора метода управления риском, непосредственного осуществления управления риском, заключается в постоянном повышении управленческой компетентности руководителя.
В. А. Баринов о руководителе говорит, что хороший руководитель — это человек, способный менять форму поведения и стиль руководства, ориентируясь не на себя, а на подчиненных [2, с.246].
Резюмируя вышесказанное, о роли руководителя при принятии управленческих решений выделим в первую очередь ответственность руководителя на всех уровнях принятия решений, направленность на развивающее управление, системный подход, гибкость и адаптивность.
Таким образом, система профилактики управленческих рисков в образовательных системах включает в себя:
1. Своевременную информационную обеспеченность руководителя образовательной системы.
2. Постоянное повышение компетентности через самопознание и самообразование.
3. Создание своей команды, способной конструктивно и профессионально решать проблемы.
4. Наличие мотивационной составляющей, рассматриваемой как процесс создания условий для направления деятельности членов коллектива в соответствии с целями образовательной системы, их заинтересованности и активности.
5. Наличие контролирующих мероприятий, позволяющих оценить эффективность управления образовательной системой.
Перечисленные действия не являются исчерпывающими, а проблема профилактики управленческих рисков нуждается в дальнейшем исследовании.
Система профилактики должна представлять собой непрерывный процесс повышения квалификация руководителей в сочетании с прогнозированием и диагностикой, что в результате не только минимизирует управленческие риски, а значительно повышает эффективность управленческой деятельности.
Литература:
1. Абчук В. А. Менеджмент: Учебник. — СПб.: Издательство «Союз», 2002. — 463 с. — (Серия «Высшая школа»).
2. Баринов В. А. Антикризисное управление Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. (ГРИФ). -М., ФБК-ПРЕСС. — 2005. — 488 с.
3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. —304 с: ил. — Серия «Учебное пособие».
4. Иванов А. А., Олейников С. Я., Бочаров С. А. Риск — менеджмент.Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. — 193 с.
5. Макарова Н. Н. Риск — менеджмент (методология управления рисками в организации):учебное пособие / Н. Н. Макарова. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета,2009. — 88 с.
6. Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие/ Под ред. В. С. Лазарева. — М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. — 336 с.
7. (Шамова Т. И., Третьяков Н. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/ Под ред. Т. И. Шамовой, М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002–320с.
8. Шамова Т. И. «Избранное» Москва, ООО «Центральное издательство»,2004–320с.