В статье предлагается совершенствование системы управления рисками в нефтегазовых компаниях.
Ключевые слова: риск, оценка риска, управление рисками, нефтегазовый сектор, финансовые результаты, пандемия COVID-19.
Данные мировой и отечественной статистики свидетельствуют о замедлении темпов роста и существенным снижением деловой активности в экономиках, что на прямую влияет на спрос энергоресурсов. Все это не могло не отразиться на нефтегазовой отрасли Российской Федерации, а так как она является фундаментальным сектором экономики возрастание рисковых ситуаций притягивает повышенное внимание к проблемам их управления.
Деятельность нефтегазовой заключается в добыче, переработке, транспортировке и продаже природного газа, нефти и нефтепродуктов.
Нефтегазовая промышленность России — это не только добыча ресурсов из недр земли, но и система комплексов по очистке топлива и производству продукции. На территории РФ сосредоточена примерно третья часть мировых запасов природного газа. По большему счету основная часть месторождений находится в восточной части страны, на которые приходится 84 % добытого газа. Для удобства транспортировки в государстве создана целая система газоснабжения, она объединяет: компрессорные станции, сеть газопроводов, хранилища ресурса и месторождения. Нефтегазовый комплекс — это самая главная и значимая составляющая экономики России. Территория РФ имеет огромнейший и еще до конца не исчерпанный потенциал углеводородного сырья. Крупнейшие предприятия нефтегазовой промышленности России: Лукойл, Роснефть, Сургутнефтегаз, Газпром.
Современный мир зависит от топлива: транспортные средства ездят благодаря нефтепродуктам, из природного газа изготавливаются полимеры, часть медикаментов и многое другое — результат обработки полезных ископаемых. Все это без преувеличений делает газ и нефть самыми полезными и ценными ресурсами не только топливной промышленности, но и остальных сфер. Так, если провести пересчет на нефтяной эквивалент, на газ и нефть приходится примерно 60 % всемирного потребления источников энергии. Благодаря всему этому нефтегазовой промышленности в экономике России отводится ключевая роль.
Можно выделить основные и специфические риски, для предприятий нефтегазового комплекса [5, C. 162–166]:
— политический, возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики. Таким образом, политический риск связан с возможными изменениями в курсе правительства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности.;
— геологический, вероятность отрицательного результата при поисках месторождения на лицензионном участке.;
— производственно-технологический, вероятность возникновения промышленных аварий и отказов оборудования вследствие физического и морального износа, ненадежной и неустойчивой работы техники и иных основных используемых средств и предметов труда, недостатков технологии и неправильного выбора параметров оборудования;
— коммерческий, вероятность инфляции, изменения рыночной конъюнктуры (размеров и структуры потребления энергоресурсов), роста или падения спроса и предложения на углеводородное сырье, колебаний цен на нефть и газ в регионе, стране, мире;
— экономический, возможность ограничения экспорта и импорта нефти, газа и продуктов их переработки (повышение таможенных пошлин, введение добровольных ограничений, снижение квот и т. д.);
— экологический, может возникнуть как последствие техногенного воздействия на окружающую среду, в частности выбросов в атмосферу и в воду, складирования отходов.
Для недопущения реализации этих рисков в компаниях существуют системы управления рисками. Основными функциями которой являются:
— анализ и оценка рисков;
— разработка и планирование мероприятий по управлению;
— мониторинг управления рисками;
В связи с пандемией COVID-19, оказавшей огромное влияние на нефтегазовый сектор, так как к подобному риску ни одна нефтедобывающая компания не была готова. Систему управления рисками в компаниях можно усовершенствовать путем введения системы управления случайными и не предсказуемыми рисками, в ее основные функции будут включаться:
— сбор информации о реализации рисков и их фактическом влиянии;
— рассмотрение и согласование результатов оценки по каждому риску;
— оценка совокупного влияния рисков на целевые показатели;
— рассмотрение результатов совокупного влияния рисков на целевые показатели;
— оптимизация/актуализация существующих планов мероприятий по управлению рисками.
Проводя анализ снижения финансовых показателей на рис.1 в ПАО «Газпром нефть», ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «НК «Лукойл» мы видим, что выручка сократилась на 16 %, в связи со снижением выручки от продажи нефти. Так же снизилась прибыль до налогообложения 27 %. При сравнении с данными ближайших конкурентов можно сделать вывод, что уровень снижения показателей в ПАО «Газпром нефть» минимальный сокращение чистой прибыль составило 24 %, в то время как в ПАО «НК «Роснефть» чистая прибыль сократилась на 77 % [2].
Рис. 1. Динамика снижения финансовых результатов деятельности нефтегазовых компаний, %
Финансовые результаты ПАО «Газпром нефть» рис. 2 демонстрируют положительную прибыль по итогам отчетных периодов, а снижение чистой прибыли составило 24 %, в то время как в ПАО «НК «Роснефть» она снизилась на 77 %, а в ПАО «НК «Лукойл» на 51 % [3].
Рис. 2. Сокращение финансовых результатов финансово-хозяйственной деятельности нефтегазовых компаний за 2019–2020 гг., %
Делая вывод из всего вышеизложенного, можно сказать, что эффективность системы управления финансовыми рисками в ПАО «Газпром нефть» является эффективной, поскольку она удовлетворяет двум основным позициям. В ПАО «Газпром нефть» присутствует отдельная Система управления рисками и внутреннего контроля. По обобщающим показателям можно сказать, что вероятность риска потери платежеспособности и финансовой устойчивости минимальна, основная цель коммерческой организацией достигается в полном объеме.
Исходя из результатов анализа было выявлено, снижение показателей в отчетном году, однако это не является полностью негативным моментом, так как сравнивая их с результатами прямых конкурентов, можно сделать вывод, что ПАО «Газпром нефть» лучше всех преодолела ограничения по добыче нефти ОПЕК+ и снижение потребления нефти на мировом рынке в связи пандемией COVID 19.
Литература:
- Бирюков Д. С. Теоретические основы оценки рисков в финансовом менеджменте / Бирюков Д. С. // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2012. — № 8. — С. 22–25.
- ПАО «Газпром нефть» [Электронный ресурс] // Gazprom-neft.ru — 2021. — Режим доступа: https://www.gazprom-neft.ru/reports-and-results/annual-reports (дата обращения: 25.05.2021).
- ПАО «НК «Роснефть» [Электронный ресурс] // Rosneft.ru — 2021. — Режим доступа: https://www.rosneft.ru/Investors/statements_and_presentations (дата обращения: 25.05.2021).
- ПАО «НК «Лукойл» [Электронный ресурс] // Lukoil.ru — 2021. — Режим доступа: https://lukoil.ru/InvestorAndShareholderCenter (дата обращения: 25.05.2021).
- Немченко М. Ю., Классификация основных видов рисков нефтегазодобывающих предприятий, учитываемых в процессе совершенствования методов оценки рисков / Немченко М. Ю // Экономические науки — Самара: Изд-во СГЭУ, 2009. № 12 (61)– С. 162–166