Формы проведения тематических кураторских часов в вузах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 06.02.2021

Статья просмотрена: 371 раз

Библиографическое описание:

Якубова, А. М. Формы проведения тематических кураторских часов в вузах / А. М. Якубова, Ж. И. Рахимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 434-436. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78469/ (дата обращения: 17.12.2024).



Главной целью реформ в системе высшего образования является воспитание гармонично развитой личности, а также развитие интеллектуального потенциала нации. При этом особое внимание в Узбекистане уделяется духовно-нравственным основам образовательного процесса.

Поэтому проведению кураторских часов, а именно бесед куратора с преподавателем, уделяется особое внимание. Согласно утвержденным планам, кураторский час проводится раз в неделю. На нем обсуждаются последние события в стране и в мире, а также проводятся беседы по утвержденному плану. Чтобы разнообразить проведение данного занятия, мы проводим его при помощи ИКТ (проектор, презентация, zoom-конференции). Современные педагогические исследования предлагают новые подходы и приемы в качестве альтернативы традиционному способу проведения этого занятия. Рассмотрим технологию «Круглый стол». Преподаватель рассаживает студентов в виде круга, затем приглашает гостя, который, прочитав заранее подготовленный доклад, просит поделиться присутствующих своим мнением. После окончания начинается главный этап работы — дискуссия по обсуждаемой проблематике. Студенты, высказав свои соображения по данному вопросу, начинают голосование, нуждается ли выбранная тема в обсуждении, есть ли пути решения проблемы. При работе над таким форматом проведения информационно-воспитательных часов следует тщательно разработать сценарий, настроить студентов, заинтересовать их этой инсценировкой. В качестве объекта исследования предлагаю проанализировать их ролевое поведение. Во время постановки такого формата интересно наблюдать, как меняется поведение студентов зависимости от выбранной роли. Предлагаем набор поведенческих ролевых моделей:

1) Игрок — активно выступает, задает наводящие вопросы, старается преподать свое выступление как игру с предсказуемым концом;

2) Флюгер — меняет свое мнение в зависимости от позиции большинства;

3) Знайка — показывает свою «гениальность», и ущербность других

4) Тихоня — это тот, кто не участвует, не выступает, но всегда на связи с группой.

5) Лидер — это человек, который тянет одеяло на себя, но своим примером вдохновляет группу, не жалея аргументов и доводов.

Подобная классификация носит условный характер, так как по ходу дискуссии ролевая принадлежность студентов может меняться. Характер дискуссии, ее направленность определяет сам ведущий, а именно руководитель группы. Распределив роли, рассадив участников по местам, начинается дискуссия, которая по времени имеет ограничения. Столкновение позиций во время проведения круглого стола должно носить игровой характер, важен момент мотивации со стороны руководителя (похвала, балл, другие формы поощрения). Мотивация плюс активное участие позволяют достигнуть главной цели — сделать проведение информационно-кураторских часов нескучным и неутомительным. Это один из видов нового формата проведения этого занятия.

Мы плавно переходим к следующему методу — блиц-опрос, узнать через анкетирование, эксклюзивное мнение по разным проблемам современности. Для этого следует сделать переход от простых вопросов к сложным. Анкетирование проводится с целью узнать мнение студентов по той или иной проблеме, касающейся их обучения и образования. Оно проводится анонимно, в нем не указывается имя, фамилия студента. Анкета — это набор открытых и закрытых вопросов.

В ней представлены тематика, основные положения, связанные с обсуждаемыми в вузах событиями.

Блиц-опрос — это набор коротких вопросов и прилагающихся к ним ответов.

Эти методы современной педтехнологии призваны сделать занятия интересными, познавательными. Вариантов проведения информационных часов предостаточно. Предлагаем вам в качестве рекомендации образец конспекта информационно-воспитательного часа.

Вначале преподаватель дает информацию о последних событиях в стране и в мире, ознакомив с последними событиями, руководитель переходит к теме воспитательного часа. Форма подачи материала зависит от обсуждаемой проблемы, необходимо обязательно знакомить с книгами, которые включены в число обязательной литературы, согласно утвержденному плану.

Далее следует разработать поэтапную схему занятия и поставить цель и разнообразить формы общения. Мы предлагаем нестандартную форму проведения, так как считаем, что чрезмерное морализаторство приводит к снижению интересу как к слову преподавателя, так к обсуждаемой теме. Во время проведения данного урока следует вычленить идею, вокруг которой происходит движение. Приветствуется использование мультимедийных средств, проекторов, презентаций. После того как студент, подготовивший презентацию, закончил свое выступление, следует его обсуждение. В качестве альтернативы вопросно-ответной беседы рекомендуется использовать блиц-опрос. Рассадив студентов по группам, автор дает несколько наводящих вопросов по теме, затем идет их обсуждение. Еще одной важной составляющей проведения информационно-кураторского часа являются критерии информации. К ним можно отнести следующие признаки: достоверность, объективность, значимость, убедительность, оперативность. Значительно повышает интерес к проведению кураторского часа самостоятельная деятельность самих студентов, их работы: презентации, доклады, наглядности. На занятиях нужно уделять внимание чтению, так как книжной культуре уделяется большое внимание в нашей стране, рекомендуется беседа по прочтению произведений утвержденных планами информационно-кураторских часов.

После окончания информационно-воспитательного часа, который в вузах длится 80 минут, поощрить наиболее активных учащихся.

Кроме того, следует заострять внимание на проблемах, которые возникают у студентов, информировать о последних событиях, происходящих в родном вузе, можно организовывать тематические экскурсии.

Литература:

  1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / Казань: Центр инновационных технологий, 2000
  2. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология / Ростов н/Д: Феникс, 2000
  3. Кузьмина Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии её оценки // Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980
Основные термины (генерируются автоматически): время проведения, занятие, информационно-воспитательный час, качество альтернативы, кураторский час, особое внимание, проведение, студент, утвержденный план, час.


Задать вопрос