Пути повышения эффективности производства ПАО «Газпром» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 30.01.2021

Статья просмотрена: 8293 раза

Библиографическое описание:

Лисенкова, А. С. Пути повышения эффективности производства ПАО «Газпром» / А. С. Лисенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78174/ (дата обращения: 17.12.2024).



Исследованы современные особенности развития нефтяных и газовых предприятий. Выявлено влияние пандемии COVID-19 на эффективность их деятельности. Дана характеристика одного из лидеров отрасли — ПАО «Газпром». На основе анализа его деятельности обоснованы пути повышения эффективности производства ПАО «Газпром»: модернизация технологического парка, снижение суммы затрат, рост изменение объёмов производства.

Ключевые слова : эффективность производства, модернизация, автоматизация технологических процессов, газовые и нефтяные предприятия.

The modern features of the development of oil and gas enterprises are studied. The impact of the COVID-19 pandemic on the effectiveness of their activities was revealed. The characteristic of one of the industry leaders — PJSC «Gazprom» is given. Based on the analysis of its activities, the ways to improve the production efficiency of PJSC Gazprom are justified: modernization of the technological park, reduction of the amount of costs, growth and change in production volumes.

Key words: production efficiency, modernization, automation of technological processes, gas and oil enterprises.

Для извлечения максимального эффекта от деятельности предприятия важно регулярно осуществлять мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности. Исследование мероприятий, связанных с модернизацией, должно основываться на последствиях, которые зависят от эффективности коммерческой работы по всем её направлениям.

В рыночной экономике каждая организация, фирма или компания на протяжении долгих лет своего существования выстраивает свои мероприятия, которые будут удовлетворять её экономическую эффективность, а так же каждая организация старается найти свой знаменатель в экономическом эффекте для получения наиболее выгодного существования на рынке.

На современном этапе развития экономики, на рынке находится большое количество газовых и нефтяных предприятий, каждое из которых старается достичь наибольшую экономическую эффективность и занять лидирующую позицию. На сегодняшний день большинство российских газовых и нефтяных активов находятся на стадии падающей добычи. Для удержания показателей на текущем уровне, предприятиям необходимо принимать меры по интенсификации добычи, увеличивать коэффициент извлечения газа и нефти и общую эффективность месторождений.

В связи со сложившимися обстоятельствами 2020 года (COVID-19), многие компании нашего государства понесли значительные убытки, многих охватил кризис или вовсе некоторые компании пришли к банкротству, а в последующем к своей ликвидации. Все приведённые обстоятельства говорят о том, что в копании были подобраны не совсем соответствующие для них пути повышения экономической эффективности.

В условиях рыночной экономики лидирующее место среди газовых и нефтяных компаний занимает одна из самых узнаваемых организаций — ПАО «Газпром» (далее — Группа). ПАО «Газпром» осуществляет 7 различных видов деятельности от разведки и добычи газа до производства и продажи электрической и тепловой энергии. Данная организация позиционирует себя на экономическом рынке, как одну из крупнейших газовых и нефтяных компаний в мире. Основная часть выручки приходится на продажу газа, нефти и прочих углеводородов в страны Западной и Центральной Европы, Российскую Федерацию, а так же в другие страны бывшего Советского Союза.

Исходя из годового отчёта Группы, опубликованного в электронном доступе на официальном сайте, можно наблюдать, какая существует динамика их эффективности. Исследование приведенной динамики позволит оценить экономическую эффективность у Группы и рекомендовать активизировать те факторы, которые смогут способствовать её повышению (рис. 1).

Динамика развития выручки от продаж ПАО «Газпром»

Рис. 1. Динамика развития выручки от продаж ПАО «Газпром»

В приведённой динамике наблюдается, довольно стабильная ситуация. На протяжении последних четырёх лет у Группы увеличивалась доля каждой её выручки, но если сравнить прошедшие 2019 и 2020 гг., то можно заметить:

1) Выручка от продаж уменьшилась на 1397121 млн. руб., что составляет 25 % по сравнению с предыдущим годом и составила 4301218 млн. руб.

2) Доля чистой выручки от продаж составила 46 % от общего объёма чистой выручки от продаж. Чистая выручка от продаж газа уменьшилась на 848844 млн. руб. или на 30 % с 2808726 до 1959882 млн. руб.

Приведённые изменения обусловливаются тем, что в тот период времени происходило уменьшение средних цен, выраженных в рублях, а так же происходило уменьшение объёмов продаж газа в натуральном выражении на 10 %, по сравнению с аналогичным периодом. Из приведённого выше анализа можно сделать вывод, что даже у крупного предприятия может быть на протяжении многих лет увеличение прибыли, но во времена даже малого кризиса, происходит незначительное уменьшение прибыльности.

Как и многие газовые и нефтяные предприятия нашей страны, ПАО «Газпром» видит цель целесообразного распределения имеющихся ресурсов, другими словами, озадачивает себя целью: диверсифицировать ресурсы так, что бы получилась наибольшая прибыль при наименьших затратах.

Исходя из приведённого анализа, можно предложить следующие пути повышения эффективности производства для ПАО «Газпром».

  1. Модернизация технологического парка. Под модернизацией оборудования понимается, приведение к надлежащим современным требованиям с помощью ввода частичного реформирования и прогрессирования оборудования, с целью повышения эффективности производства. Поэтому для газовой отрасли модернизация производства является первоначальным этапом, связанным с повышением эффективности. Если модернизировать оборудование, находящееся на балансе ПАО «Газпром», то это позволит повысить уровень контроля и автоматизации технологических процессов во всех подразделения и филиалах Группы, так же сократить потери газа и снизить расходы, связанные с его хранением и эксплуатацией. Таким образом, будет заметно повышение темпов добычи, переработки, транспортировки и хранения газа, которые позволят увеличить доход и тем самым будет заметен больший эффект.
  2. Вторым не менее важным фактором повышения эффективности выступает снижение суммы затрат и изменение объёмов производства. Данный фактор сможет благоприятствовать снижению размера амортизации, приведёт к полному или частичному изменению калькуляции и улучшению качества товара. Повышение эффективности отразится при снижении затрат на производство при помощи структурного изменения продукции на себестоимость. Это поможет Группе отказаться от производства нерентабельной продукции по переменным расходам и статьям калькуляции типовой номенклатуры.
  3. Так же динамика эффективности повысится за счёт: повышения уровня средних цен при реализации выпускаемой продукции. Приведённый фактор позволит расширить рынок сбыта выпускаемой продукции, так же приведёт к увеличению выручки от продажи к возрастанию реализованного объёма продаж.

Таким образом, подводя итоги, можно прийти к заключению, что основными источниками повышения эффективности производства для ПАО «Газпром» являются: модернизация технологического парка, повышение уровня средних цен при реализации выпускаемой продукции и снижение суммы затрат, а так же изменение объёмов производства.

Литература:

  1. Громыко А. А. Коронавирус как фактор мировой политики // Научно-аналитический Вестник Института Европы РАН. 2020. № 2.
  2. Как COVID-2019 и не готовность к меняющейся конъюнктуре отразились на отчётности «Газпрома». URL: https://www.gazeta.ru/business/2020/07/14/13152637.shtml
  3. Отчётность организации ПАО «Газпром». URL: https://www.gazprom.ru/f/posts/05/118974/gazprom-ifrs-3q2020-management-report-ru.pdf
  4. Жиделева, В. В. Экономика предприятия / В. В. Жиделева, Ю. Н. Каптейн. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 136 c.
  5. Казакова, Н. А. Экономический анализ: учебник [Текст] / Н. А. Казакова. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 343 c..
  6. Прущак О. В. Перспективы развития российского рынка цифровых двойников // Развитие управления качеством продукции и конкурентоспособностью предприятий в условиях цифровых трансформаций экономики. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2020. С. 28–33.
Основные термины (генерируются автоматически): PJSC, экономическая эффективность, выпускаемая продукция, повышение эффективности, снижение суммы затрат, чистая выручка, повышение уровня средних цен, продажа газа, путь повышения эффективности производства, рыночная экономика.


Похожие статьи

Повышение конкурентоспособности предприятия скважинного сервиса

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с повышением конкурентоспособности скважинного сервиса. Рассмотрено понятие «конкурентоспособность» с позиции разных авторов и подходов. Изучено влияние конкурентоспособности на различные процессы произв...

Аспекты повышения эффективности развития нефтехимического производства нефтегазодобывающего предприятия

В научной статье рассмотрены аспекты и направления повышения эффективности развития производственной и экономической деятельности предприятий нефтегазодобывающей промышленности. Актуальность исследования обусловлена современными реалиями и сложным пе...

Инновационные технологии «зеленой экономики» в нефтегазовом комплексе РФ

Проведен анализ действий, необходимых для становления экономики и устранении негативных экологических последствий в нефтегазовом комплексе Российской Федерации. Рассмотрены технологии, разработанные и внедренные в производство глобальной энергетическ...

Актуальные проблемы использования основных средств организации в условиях рыночной экономики на примере ООО «Стройсервис»

В статье дается понятие основных средств, их классификация и структура в ООО «Стройсервис». Выявлены изменения показателей, произошедший за отчетный период и факторы, оказавшие влияние на выпуск продукции. Проведено исследование состояния бухгалтерск...

Повышение конкурентоспособности предприятия

В данной статье рассмотрены проблемы повышения конкурентоспособности рос-сийских предприятий. Проанализированы вопросы актуальности обеспечения конкурентоспособности с учетом существующей экономико-политической ситуации, определены основные направле...

Финансовая устойчивость предприятий на примере нефтехимической отрасли Самарской области

Рассматривается сущность потенциала организаций нефтехимической отрасли как базового фактора ее конкурентоспособности. Определяется влияние потенциала предприятия на формирование стратегии. Анализируются основные показатели финансовой устойчивости пр...

Актуальные проблемы учета и определения финансовых результатов деятельности предприятия (на примере ОАО «Завод маслодельный «Атяшевский»)

В данной статье отражены актуальные проблемы учета финансовых результатов деятельности предприятия. Также рассмотрены проблемы их определения. Наглядно показано формирование финансового результата предприятия. Проведён факторный анализ для оценки уро...

Пути решения вопросов повышения эффективности работы предприятий в сфере пищевой промышленности за счёт использования информационных систем

В статье рассматриваются вопросы эксплуатации активного сетевого оборудования пищевой промышленности, особенности его эксплуатации и требования, предъявляемые к оборудованию в условиях эксплуатации 24/7. Рассматриваются возможные проблемы эксплуатаци...

Совершенствование компетенций управленческого персонала как конкурентоспособный фактор развития персонала на примере НГДУ «Нижнесортымскнефть»

В статье рассмотрены принципы развития персонала нефтегазодобывающего предприятия на уровне организации, персонала и общества. Проведен анализ формирования компетенций управленческого персонала НГДУ «Нижнесортымскнефть», который позволил выявить недо...

Повышение уровня послепродажного обслуживания путем оптимизации логистических процессов на центральном складе предприятия на примере ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус»

В статье рассмотрено влияние организации складских процессов на удовлетворенность потребителей послепродажным обслуживанием. На примере одного из крупнейших автопроизводителей на российском рынке автомобилей ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» был проанализир...

Похожие статьи

Повышение конкурентоспособности предприятия скважинного сервиса

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с повышением конкурентоспособности скважинного сервиса. Рассмотрено понятие «конкурентоспособность» с позиции разных авторов и подходов. Изучено влияние конкурентоспособности на различные процессы произв...

Аспекты повышения эффективности развития нефтехимического производства нефтегазодобывающего предприятия

В научной статье рассмотрены аспекты и направления повышения эффективности развития производственной и экономической деятельности предприятий нефтегазодобывающей промышленности. Актуальность исследования обусловлена современными реалиями и сложным пе...

Инновационные технологии «зеленой экономики» в нефтегазовом комплексе РФ

Проведен анализ действий, необходимых для становления экономики и устранении негативных экологических последствий в нефтегазовом комплексе Российской Федерации. Рассмотрены технологии, разработанные и внедренные в производство глобальной энергетическ...

Актуальные проблемы использования основных средств организации в условиях рыночной экономики на примере ООО «Стройсервис»

В статье дается понятие основных средств, их классификация и структура в ООО «Стройсервис». Выявлены изменения показателей, произошедший за отчетный период и факторы, оказавшие влияние на выпуск продукции. Проведено исследование состояния бухгалтерск...

Повышение конкурентоспособности предприятия

В данной статье рассмотрены проблемы повышения конкурентоспособности рос-сийских предприятий. Проанализированы вопросы актуальности обеспечения конкурентоспособности с учетом существующей экономико-политической ситуации, определены основные направле...

Финансовая устойчивость предприятий на примере нефтехимической отрасли Самарской области

Рассматривается сущность потенциала организаций нефтехимической отрасли как базового фактора ее конкурентоспособности. Определяется влияние потенциала предприятия на формирование стратегии. Анализируются основные показатели финансовой устойчивости пр...

Актуальные проблемы учета и определения финансовых результатов деятельности предприятия (на примере ОАО «Завод маслодельный «Атяшевский»)

В данной статье отражены актуальные проблемы учета финансовых результатов деятельности предприятия. Также рассмотрены проблемы их определения. Наглядно показано формирование финансового результата предприятия. Проведён факторный анализ для оценки уро...

Пути решения вопросов повышения эффективности работы предприятий в сфере пищевой промышленности за счёт использования информационных систем

В статье рассматриваются вопросы эксплуатации активного сетевого оборудования пищевой промышленности, особенности его эксплуатации и требования, предъявляемые к оборудованию в условиях эксплуатации 24/7. Рассматриваются возможные проблемы эксплуатаци...

Совершенствование компетенций управленческого персонала как конкурентоспособный фактор развития персонала на примере НГДУ «Нижнесортымскнефть»

В статье рассмотрены принципы развития персонала нефтегазодобывающего предприятия на уровне организации, персонала и общества. Проведен анализ формирования компетенций управленческого персонала НГДУ «Нижнесортымскнефть», который позволил выявить недо...

Повышение уровня послепродажного обслуживания путем оптимизации логистических процессов на центральном складе предприятия на примере ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус»

В статье рассмотрено влияние организации складских процессов на удовлетворенность потребителей послепродажным обслуживанием. На примере одного из крупнейших автопроизводителей на российском рынке автомобилей ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» был проанализир...

Задать вопрос