Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (350) февраль 2021 г.

Дата публикации: 19.02.2021

Статья просмотрена: 2283 раза

Библиографическое описание:

Васин, И. В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе / И. В. Васин, Е. А. Селихов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78731/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данная статья посвящена исследованию особенностей формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе. Одной из важных психолого-педагогических условий, которая учитывается при формировании культуры безопасности жизнедеятельности на занятиях по БЖД, является создание творческой атмосферы, предусматривает доброжелательность между участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, школьное образование, культура безопасности, система образования, духовно-нравственное воспитание.

The article is devoted to studying peculiarities of the formation of a culture of life safety of students in the study of safety issues at school. One of the important psychological and pedagogical conditions, which is taken into account in the formation of a culture of life safety in the classroom BZhD, is the creation of a creative atmosphere, provides goodwill between the participants in the educational process.

Keywords: life safety, school education, safety culture, education system, spiritual and moral education.

Постановка проблемы . Одним из приоритетов системы образования в РФ, согласно закону РФ «Об образовании», Национальной доктрины развития образования в России, Концепции воспитания детей и молодежи в национальной системе образования и других государственных нормативных документов, является формирование безопасного поведения подрастающего поколения, навыков действий в опасных ситуациях различного происхождения, устойчивых мотиваций на необходимость безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни. Комплексное и системное развитие культуры безопасности жизнедеятельности позволит значительно повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, уменьшить человеческие и материальные потери.

Безопасность — необходимое условие дальнейшего развития общества, государства, цивилизации. В данное время, без учета человеческого фактора решить проблему безопасности невозможно. Для этого необходимо развитие норм безопасности поведения и уровня подготовленности каждого человека и они являются определяющими факторами.

Формирование культуры безопасности необходимо организовывать в учебных учреждениях в программах школьного обучения на уроках основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и в дальнейшем необходимо повышать эффективность в производственной деятельности.

Главной целью учебных учреждений является гарантированная защита учащихся от наступления не благоприятных угроз касательно учащихся и его сотрудников.

Ведущая роль в решении данной проблемы принадлежит учителю, который осознает необходимость целенаправленной деятельности по сохранению жизни и укрепления здоровья своих учеников, способен эффективно способствовать формированию безопасного поведения подрастающего поколения.

Цель статьи заключается в исследовании особенностей формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе.

Основное изложение материала . Будущее нашего государства, а именно физическое и психическое здоровье молодого поколения, зависит от того, насколько будет готов учитель к созданию безопасных условий учебно-воспитательного процесса, от качества его профессиональной подготовки по обучению учащихся по вопросам безопасности жизнедеятельности, от уровня его культуры безопасной жизнедеятельности [2, с.174].

Важными способами и средствами воздействия на формирование культуры безопасности жизнедеятельности, кроме повышения знаний в сфере безопасности жизнедеятельности, необходимо решить моральные и нравственные принципы личности, сделать акцент на патриотическое воспитание и, также важно, психологическое. В совокупности это поможет уменьшить и ограничить объем рисков, количество угроз.

В процессе формирования культуры безопасности у школьников нужно учитывать тот факт, что не все учащиеся имеют одинаковый уровень знаний, умений и навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности. Поэтому основным этапом обучения должны стать оценка и осмысление реализации процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности и модификация технологии.

Основными составляющими процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся являются:

– развитие мотивации безопасной жизнедеятельности;

– воспитание личности безопасного типа;

– обучение знаниям, умениям и навыкам в области безопасности жизнедеятельности;

– морально-психологическая подготовка;

– пропаганда знаний в области безопасности жизнедеятельности;

– информационное воздействие с использованием технических средств массовой информации, информационно-коммуникационных технологий.

Этот этап предусматривает демонстрацию каждым учеником своих результатов, достигнутых по итогам формирования культуры безопасной жизнедеятельности, их коллективное обсуждение, анализ, сравнение с аналогичными достижениями одноклассников.

Выполняя роль коммуникатора между анализом полученных данных и новым циклом процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности учеников, данный этап является регулятором развития тех компонентов, уровень которых у учащихся повысился незначительно или остался без изменений [3, с.427].

Кроме того, на занятиях по безопасности жизнедеятельности в школе необходимо установить основные принципы, которые определяют требования к среднему образованию, разработки и использования методов и средств обучения, единства знаний, доступности и целеустремленности [1, с.19].

Выводы . Подытоживая вышесказанное, отметим, что эффективность процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности на занятиях по «БЖД» зависит от соблюдения определенных условий, которые в свою очередь выделяются из вышеназванных принципов. Важным условием процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности в процессе изучения дисциплины «БЖД» является педагогическая деятельность преподавателя, которая должна носить творческий характер.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в общеобразовательном учреждении наиболее эффективно будет осуществляться в процессе личностно ориентированного обучения по курсу ОБЖ, включающего в себя проектирование личностно ориентированного содержания, применение личностно ориентированных технологий и личностно ориентированное педагогическое взаимодействие.

Литература:

  1. Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности / Э. А. Арустамов. — М.: Academia, 2017. — 640 c.
  2. Безопасность жизнедеятельности: учебник / И. С. Масленникова, О. Н. Еронько. — 4-е изд., перераб. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 304 с.
  3. Марценюк В. А. Современные проблемы обучения безопасности жизнедеятельности. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 287 с.
  4. Мишин Б. И. Образование как фактор обеспечения личной, общественной и государственной безопасности // Образование и безопасность: проблемы, концепции, стр. 42 — 43 Педагогика поколений молодых людей в возрасте 17-20 лет, воспитанное средствами массовой информации, «улицей» и в меньшей степени родителями. ... Материалы Всероссийской конференции. 21-23 апреля 2005
  5. Мошкин, В. Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография Текст. / В. Н. Мошкин. — Барнаул: Издательство БГПУ, 2002
  6. Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. — М, 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): безопасная жизнедеятельность, безопасность жизнедеятельности, формирование культуры безопасности жизнедеятельности, безопасное поведение, область безопасности жизнедеятельности, особенность формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся, патриотическое воспитание, подрастающее поколение, РФ.


Похожие статьи

Формирование профессиональных медико-биологических компетенций у студентов педагогического колледжа

Современные общество предъявляет высокие требования к педагогу. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания воспитательно-образовательной, учебно-методической и социально-педагогической деятельности. Важно подчеркнуть, что учитель...

Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях сохранения здоровья обучающихся

В статье рассматривается значение экологической безопасности образовательной среды для сохранения и укрепления здоровья школьников. Показана роль изучения экологической безопасности в курсе ОБЖ для экологического воспитания и формирования экологическ...

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении

Статья посвящена вопросу повышения уровня безопасности школьников в образовательном учреждении. Показаны подходы к обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Рассматриваются возможности курса ОБЖ для формирования безопасного образа жизни ...

Формирование нравственно-патриотической направленности личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога

В статье рассматриваются особенности формирования нравственно-патриотической личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога. Автором разработана программа, которая реализуется в модели и выделены уровни ее освое...

Готовность учащихся старших классов к безопасности в городской среде

Статья посвящена анализу результатов научно-исследовательской практики в общеобразовательной школе Санкт-Петербурга, с целью изучения готовности школьников к применению знаний в области безопасности на практике, к проектированию модели личного безопа...

Формирование умений безопасного поведения как условие социальной адаптации воспитанников школы-интерната

В статье анализируются особенности формирования умений безопасного поведения в школе-интернате. Акцентируется внимание на трудностях социальной адаптации воспитанников школы-интерната и возможностей внеклассной работы в курсе безопасности жизнедеятел...

Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе

Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...

Роль ценностей образовательной среды военного института в процессе адаптации учащихся первого курса

Проблема адаптации человека к условиям жизненной среды уже длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук, в том числе и различных отраслей педагогики. Особый интерес к данной проблеме вытекает из ...

Похожие статьи

Формирование профессиональных медико-биологических компетенций у студентов педагогического колледжа

Современные общество предъявляет высокие требования к педагогу. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания воспитательно-образовательной, учебно-методической и социально-педагогической деятельности. Важно подчеркнуть, что учитель...

Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях сохранения здоровья обучающихся

В статье рассматривается значение экологической безопасности образовательной среды для сохранения и укрепления здоровья школьников. Показана роль изучения экологической безопасности в курсе ОБЖ для экологического воспитания и формирования экологическ...

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении

Статья посвящена вопросу повышения уровня безопасности школьников в образовательном учреждении. Показаны подходы к обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Рассматриваются возможности курса ОБЖ для формирования безопасного образа жизни ...

Формирование нравственно-патриотической направленности личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога

В статье рассматриваются особенности формирования нравственно-патриотической личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога. Автором разработана программа, которая реализуется в модели и выделены уровни ее освое...

Готовность учащихся старших классов к безопасности в городской среде

Статья посвящена анализу результатов научно-исследовательской практики в общеобразовательной школе Санкт-Петербурга, с целью изучения готовности школьников к применению знаний в области безопасности на практике, к проектированию модели личного безопа...

Формирование умений безопасного поведения как условие социальной адаптации воспитанников школы-интерната

В статье анализируются особенности формирования умений безопасного поведения в школе-интернате. Акцентируется внимание на трудностях социальной адаптации воспитанников школы-интерната и возможностей внеклассной работы в курсе безопасности жизнедеятел...

Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе

Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...

Роль ценностей образовательной среды военного института в процессе адаптации учащихся первого курса

Проблема адаптации человека к условиям жизненной среды уже длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук, в том числе и различных отраслей педагогики. Особый интерес к данной проблеме вытекает из ...

Задать вопрос