В статье рассматривается проблема соотношения правового статуса государственного и муниципального служащего, общие и специфические характеристики их статуса.
Ключевые слова: правовой статус, государственный служащий, государственный гражданский служащий , муниципальный служащий, муниципальная служба, государственно гражданская служба, органы государственной власти, органы муниципальной власти, публичная власть, правовое регулирования, органы местного самоуправления, законодательство, запреты и ограничения, права и обязанности, полномочия, система государственной власти и местного самоуправления.
Актуальность проблемы соотношения правовой регуляции деятельности государственных и муниципальных служащих датируется 1993 годом, после принятия Конституции Российской Федерации, провозгласившей в статье 12 принцип независимости органов государственной и муниципальной власти [1].
В Российской Федерации гарантируется, признается местное самоуправление. Местное самоуправление в границах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не включены в систему органов государственной власти [16].
На текущий момент в теории, законодательстве публичной службы применяются такие понятия, как государственная гражданская служба, государственный гражданский служащий, муниципальная служба, муниципальный служащий. Там же устанавливаются организационно-правовые формы, в которых реализуется государственная и муниципальная служба. Для государственной службы такой формой выступают органы государственной власти, а для муниципальной — органы муниципальной власти. Таким образом, общим сущностным маркером, которым объединяется правовой статус государственных и муниципальных служащих, выступает форма публичной власти, обеспечивающая единство властных полномочий соответствующих органов публичной власти. При этом само понятие публичной службы в законодательстве не используется, а в научной литературе указанная дефиниция объединяет в себе не только службу в органах государственной и муниципальной власти, но и профессиональную деятельность [5].
Правовая регуляция муниципальной службы в нашем государстве реализуется:
– на федеральном уровне (регулируется Федеральным законом от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации [3]);
– на региональном уровне — уровне субъектов РФ;
– на уровне муниципальной власти.
Муниципальная служба, в соответствии с действующим законодательством, является профессиональной служебной деятельностью граждан, которая осуществляется ими на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых посредством заключения трудового договора. Нередко к муниципальным служащим также относят:
– депутатов представительных органов муниципальных образований;
– членов выборных органов местного самоуправления;
– выборных должностных лиц местного самоуправления [8].
Тем не менее, Федеральный закон № 25-ФЗ устанавливает, что перечисленные лица не относятся к муниципальным служащим, замещающим муниципальные должности лицам [2].
Отличительными чертами муниципальной службы выступают:
– профессиональный характер деятельности муниципальных служащих, обусловленный квалификационными требованиями, которые предъявляются к муниципальной должности, соответствующая ей степень профессионального образования, квалификация, стаж муниципального служащего;
– профессиональная деятельность муниципальных служащих на муниципальных должностях на постоянной основе (не выборной), с установленными полномочиями по разрешению вопросов местного значения, обеспечению полномочий органами местного самоуправления;
– совокупность людей, которые находятся на службе муниципального образования, исполняют обязанности на контрактной основе за соответствующее вознаграждение за счет средств местного бюджета [12].
Следует отметить тот факт, что правовой статус муниципального служащего по своей структуре представляет собой сложное явление [9]. Необходимым представляется согласиться с теми, кто подчеркивает, что постоянный характер деятельности муниципальных служащих на муниципальных должностях означает, что она предусмотрена в соответствующем реестре, включена в штатное расписание соответствующих органов местного самоуправления [6].
В Федеральном законе № 25-ФЗ особенное внимание уделяется регламентации запретов, ограничений муниципальной службы. Эти ограничения представляют собой совокупность мер сдерживающего характера. А их миссия состоит:
– в предупреждении противозаконных деяний, нарушений законодательства о муниципальной службе;
– в обеспечении качественного и эффективного исполнения муниципальными служащими своих профессиональных обязанностей [14];
– в создании условий для недопущения возникновения конфликтных ситуаций (интересов), личной заинтересованности на муниципальной службе [2].
В качестве одного из ограничений на муниципальной службе выступает то, что гражданин не может поступить на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия близкого родства либо свойства (супруги, родители, сестры, братья и т. д.) с главой муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью либо подконтрольностью данному должностному лицу, муниципальным служащим.
Муниципальному служащему запрещается замещать должность муниципальной службы в случае его избрания на государственную должность (федеральную или субъекта РФ).
Государственная служба — это подвид работы в государственном аппарате, который является профессиональной служебной деятельностью граждан, на государственных постах РФ, обеспечивающих реализацию функциональных обязанностей государственных органов федерального значения, субъектов РФ, лиц, занимающих государственные посты, а также лиц, занимающих государственные посты в субъектах РФ [10].
Современная организация государственной службы отличается принципиально новой системой с установленной видовой классификацией, включающей в себя:
– государственную гражданскую службу;
– военную службу;
– государственную службу других видов [4].
В законодательстве Российской Федерации, регламентирующей государственную гражданскую службу в стране, отсутствует точное разъяснение понятия правового статуса [13]. Тем не менее, анализ закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» позволяет определить такие компоненты правового статуса государственных служащих, как:
– права;
– обязанности;
– запреты;
– ограничения [2].
Права, обязанности государственных гражданских служащих являются особыми, определенными, закрепленными и гарантированным законодательством варианты допустимого поведения в области государственно-служебных взаимоотношений. При этом следует различать:
– общие права и обязанности, которые установлены для всех государственных служащих вне зависимости от замещаемых ими государственных должностей;
– должностные права и обязанности, определяющие полномочия в конкретно взятой должности, закрепляются в должностном регламенте [15].
Должностные права и обязанности представляют собой производные от функций, задач государственного органа, выражают его полномочия [7].
Гражданскому служащему доверено выполнение по поручению нанимателя определенных задач и функций государства.
Регулирование государственной служебной деятельности реализуется в рамках специального правового статуса.
Полномочия государственного служащего имеют двойную юридическую природу, поскольку одновременно являются и правом, и обязанностью государства и служащего, на которого возлагаются определенные полномочия.
Государственные гражданские служащие обладают рядом гарантий, определяемых как систему условий, способов, средств, посредством которых осуществляются правовые возможности для реализации его прав и свобод, исполнение возложенных на него полномочий (обязанностей).
Таким образом, правовой статус государственного гражданского служащего является системой предъявленных ему прав и возложенных обязанностей, систему запретов и поощрений, мер и ограничений, ответственности за ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязанностей, нарушение ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой [10].
Правовой статус государственного гражданского служащего, обладая общими с юридическими статусами иных субъектов права чертами, характеризуется рядом отличий, придающих ему количественную и качественную определенность.
Подытоживая все выше сказанное, отметим, что одним из этапов осуществления административной реформы в Российской Федерации стал этап реформирования институции государственной и муниципальной службы.
И государственные, и муниципальные служащие занимают особое место в социальной структуре общества — место организаторов его жизнедеятельности. Государственная и муниципальная служба являются центральным звеном всей системы государственной власти, местного самоуправления в России. Эффективность публичного управления определяется результативностью функционирования института государственной и муниципальной службы, вследствие чего проблемами его развития, реформирования уделяется большое внимание.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ
3. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ
4. Алексеев, И. А. К вопросу о становлении и развитии российского законодательства о юридической ответственности органов публичной власти // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2016. — № 3. — С. 27–31.
5. Бураменская, М. Н. Особенности правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы современности: наука и общество. — 2016. — № 2 (11). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-statusa-munitsipalnyh-sluzhaschih-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 13.03.2020).
6. Гнетова, Л. В. Особенности правовой регламентации муниципальной службы в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. — 2015. — № 1 (9). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovoy-reglamentatsii-munitsipalnoy-sluzhby-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 15.03.2020).
7. Голиков, А. А. Правовой статус государственных гражданских служащих в России, Германии и США. Сходства и различия [Электронный ресурс] // ScienceTime. — 2015. — № 9 (21). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih-v-rossii-germanii-i-ssha-shodstva-i-razlichiya (дата обращения: 14.03.2020).
8. Крахмалов, А. Н. Проблемы механизма прохождения государственной гражданской и муниципальной службы в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2015. № 2 (7). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-mehanizma-prohozhdeniya-gosudarstvennoy-grazhdanskoy-i-munitsipalnoy-sluzhby-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 14.03.2020).
9. Михайлова А. В., Попова Л. Н. Организационно-правовое обеспечение статуса муниципального служащего // Новая наука: современное состояние и пути развития. — 2016. — № 5–3. — С. 116–123.
10. Моргулец, П. А. Понятие, сущность и виды статуса государственных гражданских служащих // Молодой ученый. — 2018. — № 50. — С. 247–249.
11. Пустовитова, К. Г. Соотношение правового статуса государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — № 14. — С. 547–548.
12. Шехирев, А. В. Теоретические и нормативно-правовые аспекты правового статуса муниципального служащего в Российской Федерации // Вопросы российского и международного права. — 2018. — Том 8. — № 8А. — С. 91–102.
13. Ширяева, А. В. Правовой статус государственных гражданских служащих в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Наука и образование сегодня. — 2017. — № 12 (23). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 14.03.2020).
14. Шугрина Е. С., Петухов Р. В. Мониторинг судебной практики в сфере предотвращения и урегулирования конфликтов интересов на муниципальной службе [Электронный ресурс] // Правоприменение. — 2018. — № 1. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-sudebnoy-praktiki-v-sfere-predotvrascheniya-i-uregulirovaniya-konfliktov-interesov-na-munitsipalnoy-sluzhbe (дата обращения: 15.03.2020).
15. Чистяков, И. А. Правовое положение государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — № 21. — С. 415–417.
16. Пустовитова, К. Г. Соотношение правового статуса государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2017. - №14. - С. 547-548.