Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Правовой статус государственного гражданского и муниципального служащего в РФ

Научный руководитель
Юриспруденция
25.09.2020
2599
Поделиться
Библиографическое описание
Матюхина, К. Д. Правовой статус государственного гражданского и муниципального служащего в РФ / К. Д. Матюхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 39 (329). — С. 146-149. — URL: https://moluch.ru/archive/329/73761/.


В статье рассматривается проблема соотношения правового статуса государственного и муниципального служащего, общие и специфические характеристики их статуса.

Ключевые слова: правовой статус, государственный служащий, государственный гражданский служащий , муниципальный служащий, муниципальная служба, государственно гражданская служба, органы государственной власти, органы муниципальной власти, публичная власть, правовое регулирования, органы местного самоуправления, законодательство, запреты и ограничения, права и обязанности, полномочия, система государственной власти и местного самоуправления.

Актуальность проблемы соотношения правовой регуляции деятельности государственных и муниципальных служащих датируется 1993 годом, после принятия Конституции Российской Федерации, провозгласившей в статье 12 принцип независимости органов государственной и муниципальной власти [1].

В Российской Федерации гарантируется, признается местное самоуправление. Местное самоуправление в границах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не включены в систему органов государственной власти [16].

На текущий момент в теории, законодательстве публичной службы применяются такие понятия, как государственная гражданская служба, государственный гражданский служащий, муниципальная служба, муниципальный служащий. Там же устанавливаются организационно-правовые формы, в которых реализуется государственная и муниципальная служба. Для государственной службы такой формой выступают органы государственной власти, а для муниципальной — органы муниципальной власти. Таким образом, общим сущностным маркером, которым объединяется правовой статус государственных и муниципальных служащих, выступает форма публичной власти, обеспечивающая единство властных полномочий соответствующих органов публичной власти. При этом само понятие публичной службы в законодательстве не используется, а в научной литературе указанная дефиниция объединяет в себе не только службу в органах государственной и муниципальной власти, но и профессиональную деятельность [5].

Правовая регуляция муниципальной службы в нашем государстве реализуется:

– на федеральном уровне (регулируется Федеральным законом от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации [3]);

– на региональном уровне — уровне субъектов РФ;

– на уровне муниципальной власти.

Муниципальная служба, в соответствии с действующим законодательством, является профессиональной служебной деятельностью граждан, которая осуществляется ими на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых посредством заключения трудового договора. Нередко к муниципальным служащим также относят:

– депутатов представительных органов муниципальных образований;

– членов выборных органов местного самоуправления;

– выборных должностных лиц местного самоуправления [8].

Тем не менее, Федеральный закон № 25-ФЗ устанавливает, что перечисленные лица не относятся к муниципальным служащим, замещающим муниципальные должности лицам [2].

Отличительными чертами муниципальной службы выступают:

– профессиональный характер деятельности муниципальных служащих, обусловленный квалификационными требованиями, которые предъявляются к муниципальной должности, соответствующая ей степень профессионального образования, квалификация, стаж муниципального служащего;

– профессиональная деятельность муниципальных служащих на муниципальных должностях на постоянной основе (не выборной), с установленными полномочиями по разрешению вопросов местного значения, обеспечению полномочий органами местного самоуправления;

– совокупность людей, которые находятся на службе муниципального образования, исполняют обязанности на контрактной основе за соответствующее вознаграждение за счет средств местного бюджета [12].

Следует отметить тот факт, что правовой статус муниципального служащего по своей структуре представляет собой сложное явление [9]. Необходимым представляется согласиться с теми, кто подчеркивает, что постоянный характер деятельности муниципальных служащих на муниципальных должностях означает, что она предусмотрена в соответствующем реестре, включена в штатное расписание соответствующих органов местного самоуправления [6].

В Федеральном законе № 25-ФЗ особенное внимание уделяется регламентации запретов, ограничений муниципальной службы. Эти ограничения представляют собой совокупность мер сдерживающего характера. А их миссия состоит:

– в предупреждении противозаконных деяний, нарушений законодательства о муниципальной службе;

– в обеспечении качественного и эффективного исполнения муниципальными служащими своих профессиональных обязанностей [14];

– в создании условий для недопущения возникновения конфликтных ситуаций (интересов), личной заинтересованности на муниципальной службе [2].

В качестве одного из ограничений на муниципальной службе выступает то, что гражданин не может поступить на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия близкого родства либо свойства (супруги, родители, сестры, братья и т. д.) с главой муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью либо подконтрольностью данному должностному лицу, муниципальным служащим.

Муниципальному служащему запрещается замещать должность муниципальной службы в случае его избрания на государственную должность (федеральную или субъекта РФ).

Государственная служба — это подвид работы в государственном аппарате, который является профессиональной служебной деятельностью граждан, на государственных постах РФ, обеспечивающих реализацию функциональных обязанностей государственных органов федерального значения, субъектов РФ, лиц, занимающих государственные посты, а также лиц, занимающих государственные посты в субъектах РФ [10].

Современная организация государственной службы отличается принципиально новой системой с установленной видовой классификацией, включающей в себя:

– государственную гражданскую службу;

– военную службу;

– государственную службу других видов [4].

В законодательстве Российской Федерации, регламентирующей государственную гражданскую службу в стране, отсутствует точное разъяснение понятия правового статуса [13]. Тем не менее, анализ закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» позволяет определить такие компоненты правового статуса государственных служащих, как:

– права;

– обязанности;

– запреты;

– ограничения [2].

Права, обязанности государственных гражданских служащих являются особыми, определенными, закрепленными и гарантированным законодательством варианты допустимого поведения в области государственно-служебных взаимоотношений. При этом следует различать:

– общие права и обязанности, которые установлены для всех государственных служащих вне зависимости от замещаемых ими государственных должностей;

– должностные права и обязанности, определяющие полномочия в конкретно взятой должности, закрепляются в должностном регламенте [15].

Должностные права и обязанности представляют собой производные от функций, задач государственного органа, выражают его полномочия [7].

Гражданскому служащему доверено выполнение по поручению нанимателя определенных задач и функций государства.

Регулирование государственной служебной деятельности реализуется в рамках специального правового статуса.

Полномочия государственного служащего имеют двойную юридическую природу, поскольку одновременно являются и правом, и обязанностью государства и служащего, на которого возлагаются определенные полномочия.

Государственные гражданские служащие обладают рядом гарантий, определяемых как систему условий, способов, средств, посредством которых осуществляются правовые возможности для реализации его прав и свобод, исполнение возложенных на него полномочий (обязанностей).

Таким образом, правовой статус государственного гражданского служащего является системой предъявленных ему прав и возложенных обязанностей, систему запретов и поощрений, мер и ограничений, ответственности за ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязанностей, нарушение ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой [10].

Правовой статус государственного гражданского служащего, обладая общими с юридическими статусами иных субъектов права чертами, характеризуется рядом отличий, придающих ему количественную и качественную определенность.

Подытоживая все выше сказанное, отметим, что одним из этапов осуществления административной реформы в Российской Федерации стал этап реформирования институции государственной и муниципальной службы.

И государственные, и муниципальные служащие занимают особое место в социальной структуре общества — место организаторов его жизнедеятельности. Государственная и муниципальная служба являются центральным звеном всей системы государственной власти, местного самоуправления в России. Эффективность публичного управления определяется результативностью функционирования института государственной и муниципальной службы, вследствие чего проблемами его развития, реформирования уделяется большое внимание.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ

3. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ

4. Алексеев, И. А. К вопросу о становлении и развитии российского законодательства о юридической ответственности органов публичной власти // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2016. — № 3. — С. 27–31.

5. Бураменская, М. Н. Особенности правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы современности: наука и общество. — 2016. — № 2 (11). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-statusa-munitsipalnyh-sluzhaschih-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 13.03.2020).

6. Гнетова, Л. В. Особенности правовой регламентации муниципальной службы в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. — 2015. — № 1 (9). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovoy-reglamentatsii-munitsipalnoy-sluzhby-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 15.03.2020).

7. Голиков, А. А. Правовой статус государственных гражданских служащих в России, Германии и США. Сходства и различия [Электронный ресурс] // ScienceTime. — 2015. — № 9 (21). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih-v-rossii-germanii-i-ssha-shodstva-i-razlichiya (дата обращения: 14.03.2020).

8. Крахмалов, А. Н. Проблемы механизма прохождения государственной гражданской и муниципальной службы в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2015. № 2 (7). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-mehanizma-prohozhdeniya-gosudarstvennoy-grazhdanskoy-i-munitsipalnoy-sluzhby-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 14.03.2020).

9. Михайлова А. В., Попова Л. Н. Организационно-правовое обеспечение статуса муниципального служащего // Новая наука: современное состояние и пути развития. — 2016. — № 5–3. — С. 116–123.

10. Моргулец, П. А. Понятие, сущность и виды статуса государственных гражданских служащих // Молодой ученый. — 2018. — № 50. — С. 247–249.

11. Пустовитова, К. Г. Соотношение правового статуса государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — № 14. — С. 547–548.

12. Шехирев, А. В. Теоретические и нормативно-правовые аспекты правового статуса муниципального служащего в Российской Федерации // Вопросы российского и международного права. — 2018. — Том 8. — № 8А. — С. 91–102.

13. Ширяева, А. В. Правовой статус государственных гражданских служащих в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Наука и образование сегодня. — 2017. — № 12 (23). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 14.03.2020).

14. Шугрина Е. С., Петухов Р. В. Мониторинг судебной практики в сфере предотвращения и урегулирования конфликтов интересов на муниципальной службе [Электронный ресурс] // Правоприменение. — 2018. — № 1. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-sudebnoy-praktiki-v-sfere-predotvrascheniya-i-uregulirovaniya-konfliktov-interesov-na-munitsipalnoy-sluzhbe (дата обращения: 15.03.2020).

15. Чистяков, И. А. Правовое положение государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — № 21. — С. 415–417.

16. Пустовитова, К. Г. Соотношение правового статуса государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2017. - №14. - С. 547-548.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
правовой статус
государственный служащий
государственный гражданский служащий
муниципальный служащий
муниципальная служба
государственно гражданская служба
органы государственной власти
органы муниципальной власти
публичная власть
правовое регулирования
органы местного самоуправления
законодательство
запреты и ограничения
права и обязанности
полномочия
система государственной власти и местного самоуправления
Молодой учёный №39 (329) сентябрь 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 146-149):
Часть 2 (стр. 101-197)
Расположение в файле:
стр. 101стр. 146-149стр. 197

Молодой учёный