Статья посвящена вопросам правого статуса государственного служащего. В ней рассматриваются различные точки зрения относительно понятия правового статуса государственного служащего. Учитывая тот факт, что эффективное государственное управление возможно лишь на основе полного и четкого урегулирования правового статуса государственных гражданских служащих, автором внесены предложения по совершенствованию нормативной регламентации подготовки кадров для гражданской службы.
Ключевые слова: юридическое положение, публичная служба, служащий государства, нормативные акты Российской Федерации.
The focus of this article is on the legal status of civil servants, exploring different perspectives on this concept. Recognizing that efficient public administration relies on a well-defined legal status for state employees, the author suggests enhancements to the regulatory framework for civil service training.
Keywords: legal standing, public administration, government employee, laws of Russia.
Эффективное управление государством достижимо только при соблюдении правил и законов, регулирующих статус государственных служащих, и их последующей практической реализации.
Ученые выделяют основные черты деятельности государственных служащих в России: — сотрудники государственной службы занимаются работой, направленной на обеспечение общественного развития, организацию и урегулирование публичных отношений; — работа государственных служащих напрямую зависит от их соблюдения законов, высокого уровня профессионализма и юридической грамотности, поскольку они занимаются интеллектуальным трудом, включающим обработку управленческой информации; — государственные служащие проявляют свою деятельность под влиянием государственной власти, что придает им особый авторитет и необходимую защиту. — компетентность государственных служащих влияет на формирование ценностей и потребностей граждан, что способствует гармоничному и эффективному взаимодействию государства и общества. — государственные служащие выполняют высокопрофессиональную работу, для которой необходимы определенные требования к подготовке, поведению, личностным качествам и коммуникации с людьми [1, с. 61].
Любой гражданин Российской Федерации, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, имеет право на поступление на государственную службу. Для этого необходимо достижение совершеннолетия, владение государственным языком и наличие профессионального образования.
Исследователи объясняют, что государственный служащий не просто гражданин страны, который работает в государственных учреждениях и получает заработок из бюджета, но также является представителем публичной власти, действующим от имени государства и имеющим особый статус с определенными правами, обязанностями, ограничениями и гарантиями [2, с. 225].
Согласно законодательству, гражданский служащий — это гражданин России, который принял на себя обязательства по выполнению гражданской службы, занимает профессиональную должность в соответствии с актом о его назначении и служебным контрактом, получая заработок из федерального или регионального бюджета.
Органы обязаны обеспечивать защиту прав и свобод граждан, а также осуществлять контроль за соблюдением законов и обязанностей. Все эти компоненты составляют основу правового статуса и определяют положение человека в обществе. Сотрудники государственной службы, как участники отношений публичного права, имеют особенный юридический статус, включающий в себя публичные права, обязанности и гарантии.
По мнению А. С. Омельченко, статус гражданского служащего представляет собой набор прав, обязанностей, гарантий и ответственности, который приобретает человек при поступлении на государственную должность. Это комплекс прав и обязанностей, связанных с государственным управлением, а также система гарантий и ограничений, включая требования к поведению и обеспечение экономической стабильности [3, с. 156].
В настоящее время важной является проблема организации элементов правового статуса государственных гражданских служащих. В различных юридических исследованиях представлены разнообразные подходы к структуре и содержанию статуса государственных служащих. Например, одни предлагают рассматривать статус государственного служащего как объединение конституционного статуса гражданина, статуса работника согласно нормам Трудового кодекса Российской Федерации и административно-правового статуса в соответствии с законодательством о государственной службе [4, с. 233].
По нашему мнению, статус государственного служащего в основном определяется административно-правовыми нормами, поскольку он отражает ключевые отношения между государственным служащим и органами государственного управления.
Для обеспечения эффективного государственного управления необходимо иметь четкое и полное регулирование правового статуса государственных служащих.
Глава 3 Федерального закона от 11 августа 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» посвящена установлению правового статуса государственных гражданских служащих. Она включает в себя основные положения, определяющие этот статус. Для определения правового положения государственного гражданского служащего законодатель устанавливает следующие критерии: — права и обязанности, которые имеет гражданский служащий; — ограничения и запреты, которые сопровождают гражданскую службу; — нормы поведения, которым должен следовать государственный служащий; — разрешение конфликта интересов в государственной службе [5].
Также здесь содержатся утверждения, относящиеся к представлению информации о доходах, имуществе и финансовых обязательствах (о расходах, обсуждение размещения контента в сети Интернет).
Однако элементы правового статуса гражданского служащего также присутствуют в других разделах Федерального закона от 11 августа 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Например, в разделе 11 «Государственные гарантии на гражданской службе» устанавливаются основные и дополнительные гарантии для гражданских служащих, а в разделе 12 «Поощрения и награждения. Служебная дисциплина на гражданской службе» определяется порядок поощрения и награждения гражданских служащих, а также их привлечение к дисциплинарной ответственности [5].
Служащие обязаны соблюдать служебную дисциплину, что является одной из основных характеристик их правового статуса. Для обеспечения надлежащего исполнения данной обязанности предусмотрены специальные правовые инструменты, такие как поощрения и наказания. Государство устанавливает ответственность за неправомерное использование предоставленных прав и невыполнение обязанностей гражданских служащих. Работники несут на себе ответственность в соответствии с федеральными законами за дисциплинарные, гражданско-правовые, административные или уголовные нарушения.
Таким образом, можно согласиться с утверждением исследователей о том, что юридическое положение государственных гражданских служащих включает в себя ряд ограничений и запретов, связанных с их службой, особые требования к поведению на службе, предотвращающие конфликт интересов, а также нормы служебной дисциплины, установленные федеральными законами, нормативными актами государственного органа и контрактом гражданского служащего.
По мнению исследователей, в настоящее время недостаточно четко регулируется правовой статус гражданских служащих. Нормы данного статуса содержатся в нескольких законодательных актах, включая два федеральных закона и множество подзаконных актов. Для упорядочения правового статуса государственных гражданских служащих необходимо объединить все основные права и обязанности в одном нормативном акте. Также требуется более детальное регулирование некоторых аспектов, включая аспекты, связанные с наказанием государственных гражданских служащих за нарушения, включая материальные и процессуальные стороны; установленные стандарты поведения для государственного служащего; методы урегулирования и профилактики столкновения интересов.
Литература:
- Федоров А. И. Правовой статус государственных гражданских служащих // Отечественная юриспруденция. 2020. № 6.
- Шлык М. В. Проблемы определения правового статуса государственных гражданских служащих Российской Федерации // Вестник магистратуры. 2021. № 4.
- Омельченко А. С. Правовой статус государственного гражданского служащего РФ. М., 2021.
- Махмудова П. А. Административный и правовой статус государственных служащих // Проблемы совершенствования законодательства: сборник научных статей. 2021. № 5.
- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.