Сущность и особенности военно-педагогического процесса | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 01.04.2017

Статья просмотрена: 6955 раз

Библиографическое описание:

Выдра, О. В. Сущность и особенности военно-педагогического процесса / О. В. Выдра, Е. П. Полякова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12189/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье раскрывается такое понятия, как военно-педагогический процесс, его сущность и содержание. Рассматриваются особенности военно-педагогического процесса и приводятся основные направления деятельности по его совершенствованию.

Обучение российских военнослужащих является на сегодняшний день важной задачей, стоящей перед органами военного управления. Для выполнения этой задачи необходимо грамотно и качественно организовать военно-педагогический процесс. Военно-педагогический процесс — это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению [3].

Таким образом, военно-педагогический процесс, как и любой процесс обучения, реализует четыре функции:

1) образовательную — формирует у военнослужащих систему знаний, навыков, умений; развивает логическое мышление, самостоятельность в решении учебных задач; вырабатывает определенное мировоззрение и пр.

2) воспитательную — формирует такие качества у военнослужащих, как патриотизм, нравственность, способность следовать социальным нормам поведения и пр.

3) развивающую — развивает интеллектуальные и физические качества военнослужащих; формирует умения мыслить творчески при решении задач.

4) психологической подготовки — формирует у военнослужащих внутреннюю психологическую готовность и устойчивость к решению боевых, учебных и служебных задач.

Путем реализации вышеперечисленных функций решается главная цель военно-педагогического процесса, а именно: обеспечение всесторонней подготовленности военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению возложенных на них задач в мирное и военное время по защите Родины. Необходимо отметить, что все четыре функции взаимообусловлены и связаны между собой, но основной является образовательная функция [3]. Как в воинском коллективе в целом, так и в каждом отдельном военнослужащем необходимо сформировать и закрепить высокие боевые, морально-психологические и физические качества и, опираясь на данные качества, выработать боевое мастерство, духовную стойкость и волю к победе.

Военно-педагогический процесс — это двусторонний процесс деятельности обучающего и обучаемых. Таким образом, субъектами военно-педагогического процесса являются командиры, штабы, офицеры воспитательных структур, ведущие специалисты боевых расчетов и т. д. А объекты — военнослужащие и воинские коллективы. Руководящая роль принадлежит командиру части или подразделения, именно он отвечает не только за качество военно-педагогического процесса, но и за весь коллектив военнослужащих, проходящих обучение. С точки зрения субъект-субъектного подхода все военнослужащие подразделения, части, учебного заведения — это субъекты военно-педагогического процесса.

Основными задачами военно-педагогического процесса являются:

  1. Целенаправленное формирование военнослужащего как гражданин и воина-профессионала;
  2. Вооружение военнослужащих системой военных, социальных, технических профессиональных знаний и деятельностных качеств, обеспечивающих эффективные практические действий в любой обстановке;
  3. Обеспечение целенаправленного развития духовных сил, интеллектуальных и физических качеств каждого военнослужащего;
  4. Выработка у личного состава эмоционально-волевой устойчивости, психологической готовности к преодолению трудностей военной службы, к действиям в обстановке современного боя;
  5. Осуществление боевого слаживания расчетов, подразделений и части в целом, поддержание в воинских коллективах уставного порядка, формирование отношений доверия военнослужащих друг к другу, взаимопомощи, взаимовыручки, войскового товарищества и дружбы [4].

Также необходимо отметить циклический характер военно-педагогического процесса. В связи с этим, военно-педагогический процесс подразделяют на этапы, которые представляют собой последовательность решения задач этого процесса.

  1. Подготовительный этап — организация военно-педагогического процесса (целеполагание, диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование).

На данном этапе создаются условия для осуществления военно-педагогического процесса в заданном направлении и с заданными параметрами.

  1. Основной этап — осуществление военно-педагогического процесса (педагогическое взаимодействие; обратная связь, диагностика, контроль, регулирование и корректировка деятельности).

Этот этап осуществления военно-педагогического процесса может рассматриваться как относительно самостоятельный процесс. На данном этапе происходит постановка и разъяснение целей и задач; взаимодействие участников военно-педагогического процесса; осуществление разнообразных мер активизации, мотивации и стимулирования педагогической, учебно-познавательной, военно-профессиональной деятельности.

  1. Заключительный этап — анализ результатов военно-педагогического процесса (выявление возникающих отклонений; установление степени достижения целей, результатов и ошибок; анализ причин достижения отклонений; определение мер по совершенствованию обучения, воспитания, подготовки) [4].

Как отмечалось выше, военно-педагогический процесс — это система и, соответственно, как любая система имеет свои специфические особенности. Рассмотрим некоторые из них.

Первая особенность состоит в том, что овладение воинским мастерством — обязанность каждого военнослужащего, которая закреплена в законодательстве, в соответствии с которым военнослужащий несет юридическую ответственность за качество своего ратного труда.

Вторая особенность связана с тем, что обучение военнослужащих неотрывно от их деятельности и имеет ярко выраженный практический характер. Полученные знания, навыки и умения применяются при решении служебных и учебно-боевых задач.

В качестве третьей особенности необходимо отметить, что военно-педагогический процесс проходит в условиях постоянной боевой готовности и направлен на ее обеспечение. Военно-педагогический процесс, как правило, организуется в процессе непосредственного выполнения учебно-боевых задач, успешное решение которых чаще всего зависит от состояния боевой готовности.

Четвертая особенность заключается в насыщенности военно-педагогического процесса военной техникой и вооружением. Высокий уровень знания боевой техники и умение ее применять необходимы при ведении боевых действий.

Пятая особенность военно-педагогического процесса — его высокая напряженность.

Профессиональная деятельность военнослужащих сопряжена с работой в сложных условиях, в связи с этим идет увеличение психических и физических нагрузок, что в свою очередь приводит к увеличению напряженности военно-педагогического процесса.

В качестве шестой особенности можно выделить коллективный характер процесса обучения и воспитания. В процессе обучения и воспитания решаются задачи подготовки каждого отдельного специалиста, а также формируются подразделения и части как боевые единицы, для которых необходима слаженность и четкое взаимодействие.

Седьмая особенность военно-педагогического процесса — его многоплановость, многоступенчатость, многоаспектность. Субъекты воспитания и обучения имеют дело не только с военнослужащими разных специальностей, но и с различным уровнем их воспитанности и профессиональной подготовленности. Наряду с этим, в ходе военно-педагогического процесса решаются задачи создания полноценного, сплоченного воинского коллектива, обеспечение взаимопонимания и взаимозаменяемости военнослужащих. Особое значение придается заблаговременной замене тех, кто будет увольняться в запас, обеспечению непрерывности военно-педагогического процесса. Кроме того, деятельность военнослужащих протекает в разнообразной обстановке, в часто меняющихся условиях. Это требует формирования психологической готовности к действиям в разнообразных условиях и ситуациях [3].

Перечисленные выше особенности являются основными. Их необходимо учитывать при организации и проведении военно-педагогического процесса.

Необходимо отметить, что офицерским составом должна постоянно проводится работа по совершенствованию военно-педагогического процесса. Рассмотрим основные направления этой деятельности.

  1. Интенсификация военно-педагогического процесса на основе сочетания традиционных и инновационных подходов, технологий обучения, воспитания, подготовки, внедрения новых технических средств. От офицерского состава требуется рационально планировать боевую подготовку, эффективно использовать служебное и учебное время, применять современные методики обучения и воспитания и пр.
  2. Оптимизация военно-педагогического процесса, т. е. необходимо выбирать те методы, способы и средства обучения и воспитания, которые обеспечивают максимальную возможную эффективность учебно-воспитательной деятельности при рациональных затратах времени и усилий военнослужащих.
  3. Гуманизация военно-педагогического процесса — высокое общественное признание каждого военнослужащего, гарантия его социальной защищенности; внимание к внутреннему миру военнослужащего, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
  4. Демократизация военно-педагогического процесса — создание благоприятных условий для проявления активности, инициативы, творчества военнослужащих; привлечение военнослужащих к планированию и проведению конкретных учебно-воспитательных мероприятий; решение вопросов, связанных с прохождением службы и др. [3].

Подводя итог, необходимо отметить, что военно-педагогический процесс представляет собой целенаправленное, организованное, взаимообусловленное взаимодействие обучаемых-военнослужащих и командиров, органов воспитательной работы, штабов и служб. Задача обучаемых сформировать у обучающихся знания, умения, навыки, личные качества, необходимые для выполнения военно-профессиональных обязанностей. Военно-педагогический процесс является динамичным, развивающимся процессом. Данный процесс требует от командиров, органов воспитательной работы, штабов и служб непрерывного работы по его совершенствованию.

Литература:

  1. Военная педагогика / Под ред. В. Н. Герасимова. М.: ВУ, 1997.
  2. Военная психология и педагогика. М.: Совершенство, 1998.
  3. Интернет-ресурс www. arsenal-info.ru
  4. Интернет-ресурс www. pedagogikafine.ru
  5. Ситаров В. А. Дидактика. М., 2004.
  6. Ситаров В. А. Дидактика. М.: Академия, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): военно-педагогический процесс, военнослужащий, задача, качество, особенность, боевая готовность, воспитательная работа, офицерский состав, психологическая готовность, успешное решение.

Похожие статьи

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

Военная педагогика, опираясь на современную систему образования, должна рассматривать обучение военных специалистов, как особый педагогический процесс, одной из главных задач которого является обеспечение постоянной высокой боевой готовности частей...

Военно-педагогический процесс | Статья в журнале...

Предметом военно-педагогического процесса является педагогическое обучение, воспитание, образование, подготовки военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению поставленных служебных и боевых задач.

Базисные составляющие педагогической деятельности офицера...

Таким образом, субъектами военно-педагогического процесса являются командиры, штабы, офицеры воспитательных структур, ведущие специалисты боевых расчетов и т. д. А объекты — военнослужащие и воинские коллективы.

Развитие лидерских качеств офицера внутренних войск...

Маслянов Н.Н. Психологопедагогические условия развития готовности курсантов к лидерству.

военно-педагогический процесс — деятельность военнослужащих цель которых состоит в формировании специальных знаний, навыков и умений.

Формирование психологической готовности юношей...

Психолого-педагогические и организационные детерминанты... учебный центр, военная служба, военная среда, Российская Федерация, адаптация, психологическая готовность, военнослужащий, служба, адаптация курсантов, учебный центр ВС РФ.

Укрепление воинской дисциплины командирами подразделений

воспитательная работа, воинская часть, командир подразделения, воинское подразделение, воспитательный процесс, Российская Федерация, боевая служба, личной состав, военнослужащий ВС РФ, командир.

Значение теории педагогики и педагогической практики...

Предметом военно-педагогического процесса является педагогическое обучение, воспитание, образование, подготовки военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению поставленных служебных и боевых задач.

Психологическая помощь курсантам в процессе адаптации...

Формирование психологической готовности юношей... обязательная воинская служба, психологическая готовность, военная служба

Выбор того или иного метода зависит от этапа психологической подготовки военнослужащих, а также от самих боевых действий.

Психолого-педагогические и организационные детерминанты...

Представляя особенности подготовки военнослужащих в учебном центре, отметим

Поэтому офицерский состав сегодня должен внести серьезные изменения в формы работы не только

Все это обусловливает разное отношение к службе, психологическую готовность и...

Похожие статьи

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

Военная педагогика, опираясь на современную систему образования, должна рассматривать обучение военных специалистов, как особый педагогический процесс, одной из главных задач которого является обеспечение постоянной высокой боевой готовности частей...

Военно-педагогический процесс | Статья в журнале...

Предметом военно-педагогического процесса является педагогическое обучение, воспитание, образование, подготовки военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению поставленных служебных и боевых задач.

Базисные составляющие педагогической деятельности офицера...

Таким образом, субъектами военно-педагогического процесса являются командиры, штабы, офицеры воспитательных структур, ведущие специалисты боевых расчетов и т. д. А объекты — военнослужащие и воинские коллективы.

Развитие лидерских качеств офицера внутренних войск...

Маслянов Н.Н. Психологопедагогические условия развития готовности курсантов к лидерству.

военно-педагогический процесс — деятельность военнослужащих цель которых состоит в формировании специальных знаний, навыков и умений.

Формирование психологической готовности юношей...

Психолого-педагогические и организационные детерминанты... учебный центр, военная служба, военная среда, Российская Федерация, адаптация, психологическая готовность, военнослужащий, служба, адаптация курсантов, учебный центр ВС РФ.

Укрепление воинской дисциплины командирами подразделений

воспитательная работа, воинская часть, командир подразделения, воинское подразделение, воспитательный процесс, Российская Федерация, боевая служба, личной состав, военнослужащий ВС РФ, командир.

Значение теории педагогики и педагогической практики...

Предметом военно-педагогического процесса является педагогическое обучение, воспитание, образование, подготовки военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению поставленных служебных и боевых задач.

Психологическая помощь курсантам в процессе адаптации...

Формирование психологической готовности юношей... обязательная воинская служба, психологическая готовность, военная служба

Выбор того или иного метода зависит от этапа психологической подготовки военнослужащих, а также от самих боевых действий.

Психолого-педагогические и организационные детерминанты...

Представляя особенности подготовки военнослужащих в учебном центре, отметим

Поэтому офицерский состав сегодня должен внести серьезные изменения в формы работы не только

Все это обусловливает разное отношение к службе, психологическую готовность и...