Организация внутришкольного повышения квалификации учителей начальной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 31.01.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Серкина, Е. О. Организация внутришкольного повышения квалификации учителей начальной школы / Е. О. Серкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 356-358. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78147/ (дата обращения: 25.02.2021).



В статье рассматривается проблема организации внутришкольной системы повышения квалификации учителей, создания условий для профессионального роста и развития педагогов, внедрения инноваций в образовательный процесс.

Ключевые слова: начальное образование, внутришкольное повышение квалификации, учителя начальной школы.

Одной из ключевых проблем современных общеобразовательных учреждений является необходимость постоянного повышения качества образования, что диктуется современными условиями общества. Особенно актуальна данная проблема для начальной школы, так как, именно на этом этапе обучения у учащихся формируется база знаний, являющаяся основой для дальнейшего обучения.

Повышение квалификации — это обучение сотрудника с целью углубления и усовершенствования уже имеющихся у него профессиональных знаний, необходимых для определенного вида деятельности.

Повышение квалификации занимает особое место в обучении педагогических кадров, как основной способ обеспечения соответствия квалификации работников современному уровню развития образования. Известно, что полученные знания устаревают наполовину каждые пять лет, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень квалификации. Для учителей наиболее оптимальным является повышение квалификации в условиях школы, без отрыва от педагогической деятельности.

Повышение квалификации имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Во-первых, повышение квалификации дешевле подготовки специалистов.

Во-вторых , меньшая продолжительность обучения по сравнению с подготовкой персонала.

В-третьих, целевая направленность обучения на узком круге учебных модулей для специалистов и руководителей.

В условиях обновления содержания образования возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. В связи с этим изменяются и функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя [4, с. 21].

Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом [4, с. 26].

Непрерывное повышение квалификации является одним из неотъемлемых признаков учителя. Для осуществления непрерывного профессионального образования учителей используется, в том числе и система внутришкольного повышения квалификации.

Основой системы внутришкольного повышения квалификации педагогов является:

– привлечение педагогов к участию в таких мероприятиях как: (курсы, конференции, районные методические объединения, круглые столы, семинары-практикумы и т. д.);

– оказание методической поддержки педагогам;

– организация мероприятий по обмену опытом, информационная и организационная поддержка педагогов участвующих в подобных мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства и т. д.);

– психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности.

Важную роль в организации внутришкольной модели развития педагогического потенциала отводится кураторам в роли, которых обычно выступают наиболее опытные учителя, заместитель директора по УВР, методисты.

Согласно данной модели, педагогическим работникам предлагается сопровождение в соответствии с их потребностями и возможностями. Среди форм сопровождения учителей можно выделить:

  1. Пассивные. Например, выступление на педсовете, конференции, ознакомление с печатной информацией, участие в опросе, анкетировании и др.
  2. Активные. Например, участие в дискуссии, деловой игре, тренинге и т. д.

Также очень важным моментом является организация психолого-педагогическое сопровождение учителей, которое незаменимо для преодоления психологических барьеров, связанных с готовностью к нововведениям, приобретения навыков эмоционального саморегулирования, владения конструктивными способами общения, построения позитивного взаимодействия с коллегами, руководством школы, родителями и учениками.

Таким образом, внутришкольная модель развития педагогического потенциала способствует созданию целостной системы взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального роста каждого учителя.

В рамках исследования была проведена опытно-диагностическая работа и педагогический практикум на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа № 50» г. Белгород.

В исследовании приняли участие 10 учителей начальных классов. Целью исследования было установить влияние педагогического практикума, осуществленного в рамках реализации модели внутришкольного повышения квалификации учителей начальных классов на уровень педагогического мастерства и готовности учителя к саморазвитию.

В ходе исследования была применена методика исследования уровня готовности педагогического состава к профессиональному саморазвитию. «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию». Авторы методики (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов).

Тестирования учителей по указанной методике производилось до начала педагогического практикума и после его завершения с целью установить влияние педагогического практикума на уровень готовности учителя к саморазвитию.

Изменение уровня мотивационного компонента готовности учителя к саморазвитию

Рис. 1. Изменение уровня мотивационного компонента готовности учителя к саморазвитию

Анализ результатов, полученных в ходе повторного тестирования, позволяет сделать вывод, что после завершения педагогического практикума наблюдается значительное повышение уровня сформированности компонентов готовности к профессиональному развитию.

Результат, полученные нами в ходе опытно-экспериментальной работы, и его последующий анализ подтвердили эффективность педагогического практикума.

Литература:

  1. Азбука молодого учителя. Методическое пособие / Составитель: Круглова И. Б. — М.: УЦ «Перспектива», 2010.
  2. Влияние повышения квалификации на качество образования / Сост. Черноусова Ф. П. — М: УЦ «Перспектива», 2012.
  3. Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС. Основное общее образование / Г. Л. Копотева, И. М. Логвинова. — Волгоград: Учитель, 2014.
  4. Модель непрерывного повышения квалификации учителей на муниципальном уровне / Е. Ю. Зимин, А. И. Фролова / / Вопросы образования, 2009. № 7 С. 10–16.
Основные термины (генерируются автоматически): повышение квалификации, педагогический практикум, модель развития, начальная школа, педагогический потенциал, профессиональный рост, учитель.


Ключевые слова

начальное образование, внутришкольное повышение квалификации, учителя начальной школы
Задать вопрос