Особенности организации и проведения онлайн исследований | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 04.11.2014

Статья просмотрена: 3682 раза

Библиографическое описание:

Гулько, Е. Ю. Особенности организации и проведения онлайн исследований / Е. Ю. Гулько, М. В. Вишнякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 485-487. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13453/ (дата обращения: 25.12.2024).

Использование информационных технологий открывает целый спектр возможностей для проведения социологических исследований в новой для них онлайн среде. Российский социолог Е. Ю. Журавлева определяет методы онлайн исследований как «опосредованные компьютером методы сбора данных, которые применяются в онлайновой среде» [2]. К настоящему моменту традиционные методы социологических исследований, такие как анкетный опрос, интервью и фокус-группы были адаптированы для проведения в онлайн формате.

Прежде чем перейти к вопросу организации и проведения онлайн исследований, следует отметить, что его поэтапное проведение в целом ничем не отличается от традиционных исследований. Так оно включает в себя этап программирования социологического исследования, полевой этап, а также этап обработки и анализа полученных данных. Рассмотрим каждый из названных этапов подробнее.

Этап программирования включает в себя определение объекта, предмета, описание целей, задач и основных гипотез исследования. Важным моментом на этапе программирования также является составление инструментария и выбор интернет-платформы для проведения исследования в онлайн среде.

В качестве платформы могут быть использованы как неспециализированные площадки (бесплатные интернет-порталы; программы, разработанные для организации и проведения веб-конференций; социальные сети), так и специально разработанное для этих целей программное обеспечение. Выбор типа площадки остается за исследователем и определяется доступностью площадки и спецификой конкретного исследования. Конечно, неспециализированная площадка редко удовлетворяет все потребностям исследователя и используется только на этапе пилотажа, поэтому многие исследовательские компании сами разрабатывают специальный софт для максимального использования возможностей интернет среды.

Что касается составления инструментария для качественных и количественных исследований, то общие правила по конструированию структуры инструментария этих исследований сопоставимы с критериями, предъявляемыми к традиционных опросам. Так инструментарий начинается с вводной части, которая содержит обращение к респондентам со стороны исследовательской компании, информацию о теме исследования, его задачах, важности мнения каждого респондента, конфиденциальности полученной информации. Обязательным является указание сроков исследования, а также условий для получения вознаграждения (если оно предусмотрено исследованием).

Вместе с тем стоит отметить ряд особенностей программирования инструментария для онлайн исследований. Так важным является наиболее полная адаптация и ориентация инструментария на среднестатистического интернет пользователя. Желательно, чтобы материалы исследования (анкета, коллажи, картинки, предлагаемые исследователем/модератором и т. д.) не требовали скачивания и установки дополнительных программ. Это позволит принять участие в исследовании респондентам, обладающим невысоким уровнем компьютерной грамотности. Инструментарий должен быть адаптирован ко всем возможным видам браузера, чтобы передаваемая на экране информация не была подвержена коммуникативным или техническим сдвигам.

Что касается полевого этапа, то здесь, на наш взгляд ключевым вопросом является вопрос рекрутинга, который можно определить как «процесс отбора участников по заранее выделенным критериям, которые определены целями и задачами исследования» [5, с. 129]. Отбор участников может проходить при помощи использования оффлайн и онлайн технологий рекрутинга.

Оффлайн технология рекрутинга предполагает вовлечение респондентов, участвовавших в традиционных оффлайн опросах ранее. Преимущество данного подхода состоит в том, что он позволяет выйти на достаточно узкие и сложные целевые аудитории или группы. Социологи выделяют следующие методы оффлайн рекрутинга:

-        Документальный — отбор на основе списков, предоставленных клиентом, списков членов организаций и др.;

-        Случайный — отбор, осуществляемый посредством телефонного опроса или опроса на улице.

-        Метод «снежного кома» — отбор участников среди своих знакомых, знакомых своих знакомых и так по цепочке [5, с.131].

Онлайн технология рекрутинга предполагает, что в качестве средства для отбора респондентов используются интернет технологии. В целом данная технология, по мнению исследователей, характеризуется тремя сложностями, которые в оффлайн ситуации проявляются в гораздо меньшей степени:

-        отсутствие уверенности в том, что отправленное приглашение дойдет до адресата: различные спам-фильтры, блокирующие сообщения от неизвестных получателей и т. п.;

-        отсутствие постоянной возможности проверить, насколько информация о человеке, имеющаяся в открытом доступе в интернете, соответствует действительности;

-        не все пользователи предоставляют в открытом доступе те характеристики, которые могут представлять интерес для будущего исследования (пол, возраст, учебное заведение и т. п.) [1, с.242].

Онлайн рекрутинг осуществляется при помощи: онлайн — панелей, всплывающих окон (pop-up), социальных сетей (вКонтакте, Facebook и др.). Рассмотрим названные ранее виды рекрутинга подробнее.

Так под онлайн панелью понимается «база данных потенциальных респондентов, выразивших желание получать приглашения к участию в опросах, если они будут отобраны для этого по заранее определенным параметрам» [4, с.21].

Метод pop-up (всплывающих окон) предполагает, что приглашение для участия в опросе показываются случайной выборке посетителей сайтов-участников исследования, появляясь на экране компьютера поверх других окон.

Под социальной сетью в интернете понимается «интерактивный многопользовательский сайт, содержание которого формируют пользователи. Это автоматизированная социальная среда, позволяющая общаться группе людей, объединенных общими интересами» [6, с. 334]. Перечисленные выше методы рекрутинга имеют свои преимущества и недостатки, которые указаны в таблице 1.

Таблица 1

Преимущества и недостатки технологий рекрутмента

Технология рекрутинга

Преимущества

Недостатки

Оффлайн рекрутинг (снежный ком)

доступ к узким и сложным целевым группам

значительные временные затраты

Рекрутинг посредством онлайн-панели

возможность выделения в панели отдельных целевых групп

снижение отклика потенциальных участников

Социальные сети

широкий охват пользователей; возможность таргетинга,

затруднено создание четкого профилирования

Всплывающие окна

возможность избежать «профессиональных респондентов»

отсутствие четкой процедуры идентификации респондента

 

Еще одним важным моментом на этапе рекрутинга является вопрос «отсева» профессиональных респондентов. Изначально с этой проблемой сталкивались в основном лишь при проведении традиционных фокус-групп, это явление подробно описано во многих социологических трудах, однако с появлением онлайн-исследований эта проблема распространилась в больших масштабах не только на качественные, но и на количественные онлайн исследования. Под профессиональными респондентами подразумеваются «участники исследований, которые из-за многократного участия в социологических и маркетинговых исследованиях проходят этап «обучения», что позволяет респондентам определять цели исследования и выбирать те ответы, которые, как они догадываются, ждет от них исследователь» [4]. Основным мотивом для многократного участия в исследованиях для таких респондентов становится желание получить дополнительный заработок.

Участие профессиональных респондентов накладывает эффект и на качество заполнения анкет, так им свойственна стереотипизация ответов, «технология» максимально быстрого заполнения анкеты, в том числе заполнение наугад, без ее прочтения, для увеличения вознаграждения с минимизацией собственных временных затрат. К настоящему моменту есть возможность частичного решения данного вопроса и минимизации участия профессиональных респондентов в исследовании. Так чтобы исключить повторное участие уже опрошенных в исследовании, применяется идентификация IP и E-mail адресов респондентов. Однако в данном случае не учитываются ситуации когда, с одной стороны, один и тот же человек может иметь несколько электронных адресов и возможность доступа к нескольким компьютерам, к примеру, к рабочему и домашнему, а с другой стороны из выборки могут «выпасть» респонденты, в домохозяйствах который есть только один компьютер. Кроме этого, онлайн опросы позволяют отсеивать «спидстеров» (респондентов, время прохождения опроса которыми слишком мало для сознательного заполнения анкеты), и выбраковать эти анкеты из массива.

При рекрутировании по средством интернет-панели проблема профессиональных респондентов решается введением временных периодов «карантина», что позволяет исключить из выборки тех респондентов, которые участвовали по одной тематической категории за последнее время, с одной стороны, с другой стороны, в «локауты» могут быть помещены респонденты, участвовавшие в исследовании чаще чем 4 раза в месяц.

Заключительный этап — этап обработки и анализа информации как в количественных, так и в качественных онлайн исследованиях, подчиняется тем же требованиям, которые предъявляются к обработке и анализу информации в традиционных качественных и количественных исследованиях. С одной оговоркой, что этап ввода информации в онлайн исследованиях фактически отсутствует, так как он осуществляется автоматически еще на полевом этапе. Так полученные в процессе полевого этапа данные выгружаются из компьютера, и переходят на стадию анализа информации. Что касается качественного исследования, то здесь сразу после окончания обсуждения, исследователь получает транскрипт дискуссии.

Таким образом, можно говорить о том, что в целом этапы проведения социологического исследования с использованием онлайн опросов остаются неизменны по своей форме, однако содержательно они трансформируются за счет новшеств, привносимых использованием компьютерных технологий. Эта специфика во многом облегчает работу исследователя, полностью автоматизируя некоторые его этапы, что было невозможно ранее. Однако именно эти новшества накладывают новые ограничения, в силу недостаточной изученности и неясностью широты возможностей предоставляемых в онлайн исследованиях.

 

Литература:

 

1.                 Данишевская, О. Г. Маркетинговые исследования в Интернете: основные подходы и принципы проведения / О. Г. Данишевская // Интернет-маркетинг. — № 4. — 2009. — С.240–252

2.                 Журавлева, Е. Ю. К типологии методов интернет-исследования вопросы философии [электронный ресурс]. — Минск, 2013. — Режим доступа: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=754&Itemid=52. — Дата доступа: 13.10.2013.

3.                 .Мавлетова, А. М. Социологические опросы в сети Интернет: возможности построения типологии/А. М. Мавлетова// Социология: Методология, методы, математическое моделирование. -2010.- № 31.- С. 115–134.

4.                 Мавлетова, А. М. Методология веб-исследований: основные подходы к формированию выборки и возможности повышения качества данных: дис. … канд. соц. наук: 22.00.01/А. М. Мавлетова.-Москва,2010.-169л.

5.                 Оперативные социологические исследования: методика и опыт организации / Д. Г. Ротман, А. Н. Данилов, С. Н. Бурова и др.- Мн.: Бел.гос.ун-т, 2001. — 353 с.

6.                 Шейхетов, С. В. Поколение Next выбирает блоги / С. В. Шейхетов // Интернет-маркетинг. — 2006. — № 6.– С. 332–338.

Основные термины (генерируются автоматически): респондент, полевой этап, онлайн, этап программирования, анализ информации, многократное участие, онлайн опрос, онлайн среда, онлайн технология рекрутинга, отбор участников.


Задать вопрос