В этой статье автор обсудил должность, порядок и административно-правовые отношения судебного пристава в системе государственной службы Российской Федерации. Проведя анализ полученных данных, автор сделал заключение и изложил его в данной статье.
Ключевые слова: правовое регулирование, государственная служба, законодательство, территориальные органы, исполнительная власть
In this article, the author discussed the position, procedure, and administrative-legal relations of a bailiff in the civil service system of the Russian Federation. After analyzing the data obtained, the author made a conclusion and presented it in this article.
Key words: regulation, public service,legislation, the territorial bodies of the Executive power.
Правовое положение судебного пристава-исполнителя — это комплекс статусов различных сфер, и их компоненты непосредственно взаимосвязаны между собой. С точки зрения конституционного права пристав должен быть гражданином Российской Федерации, он обладает всеми правами и обязанностями гражданина, которые гарантированы государством, а также несет ответственность за неисполнение обязанностей. Однако встает вопрос: к какому виду государственной службы можно отнести деятельность судебных приставов-исполнителей.
Должность судебного пристава-исполнителя относится по своей роли к должности государственно-гражданского типа. Ввиду особых задач, поставленных перед судебным приставом-исполнителем, его деятельность должна относиться к гражданской правоохранительной службе.
Первостепенная сфера деятельности судебных приставов — исполнительное производство. Существует полноценный комплексный правовой статус судебного пристава-исполнителя, который можно обозначить как исполнительно-производственный, также можно признать тот факт, что исполнительное производство по своей значимости несравнима с самостоятельными отраслями, обладающие своим предметом и методом правового регулирования.
На сегодняшний день в большей степени динамике развития подвержена система публичных субъектов административного права, которая, к сожалению, к настоящему времени оказалась недостаточно разработанной. Можно выделить ряд субъектов, правовой статус которых совершенно обделен исследованиями в сфере административно-правовой науки. Одним из таких субъектов являются государственные служащие, при том, что они являются одними из самых многочисленных участников административных правоотношений. Административно-правовые отношения обладают своими характерными особенностями. Так, если гражданское законодательство провозглашает равноправие участников гражданских правоотношений, в основе которых положен принципы диспозитивности, то в основе административно-правовых отношений положен принцип «власти-подчинения». В этой связи возникает вопрос с обеспечением прав, защиты прав и законных интересов государственных служащих как участников административных отношений, для чего государственные служащие наделяются специальным административно-правовым статусом, включающим комплекс различных элементов.
Проблематика изучения административно-правового статуса государственных служащих в недостаточной степени разработана отечественными правоведами. Можно констатировать о неоднозначном понимании данного правового института, изучение которого способствовало появлению различных теоретических концепций относительно наличия особенностей административно-правового статуса государственного служащего. Сложившаяся ситуация в различном понимании административно-правового статуса государственного служащего во многом обуславливается несовершенством действующего российского законодательства, недостаточным пониманием и толкованием содержащихся в нем правовых норм, существованием противоречивой правоприменительной практики.
Сейчас законодательству о службе уделяется особое внимание в научных кругах. Государственная служба — это основа деятельности государства. Именно от профессионализма госслужащих, умения своевременно и эффективно решать задачи государственного управления, оказывать публичные услуги зависит сохранение социальной стабильности в обществе, обеспечение и защита законных прав и интересов граждан.
Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Статьей 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае:
− признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
− осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
− отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
− наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации установлены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения»;
− близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
− выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
− наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
− представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
− непредставления установленных указанным Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
− признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).
Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу, за исключением вышеперечисленных, устанавливаются федеральными законами.
Сделан вывод о том, что государственную службу можно рассматривать с нескольких точек зрения: в качестве института государственного управления и в качестве профессиональной служебной деятельности. Оба «статуса» обладают своими отличительными особенностями и обусловленными их исключительным характером проблемами, которые все же с условием должного внимания к ним и принятия требуемых мер можно решить, что станет отправной точкой к усовершенствованию самого механизма госслужбы.
Государственной гражданской службе Российской Федерации как виду государственной службы, присущи несколько особенностей, отличающих её от остальных подобных видов деятельности, в частности это то, что деятельность её служащих представляет из себя деятельность по созданию условий работы для федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.