Влияние морального фактора на военнослужащих подразделений сил специального назначения при выполнении задач в экстремальных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 16.01.2021

Статья просмотрена: 272 раза

Библиографическое описание:

Рябуха, Е. В. Влияние морального фактора на военнослужащих подразделений сил специального назначения при выполнении задач в экстремальных условиях / Е. В. Рябуха, Р. А. Манасов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77653/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье авторы рассматривают влияние морального фактора на военнослужащих при выполнении служебно-боевых задач, анализируют наиболее общие причины, побуждающие их к совершению подвигов, приводят примеры осознанного риска военных для достижения поставленной профессиональной цели.

Ключевые слова: моральный фактор, подразделения специального назначения, героизм, мужество, риск для жизни.

Актуальность представленной темы определяется тем, что на протяжении последних лет наблюдается увеличение участия подразделений сил специального назначения (СпН) в выполнении задач, связанных с непосредственным риском для жизни и здоровья военнослужащих, которые сопровождаются проявлением героизма и мужества среди солдат и офицеров. Ответственное отношение военных к своим должностным обязанностям иногда даже ценой своей жизни влияет на общественно-политическую жизнь и безопасность государства, степень достижения поставленных задач и планов.

Современная подготовка военнослужащих подразделений СпН выступает одним из наиболее актуальных направлений для государственной военной организации России. Спецподразделения являются одним из наиболее развивающихся и в то же время закрытых государственных институтов. Это вполне обосновано, учитывая задачи, стоящие перед ними. Объектом представленного в статье исследования представляется моральный фактор военнослужащих, а предметом — причины проявления героизма и мужества среди военных спецподразделений. Целью же статьи является сравнительный анализ роли морального фактора на личный состав подразделений СпН при выполнении задач в условиях, связанных с риском для жизни.

Моральный фактор вооруженных сил всегда играл одну из ключевых ролей при выполнении служебно-боевых задач. Анализируя объективные и субъективные аспекты, влияющие на результат вооруженного противостояния, очевидно, что при спецоперации достижение ее целей в конечном счете определяется морально-психологическим настроем солдат, которые в ходе ее проведения рискуют своей жизнью и здоровьем. Это положение неоднократно подтверждалось многолетней историей нашего государства, но особенно остро в период Второй мировой войны, когда только что сформированные подразделения специального назначения и разведки проводили особо опасные операции на территории, подконтрольной противником. Высокий моральный дух личного состава подразделений спецназа обеспечил успешное выполнение служебно-боевых задач в ходе проведения специальных операций в Республике Афганистан, а сегодня в полной мере демонстрируется при решении боевых задач в процессе контртеррористических операций на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Одна из основных характерных черт военной профессии состоит в том, что морально-психологический фактор является одной из основополагающих сторон подготовки солдат и офицеров подразделений СпН. В их деятельности многое зависит от нравственности выбранных средств, потому что для сохранения жизни подчиненных и боевых товарищей, выполнения приказов и поставленных задач, зачастую необходимы не только профессиональная компетентность, но и гуманизм, взаимовыручка, бескомпромиссность, высокий уровень героизма и мужества со стороны наших военных [3].

Базисом для личности военнослужащего должен выступать высокий уровень морали, как нравственное качество индивида, внутренняя необходимость руководствоваться нормами этики, нести людям благо, защищать их свободу и интересы в условиях, связанных с риском для своей жизни и здоровья.

Имеющие место и протекающие в настоящее время войны, локальные вооруженные конфликты и боестолкновения с незаконными вооруженными формированиями террористической и экстремистской направленности, достаточно обоснованно определяют высокие требования к уровню морально-психологического состояния военнослужащих подразделений сил специального назначения. Это обосновывается рядом аспектов.

Во-первых, на современном этапе в данных подразделениях широко применяются новые приемы, тактические решения ведения боевых действий, решения вопросов обеспечения и средства вооруженной борьбы (РЭБ, ОМП, ОНФП), различные виды оружия и боевой техники, а также особые «ухищренные тактики», раннее неизвестные спецподразделениям. Участились случаи проведения специальных операций в городских условиях против немногочисленных, но очень мобильных групп противника, использующих проведение террористических актов и других дестабилизирующих мероприятий на объекты инфраструктуры и места массового скопления граждан и приемы «партизанской» войны.

Во-вторых, ведение боя в современном мире характеризуется колоссальной напряженностью и динамичностью боев, почти моментальным принятием решения. При этом подразделения должны в сжатые сроки перенаправлять свои силы и средства, молниеносно маневрировать, наносить неожиданные и фатальные удары по противнику. В имеющейся обстановке готовность военнослужащих действовать настойчиво, умело и брать инициативу в свои руки приобретает особое значение. Поэтому личный состав должен обладать высокой активностью, стремлением любыми путями выполнить поставленную задачу.

Это обуславливает ряд характерных черт деятельности подразделений сил специального назначения, а именно:

само участие в спецоперации, длительное нахождение в зоне проведения спецопераций, человеческие потери, необходимость переносить большие нагрузки и лишения, требуют от военного высокого уровняпсихологической и физической подготовки . Сформировать эти и другие морально-деловые качества можно лишь в течение продолжительных и систематических тренировок и занятий по боевой подготовке в мирное время при планомерном распределении сил;

скорость ведения боевых действий, молниеносная смена обстановки предопределяют педантичность контроля времени. Одно из ведущих мест здесь приобретает степень развития мышления военнослужащих, особенно командира. Оно должно быть оперативным, способным к резким изменениям и готовым к самому объективному принятию решения;

повышение требований кпсихологическим качествам личного состава обусловливается также своеобразием современной техники и оружия, особенностями их эксплуатации в бою. В процессе их применения и обслуживания техники личному составу приходится действовать максимально быстро, точно и слаженно, на пределе своих психических и физических возможностей, в условиях дефицита времени и информации. В совокупности, эти факторы требуют от личного состава исключительной концентрации, внимательности, дисциплинированности, самообладания, расчетливости, способности мгновенно реагировать на изменения обстановки и находить правильные решения при ее усложнении.

Авторитетный историк, военный теоретик и автор трактата о военном искусстве Карл фон Клаузевиц утверждал: «Война по существу своему — бой… Бой — это измерение духовных и физических сил путем взаимного столкновения сторон… состояние духа оказывает самое решающее влияние на военные силы» [1].

Современное вооружение наших дней наносит не только колоссальный материальный урон личному составу противника, но и значимо влияет на его психические состояния. О необходимости учета психологического воздействия на подразделения боевой техники и оружия писал советский государственный деятель и военный теоретик М. В. Фрунзе: «Надо считаться с тем фактом, что значение техники отнюдь не может определяться только размерами материального урона, причиняемого техникой, орудиями истребления... Оно должно расцениваться путем прибавления к материальному урону того огромного психического урона, который причиняется применением новых, неизвестных нам средств. Размер этого психического урона не поддается учету, и в известных условиях он может во много раз превышать материальный ущерб, который причиняется этими орудиями истребления» [4] .

При участии в специальных операциях на психику солдат и офицеров оказывает влияние множество разнообразных факторов. Некоторые из них способствуют мобилизации и концентрации физических и психических ресурсов человека, развитию таких психических состояний, как боевая активность, настойчивость, смелость, сосредоточенность. Другие, напротив, дезорганизуют боевую деятельность, препятствуют в доступе к имеющимся резервам организма, способствуют формированию и развитию таких психических состояний, как пассивность, неуверенность, сомнение, страх, робость, ужас [2].

Насыщенность внешних воздействий, постоянное нервное напряжение и необходимость длительной мобилизации всех сил, повышенная ответственность может вызвать утомление и истощение нервных центров. Оно ведет к нарушению нормального взаимодействия процессов торможения и возбуждения, при этом начинает доминировать процесс торможения.

При проведении психологической подготовки, военнослужащих подробно информируют об особенностях и условиях выполнения предстоящей задачи, о возможных трудностях ее выполнения и путях их решения. Во время подготовки создается картина боевых действий и психологическая модель боевой деятельности военнослужащего со всеми условиями обстановки, которые, отражаясь в сознании, способны вызвать психические реакции и процессы, схожие с возникающим в реальном боестолкновении. Наполненность подготовки к выполнению предстоящей задачи элементами опасности и риска, неожиданности и новизны, изначально вызывает у людей психическую напряженность, но объяснение необходимости преодоления трудностей к достижению цели, как правило, формирует устойчивую мотивацию к успеху и хорошие результаты. Такая мотивация, в свою очередь, способствует выработке навыков преодоления психической напряженности и других состояний, которые имеют негативное влияние на психику военнослужащего, участвующего в спецоперации.

При систематических тренировках в постоянно усложняющихся условиях уровень самоконтроля военнослужащего над своими психическими состояниями и действиями улучшается пропорционально времени и направленности занятий. Со временем вырабатывается психологический механизм устойчивого подавления негативных психических процессов, которые могут протекать в процессе выполнения служебно-боевых задач. В ходе последующего усиления эмоционально-волевого контроля личного состава за счет адаптации к опасности и другим аспектам боевой обстановки психическая напряженность снижается и стабилизируется. В результате прогресса эмоционально-волевого контроля у личного состава возрастает уверенность в способностях преодолевать возникающие трудности и достигать поставленных целей [2].

Уверенность в своих силах, своем вооружении, командирах и сослуживцах способствует более точной оценке боевой обстановки, эффективному использованию на практике своих знаний, навыков и умений.

Все вышеперечисленное говорит о психологической готовности личного состава к выполнению боевой задачи. С началом боевых действий у психологически подготовленного военнослужащего начинаются трансформации в психическом состоянии, обособляются необходимые психические качества, повышается психическая активность, усиливается нацеленность на преодоление предстоящих трудностей.

Специальная подготовка солдат и офицеров проводится с целью достижения необходимого уровня дееспособности системы специальных знаний, навыков и умений, привычек поведения в ситуациях, связанных с риском для жизни. В ходе занятий по боевой, служебной подготовке, специальных психологических тренингов и программ, психотехнических игр и упражнений, психогимнастики и т. д. наращивается целенаправленный, акцентированный прогресс соответствующих качеств личного состава. Например, у разведчиков развивается точность восприятия элементов обстановки, память и наблюдательность. У военнослужащих подразделений сил специального назначения развиваются такие важные качества, как профессиональное восприятие, память, внимание и способность оказывать противоборство присущим для конкретной деятельности стрессам.

Подводя итог рассмотренной темы, хотелось бы отметить, что основой боевой готовности и способности достойно выполнять служебно-боевые задачи подразделениями сил специального назначения является моральный фактор военнослужащих и его составляющие. Это общепризнанный факт подготовки современных вооруженных сил всех государств. Устойчивость духовных сил военных становится все более актуальной, так как высокий моральный дух позволяет личному составу мужественно переносить любые трудности. Весь личный состав подразделений спецназа от командира до простого солдата, должен иметь волю к победе, что может решить исход боя.

Литература:

  1. Клаузевиц К. О войне. — М.: Госвоениздат, 1934.
  2. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб: Питер. — 2016.
  3. Манерко И. Духовно-нравственные качества личности военнослужащего Российской армии: сущность и основное содержание. Вестник Военного университета. № 3. — 2009.
  4. Фрунзе М. В. Единая военная доктрина и Красная Армия//Красная новь: журнал /под ред. А. К. Воронского. М., 1921. — № 1. с. 94–106.
Основные термины (генерируются автоматически): личной состав, специальное назначение, психическая напряженность, боевая обстановка, боевая техника, военнослужащее подразделение сил, военный теоретик, высокий моральный дух, материальный урон, эмоционально-волевой контроль.


Ключевые слова

героизм, мужество, моральный фактор, подразделения специального назначения, риск для жизни

Похожие статьи

Боевой дух, социальная защита военнослужащих — слагаемые...

Боевой дух — одно из основных категорий военной психологии, теории и практики воспитательной

Боевой дух военнослужащих в значительной степени зависит от отношения народа к Вооруженным Силам, от

Не может быть боевого духа без специальной подготовки.

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

Современная боевая техника и оружие требуют от военнослужащих высокой четкости, согласованности действий между собой, так как любая неточность в работе хотя бы одного человека может привести к срыву выполнения боевой задачи не только расчета или экипажа...

Сущность и особенности военно-педагогического процесса

Выработка у личного состава эмоционально-волевой устойчивости, психологической

Пятая особенность военно-педагогического процесса — его высокая напряженность.

военно-педагогический процесс — деятельность военнослужащих цель которых состоит в...

Эмпирические и теоретические методы исследования имиджа...

Раскрыты аспекты эмпирического и теоретического исследования процесса формирования имиджа военнослужащего как самоорганизующейся системы. На этапе отслеживания изучались качества личности военнослужащих. Результаты исследования позволили сформулировать...

Значение теории педагогики и педагогической практики в военной...

Военно-педагогическая деятельность офицера реализуется в повседневном общении с подчиненными, и эффективность учебно-воспитательного процесса в огромной степени зависит от педагогической направленности общения и поведения руководителя.

Военно-педагогический процесс | Статья в журнале...

военно-педагогический процесс — деятельность военнослужащих цель которых состоит в формировании

‒ развитие военнослужащих — процесс совершенствования психической

Постоянная боевая готовность выступает как главная цель обучения личного состава.

Психологический портрет современного военнослужащего

Боевая деятельность отражает активность, предприимчивость и результативность действий военнослужащих

морально боевые, к которым относят решительность, уверенность в себе

Военная техника, используемая военнослужащим, а также доверенное ему оружие...

Методологические основы, характер и сущность воинского труда

В военное время предметом военного труда выступает личный состав, боевая техника, оружие агрессора, развязавшего войну против государства. Субъекты воинского труда включают в себя все категории военнослужащих. Совокупным субъектом воинского труда в обществе...

Тренинг как инструмент развития навыков и умений у курсантов...

Обучение военнослужащих в высших военных учебных заведениях. занятие, обучение военнослужащих, процесс обучения, навык, курсант, знание, военнослужащий, личной состав, боевая техника, умение. Формирование учебно-профессиональной компетентности...

Похожие статьи

Боевой дух, социальная защита военнослужащих — слагаемые...

Боевой дух — одно из основных категорий военной психологии, теории и практики воспитательной

Боевой дух военнослужащих в значительной степени зависит от отношения народа к Вооруженным Силам, от

Не может быть боевого духа без специальной подготовки.

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

Современная боевая техника и оружие требуют от военнослужащих высокой четкости, согласованности действий между собой, так как любая неточность в работе хотя бы одного человека может привести к срыву выполнения боевой задачи не только расчета или экипажа...

Сущность и особенности военно-педагогического процесса

Выработка у личного состава эмоционально-волевой устойчивости, психологической

Пятая особенность военно-педагогического процесса — его высокая напряженность.

военно-педагогический процесс — деятельность военнослужащих цель которых состоит в...

Эмпирические и теоретические методы исследования имиджа...

Раскрыты аспекты эмпирического и теоретического исследования процесса формирования имиджа военнослужащего как самоорганизующейся системы. На этапе отслеживания изучались качества личности военнослужащих. Результаты исследования позволили сформулировать...

Значение теории педагогики и педагогической практики в военной...

Военно-педагогическая деятельность офицера реализуется в повседневном общении с подчиненными, и эффективность учебно-воспитательного процесса в огромной степени зависит от педагогической направленности общения и поведения руководителя.

Военно-педагогический процесс | Статья в журнале...

военно-педагогический процесс — деятельность военнослужащих цель которых состоит в формировании

‒ развитие военнослужащих — процесс совершенствования психической

Постоянная боевая готовность выступает как главная цель обучения личного состава.

Психологический портрет современного военнослужащего

Боевая деятельность отражает активность, предприимчивость и результативность действий военнослужащих

морально боевые, к которым относят решительность, уверенность в себе

Военная техника, используемая военнослужащим, а также доверенное ему оружие...

Методологические основы, характер и сущность воинского труда

В военное время предметом военного труда выступает личный состав, боевая техника, оружие агрессора, развязавшего войну против государства. Субъекты воинского труда включают в себя все категории военнослужащих. Совокупным субъектом воинского труда в обществе...

Тренинг как инструмент развития навыков и умений у курсантов...

Обучение военнослужащих в высших военных учебных заведениях. занятие, обучение военнослужащих, процесс обучения, навык, курсант, знание, военнослужащий, личной состав, боевая техника, умение. Формирование учебно-профессиональной компетентности...

Задать вопрос