Данная статья посвящена исследованию особенностей формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе. Одной из важных психолого-педагогических условий, которая учитывается при формировании культуры безопасности жизнедеятельности на занятиях по БЖД, является создание творческой атмосферы, предусматривает доброжелательность между участниками образовательного процесса.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, школьное образование, культура безопасности, система образования, духовно-нравственное воспитание.
The article is devoted to studying peculiarities of the formation of a culture of life safety of students in the study of safety issues at school. One of the important psychological and pedagogical conditions, which is taken into account in the formation of a culture of life safety in the classroom BZhD, is the creation of a creative atmosphere, provides goodwill between the participants in the educational process.
Keywords: life safety, school education, safety culture, education system, spiritual and moral education.
Постановка проблемы . Одним из приоритетов системы образования в РФ, согласно закону РФ «Об образовании», Национальной доктрины развития образования в России, Концепции воспитания детей и молодежи в национальной системе образования и других государственных нормативных документов, является формирование безопасного поведения подрастающего поколения, навыков действий в опасных ситуациях различного происхождения, устойчивых мотиваций на необходимость безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни. Комплексное и системное развитие культуры безопасности жизнедеятельности позволит значительно повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, уменьшить человеческие и материальные потери.
Безопасность — необходимое условие дальнейшего развития общества, государства, цивилизации. В данное время, без учета человеческого фактора решить проблему безопасности невозможно. Для этого необходимо развитие норм безопасности поведения и уровня подготовленности каждого человека и они являются определяющими факторами.
Формирование культуры безопасности необходимо организовывать в учебных учреждениях в программах школьного обучения на уроках основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и в дальнейшем необходимо повышать эффективность в производственной деятельности.
Главной целью учебных учреждений является гарантированная защита учащихся от наступления не благоприятных угроз касательно учащихся и его сотрудников.
Ведущая роль в решении данной проблемы принадлежит учителю, который осознает необходимость целенаправленной деятельности по сохранению жизни и укрепления здоровья своих учеников, способен эффективно способствовать формированию безопасного поведения подрастающего поколения.
Цель статьи заключается в исследовании особенностей формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе.
Основное изложение материала . Будущее нашего государства, а именно физическое и психическое здоровье молодого поколения, зависит от того, насколько будет готов учитель к созданию безопасных условий учебно-воспитательного процесса, от качества его профессиональной подготовки по обучению учащихся по вопросам безопасности жизнедеятельности, от уровня его культуры безопасной жизнедеятельности [2, с.174].
Важными способами и средствами воздействия на формирование культуры безопасности жизнедеятельности, кроме повышения знаний в сфере безопасности жизнедеятельности, необходимо решить моральные и нравственные принципы личности, сделать акцент на патриотическое воспитание и, также важно, психологическое. В совокупности это поможет уменьшить и ограничить объем рисков, количество угроз.
В процессе формирования культуры безопасности у школьников нужно учитывать тот факт, что не все учащиеся имеют одинаковый уровень знаний, умений и навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности. Поэтому основным этапом обучения должны стать оценка и осмысление реализации процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности и модификация технологии.
Основными составляющими процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся являются:
– развитие мотивации безопасной жизнедеятельности;
– воспитание личности безопасного типа;
– обучение знаниям, умениям и навыкам в области безопасности жизнедеятельности;
– морально-психологическая подготовка;
– пропаганда знаний в области безопасности жизнедеятельности;
– информационное воздействие с использованием технических средств массовой информации, информационно-коммуникационных технологий.
Этот этап предусматривает демонстрацию каждым учеником своих результатов, достигнутых по итогам формирования культуры безопасной жизнедеятельности, их коллективное обсуждение, анализ, сравнение с аналогичными достижениями одноклассников.
Выполняя роль коммуникатора между анализом полученных данных и новым циклом процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности учеников, данный этап является регулятором развития тех компонентов, уровень которых у учащихся повысился незначительно или остался без изменений [3, с.427].
Кроме того, на занятиях по безопасности жизнедеятельности в школе необходимо установить основные принципы, которые определяют требования к среднему образованию, разработки и использования методов и средств обучения, единства знаний, доступности и целеустремленности [1, с.19].
Выводы . Подытоживая вышесказанное, отметим, что эффективность процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности на занятиях по «БЖД» зависит от соблюдения определенных условий, которые в свою очередь выделяются из вышеназванных принципов. Важным условием процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности в процессе изучения дисциплины «БЖД» является педагогическая деятельность преподавателя, которая должна носить творческий характер.
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в общеобразовательном учреждении наиболее эффективно будет осуществляться в процессе личностно ориентированного обучения по курсу ОБЖ, включающего в себя проектирование личностно ориентированного содержания, применение личностно ориентированных технологий и личностно ориентированное педагогическое взаимодействие.
Литература:
- Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности / Э. А. Арустамов. — М.: Academia, 2017. — 640 c.
- Безопасность жизнедеятельности: учебник / И. С. Масленникова, О. Н. Еронько. — 4-е изд., перераб. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 304 с.
- Марценюк В. А. Современные проблемы обучения безопасности жизнедеятельности. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 287 с.
- Мишин Б. И. Образование как фактор обеспечения личной, общественной и государственной безопасности // Образование и безопасность: проблемы, концепции, стр. 42 — 43 Педагогика поколений молодых людей в возрасте 17-20 лет, воспитанное средствами массовой информации, «улицей» и в меньшей степени родителями. ... Материалы Всероссийской конференции. 21-23 апреля 2005
- Мошкин, В. Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография Текст. / В. Н. Мошкин. — Барнаул: Издательство БГПУ, 2002
- Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. — М, 2002.