Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Понятие правового статуса и его особенности применительно к государственному гражданскому служащему в России

Юриспруденция
06.12.2025
4
Поделиться
Аннотация
Правовой статус государственных гражданских служащих характеризуется комплексом составляющих его элементов, которые закреплены в отдельной главе Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В данном исследовании автор предпринимает попытку определить правовое регулирование статуса российских государственных гражданских служащих, а также указать механизм реализации их прав и гарантий.
Библиографическое описание
Байрамова, Т. Э. Понятие правового статуса и его особенности применительно к государственному гражданскому служащему в России / Т. Э. Байрамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — С. 278-281. — URL: https://moluch.ru/archive/601/130974.


The legal status of state civil servants is characterized by a set of its constituent elements, which are enshrined in a separate chapter of the Federal Law «On the State Civil Service of the Russian Federation». In this study, the author attempts to determine the legal regulation of the legal status of state civil servants, and also tries to indicate the mechanism for implementing the rights and guarantees of state civil servants.

Keywords: civil service, state civil service, legal status, civil servant, civil servant, responsibility, guarantees.

Современное правовое государство и эффективное функционирование его институтов немыслимо без четко организованной и законодательно регламентированной гражданской службы со своими принципами и правилами. Сердцевиной правового положения любого участника публично-правовых отношений является его правовой статус. Однако, когда речь заходит о государственном гражданском служащем (ГГС), это понятие приобретает особую глубину и комплексность, обусловленную спецификой его профессиональной деятельности, которая напрямую связана с реализацией государственно-властных полномочий.

Правовой статус ГГС представляет собой уникальный правовой феномен, в котором переплетаются элементы публичного долга, ограничений, гарантий и повышенной ответственности. В настоящее время государственная гражданская служба находится в поиске баланса между эффективностью государственного управления и защитой прав самого служащего, а также необходимостью повышения престижа государственной службы в целом.

Специфическое сочетание, насыщенность и иерархия таких элементов, как права, обязанности, ответственность, ограничения и гарантии формируют особое правовое положение государственного служащего.

В современных реалиях возрастает роль государства в жизни общества, государство создает условия для обеспечения реализации прав и свобод граждан, а также защиты основ конституционного строя от насильственного свержения и дестабилизации органов государственной власти. В этой связи государственные служащие являются гарантией защиты прав и свобод граждан и конституционного строя Российской Федерации.

Кем же является государственный гражданский служащий в России? Ответ на этот вопрос законодатель дает в ст. 13 закона № 79-ФЗ, а именно: «гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета, бюджета федеральной территории «Сириус» с учетом положений статьи 47 Федерального закона от 22 декабря 2020 года № 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус» или бюджета субъекта Российской Федерации» [2].

А. В. Ширяева пишет: «Любое государство организовано и функционирует на основе специально созданного аппарата, осуществляющего государственное управление». Государственный аппарат, действующий на профессиональной основе, в самом общем виде представляет собой совокупность государственных служащих, объединенных общими целями, задачами и наделенных властными полномочиями по осуществлению возложенных на них функций» [5].

Государственная гражданская служба входит в систему государственной службы [3] и реализует исполнение полномочий федеральных государственных органов власти Российской Федерации. Именно поэтому на ГГС при поступлении на службу накладываются целый ряд ограничений. В законе № 79-ФЗ установлен порядок поступления на государственную гражданскую службу, между тем он не содержит закрепленного понятия правового статуса, а лишь в главе 3 закрепляет правовой статус государственного гражданского служащего.

В главе 3 закона № 79-ФЗ указываются основные права, обязанности, ограничения, запреты, применимые к гражданскому служащему. В целях реализации своих прав, обязанностей, соблюдения ограничений и запретов гражданский служащий обязан быть гражданином Российской Федерации, знать ее законодательство и соблюдать Конституцию Российской Федерации, так как обязан быть компетентным в области своих служебных обязанностей. Государственный служащий обязан избегать конфликта интересов при исполнении своих должностных обязанностей, в случае несоблюдения данного положения к гражданскому служащему могут быть применены санкции, например увольнение в связи с утратой доверия, выговор и т. п.

Важнейшим принципом государственной гражданской службы, который закреплен в ст. 4 закона № 79-ФЗ, как говорилось ранее, является приоритет прав и свобод человека и гражданина, а также другие принципы, которые направлены на обеспечение реализации функций государства. Стоит сказать и о проблемах, с которыми сталкиваются гражданские служащие. Например, о них в своей работе упоминают Л. А. Капустян и Е. Н. Сабына: «каждодневно государственные служащие сталкиваются в процессе исполнения должностных обязанностей с повышенными требованиями, которые предъявляются к их поведению и к работе. Общество достаточно часто оценивает деятельность государственных гражданских служащих негативно, считая, что это неинициативные, неумные и не способные самостоятельно принимать решения люди». Кроме того, «сложившаяся нестабильная политическая ситуация и жесткие требования законодательства влияют на психологическое состояние служащих». Также авторы упоминают в своей работе о еще одной проблеме: «достаточно большая часть государственных гражданских служащих недовольна своим денежным содержанием, это является сдерживающим фактором для привлечения на службу высокопрофессиональных и высококвалифицированных специалистов» [6].

Последняя проблема является определяющей при выполнении государственными гражданскими служащими своих должностных обязанностей. Нередко бывает, что при объявлении конкурса на прохождение гражданской службы на вакансию претендует один кандидат и нанимателю приходится заключать служебный контракт, даже если сотрудник по уровню подготовки не соответствует должности. Но такие ситуации возникают крайне редко. Стоит отметить, что чаще всего гражданский служащий, который занимает или претендует на ту или иную должность в аппарате органа государственной власти является ответственным и профессиональным сотрудником, который надлежащим образом исполняет свои должностные обязанности.

Поскольку гражданский служащий исполняет свои обязанности с соблюдением всех запретов и ограничений, он имеет возможность воспользоваться гарантиями, которые также закреплены в законе № 79-ФЗ и подразделяются они на основные и дополнительные.

К основным гарантиям относятся:

— равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы;

— право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

— условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;

— отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых отпусков (основного и дополнительных);

— медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим законом №79-ФЗ и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

— обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения обследования в медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь; выплаты по обязательному государственному страхованию;

— возмещение расходов, связанных со служебными командировками;

— возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя на иную должность гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе и другие.

К дополнительным относятся:

 дополнительное профессиональное образование с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания;

 транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием;

 замещение иной должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа и другие.

Если говорить о современных условиях, сложившихся после объявления частичной мобилизации в России, можно сказать, что государство позаботилось о категории лиц, заключивших контракт о прохождении военной службы, либо для лиц, призванных на военную службу в рамках частичной мобилизации. К примеру, гражданским служащим, призванным на военную службу по мобилизации или заключившим в соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [4] контракт о прохождении военной службы (далее — военная служба) либо контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, гарантируется сохранение замещаемой должности гражданской службы на период прохождения военной службы. При этом гражданская служба приостанавливается, денежное содержание не начисляется и не выплачивается.

Все вышеперечисленные гарантии нужны для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений.

Поскольку гражданские служащие обеспечивают работу органов государственной власти, государство, в свою очередь, обеспечивает им достойное денежное содержание путем денежных поощрений, вознаграждений, надбавок за выслугу лет, за классные чины и с помощью других инструментов, которые способствуют укреплению правового статуса гражданского служащего.

Таким образом, правовое положение гражданского служащего в России представляет собой динамичный комплекс, отражающий эволюцию подходов к организации государственной службы. Его устойчивое ядро, сформированное на конституционных принципах и детализированное в федеральном законодательстве, сочетается с необходимостью постоянной адаптации к социальным и технологическим вызовам. Дальнейшее совершенствование статуса, как представляется, должно идти по пути усиления процессуальных гарантий, повышения прозрачности карьерных механизмов и разработки специализированных правовых режимов для новых форм служебной деятельности в цифровой среде. Это будет способствовать достижению ключевой цели — формированию профессионального, ответственного и публично ориентированного корпуса государственных управленцев.

Правовой статус ГГС представляет собой сложный, многогранный и динамичный институт административного права. Он является производным от функций государства и служит правовой основой для практической реализации властных полномочий государственных органов. Его ключевая особенность заключается в примате публично-правовых обязанностей и ограничений над частными интересами служащего, что обусловлено необходимостью обеспечения эффективности государственного управления, нейтральности службы и защиты публичного интереса. В свою очередь, этот примат компенсируется системой специальных юридических гарантий и льгот.

Понимание структуры и специфики правового статуса ГГС имеет фундаментальное значение не только для теории права, но и для правоприменительной практики. Оно позволяет корректно выстраивать служебные отношения, четко определять границы допустимого поведения служащего, эффективно применять меры ответственности и в конечном счете способствовать формированию профессионального, правомерно действующего и отвечающего современным вызовам корпуса государственных служащих. Дальнейшее совершенствование законодательства в этой сфере должно быть нацелено на оптимизацию баланса между ограничениями и гарантиями, повышение престижа службы и усиление доверия общества к государственному аппарату.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. — 2020. — 4 июля.
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 23.07.2025) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
  3. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 07.07.2025) «О системе государственной службы Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
  4. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (последняя редакция) // КонсультантПлюс.
  5. Ширяева, А. В. Правовой статус государственных гражданских служащих в Российской Федерации / А. В. Ширяева // Наука и образование сегодня. — 2017. — № 12 (23). — С. 77–80.
  6. Капустян, Л. А. Правовой статус государственных гражданских служащих: проблемные аспекты / Л. А. Капустян, Е. Н. Сабына // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. — 2020. — № 17. — С. 3–6.
  7. Комахин, Б. Н. К вопросу о процедурах прохождения государственной гражданской службы в контексте модернизации государственного управления / Б. Н. Комахин // Административное и муниципальное право. — 2012. — № 9 (57). — С. 25–32.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 278-281):
Часть 4 (стр. 217-293)
Расположение в файле:
стр. 217стр. 278-281стр. 293

Молодой учёный