Особенности правового статуса государственного служащего в современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 19.06.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Агафонова, Ю. А. Особенности правового статуса государственного служащего в современной России / Ю. А. Агафонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — URL: https://moluch.ru/archive/524/115811/ (дата обращения: 21.06.2024).

Препринт статьи



В статье рассмотрены взгляды ученых на понятие и сущность правового статуса государственных служащих. При проведении анализа механизма правового регулирования государственной службы необходимо уделять внимание системе правовых принципов, которыми должны руководствоваться государственные гражданские служащие. Важно учитывать, что данные принципы служат основой для формирования и осуществления деятельности государственных служащих, определяя их обязанности и ответственность. Такие принципы включают в себя прозрачность, законность, добросовестность, эффективность и прочие принципы, без соблюдения которых государственная служба становится закрытой. Анализ и учет указанных принципов поможет осуществить более глубокое понимание работы механизма правового регулирования государственной службы.

Ключевые слова: государственный служащий, принципы, правовой статус, государственное регулирования, государственная власть, особенности правового статуса.

The article examines the views of scientists on the concept and essence of the legal status of civil servants. When analyzing the mechanism of legal regulation of the civil service, it is necessary to pay attention to the system of legal principles that should guide state civil servants. It is important to consider that these principles serve as the basis for the formation and implementation of the activities of civil servants, defining their duties and responsibilities. Such principles include transparency, legality, integrity, efficiency and other principles, without which the public service becomes closed. Analysis and consideration of these principles will help to achieve a deeper understanding of the mechanism of legal regulation of the public service.

Keywords: civil servant, principles, legal status, state regulation, state power, features of legal status.

Институт государственной службы в России имеет давнюю историю, но только в последние десятилетие было сформировано современное представление о государственной службе. Так, в период советской власти началось активное изучение данного института, в результате чего ученые начали выделять различные определения государственного служащего. Рассмотрим их подробнее.

Если рассматривать понятие правового статуса государственного служащего в узком смысле, то, например, Е. В. Охотский трактует данное понятие как «комбинация правового положения человека, его статуса гражданина Российской Федерации и специфического статуса государственного служащего, который осуществляет государственную власть в интересах общества, закрепленную законом». Автор понимает под статусом государственного служащего не только с точки зрения юридических аспектов, но и наличие обязанностей и привилегий, связанных с осуществлением государственной власти в соответствии с общественным интересом, который закреплен в законе [6, c. 7].

Другие ученые, такие как Д. Н. Бахраха, Б. В. Россинского, Ю. Н. Старилова под правовым статусом государственного служащего понимают «совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственность служащих, которые установлены законодательством и гарантированы государством [8, c. 42].

А. П. Алехин предполагает, что фундаментом формирования правового статуса государственного служащего являются совокупность прав и обязанностей [3, c. 23].

Данную точку зрения также разделяют такие ученые, как: Ю. А. Дмитриев, И. А. Полянский, Е. В. Трофимов. Только кроме прав и обязанностей, они еще включают в правовой статус государственного служащего гарантии, ограничения, запреты и ответственность [5, c. 31 ] . Кроме того, авторы классифицируют правовой статус государственного служащего на:

1) общий статус, предусмотренный законодательством для всех государственных служащих определенного вида службы;

2) должностной статус, возникающий у государственного служащего в связи с замещением определенной должности государственной службы;

3) особый статус милитаризованных служащих в связи с их нахождением на дежурстве, в наряде, боевом походе, ликвидацией последствий стихийных бедствий и другими особыми и чрезвычайными обстоятельствами.

Считаем, что такое деление может быть, но тем не менее, не отражает все категории государственных служащих.

Если рассматривать понятие правового статуса государственного служащего шире, то можно привести мнение В. А. Очаковского, который рассматривает изучаемое понятие как «основной центральный элемент правового института государственной службы. Государственный служащий образовывал «интеграцию», «единство» государственных и служебных отношений, урегулированных публичным правом, нормами административного, трудового и иных отраслей права» [7, c. 4].

Е. И. Власюк идет еще дальше и включает в правовой статус права, обязанности, а также систему поощрений, запретов, ограничений и мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, а также соблюдения запретов и ограничений, связанных с государственной гражданской службой» [4].

Законодательство четко определяет элементы правового положения (статуса) гражданского служащего. Положения главы 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ закрепляет следующие элементы правового положения (статуса) гражданского служащего:

1) основные права гражданского служащего;

2) основные обязанности гражданского служащего;

3) ограничения, связанные с гражданской службой;

4) запреты, связанные с гражданской службой;

5) требования к служебному поведению гражданского служащего [2].

Таким образом, анализ представленных понятий таких авторов, как Е. В. Охотского, А. П. Алехина, Д. Н. Бахраха, Б. В. Россинского, Ю. Н. Старилова, В. А. Очаковского и других, а также правовые положения, регламентирующие правовой статус государственного служащего, дает возможность сделать вывод о том, что под правовым положением (статусом) гражданских служащих понимается совокупность прав и обязанностей, ограничений и запретов, требований и гарантий гражданского служащего.

Можно сказать, что законодатель определяет основные элементы правового положения гражданского служащего, включая их статус, а также те «дополнительные» элементы, которые авторы включают в свои определения правового статуса гражданского служащего. Дополнительные элементы также необходимо включить в список элементов правового положения гражданского служащего. Данное положение подтверждается ст. 64 Конституции Российской Федерации, которая указывает, что положения главы 2 Конституции РФ составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации, включая права и свободы, обязанности, гарантии и юридическую ответственность, и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией [1].

Проведенное исследование показывает, что Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79–ФЗ [2] не полностью отражает определение правового положения гражданского служащего. Это определение необходимо для установления правильной позиции как со стороны государства, так и гражданского служащего. Правовое положение гражданского служащего является сложным явлением, включающим взаимосвязанные элементы в виде прав, обязанностей, свобод и гарантий, которые требуют уточнения в теоретическом аспекте и закрепления в нормативно-правовых актах.

Подводя итог, можно с уверенностью, но и с некоторым сожалением отметить, что в законодательстве Российской Федерации имеются значительные пробелы, которые требуют незамедлительного исключения.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 3. Ст. 144.
  2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 25.12.2023 № 639-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. N 31. Ст. 3215.
  3. Алехин, А. П. Административное право России: учебник / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий; отв. ред. А. П. Алехин. — Москва: ИКД«Зерцало-М», 2013. — 752 с.
  4. Власюк, Е. И. Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации: проблемы и рекомендации по их решению / Е. И. Власюк // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 2.— С. 406–407.
  5. Дмитриев, Ю. А. Административное право Российской Федерации: учебник для студентов юридических вузов / Ю. А. Дмитриев, И. А. Полянский, Е. В. Трофимов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 461 с.
  6. Охотский, Е. В. Главный императив государственного статуса: служить обществу, жить по закону, поступать по совести / Е. В. Охотский // Государственная служба. — 2019. — Т. 21, № 2 (118). — С. 6- 15.
  7. Очаковский, В. А. Становление и развитие института юридической ответственности государственных служащих в дореволюционной России: начало XVIII — конец XIX века: автореферат дис.... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Очаковский Виктор Александрович; [Место защиты: Кубан. гос. аграр. ун-т]. — Краснодар, 2013. — 27 с.
  8. Россинский, Б. В. Административное право: Учебник для вузов / Россинский Б. В., Старилов Ю. Н., — 6-е изд., пересмотр. — Москва:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 640 с.


Задать вопрос