Авторы: Выдра Ольга Владимировна, Полякова Елена Петровна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 01.04.2017

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Выдра О. В., Полякова Е. П. Сущность и особенности военно-педагогического процесса [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 132-134. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12189/ (дата обращения: 18.12.2017).



В статье раскрывается такое понятия, как военно-педагогический процесс, его сущность и содержание. Рассматриваются особенности военно-педагогического процесса и приводятся основные направления деятельности по его совершенствованию.

Обучение российских военнослужащих является на сегодняшний день важной задачей, стоящей перед органами военного управления. Для выполнения этой задачи необходимо грамотно и качественно организовать военно-педагогический процесс. Военно-педагогический процесс — это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению [3].

Таким образом, военно-педагогический процесс, как и любой процесс обучения, реализует четыре функции:

1) образовательную — формирует у военнослужащих систему знаний, навыков, умений; развивает логическое мышление, самостоятельность в решении учебных задач; вырабатывает определенное мировоззрение и пр.

2) воспитательную — формирует такие качества у военнослужащих, как патриотизм, нравственность, способность следовать социальным нормам поведения и пр.

3) развивающую — развивает интеллектуальные и физические качества военнослужащих; формирует умения мыслить творчески при решении задач.

4) психологической подготовки — формирует у военнослужащих внутреннюю психологическую готовность и устойчивость к решению боевых, учебных и служебных задач.

Путем реализации вышеперечисленных функций решается главная цель военно-педагогического процесса, а именно: обеспечение всесторонней подготовленности военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению возложенных на них задач в мирное и военное время по защите Родины. Необходимо отметить, что все четыре функции взаимообусловлены и связаны между собой, но основной является образовательная функция [3]. Как в воинском коллективе в целом, так и в каждом отдельном военнослужащем необходимо сформировать и закрепить высокие боевые, морально-психологические и физические качества и, опираясь на данные качества, выработать боевое мастерство, духовную стойкость и волю к победе.

Военно-педагогический процесс — это двусторонний процесс деятельности обучающего и обучаемых. Таким образом, субъектами военно-педагогического процесса являются командиры, штабы, офицеры воспитательных структур, ведущие специалисты боевых расчетов и т. д. А объекты — военнослужащие и воинские коллективы. Руководящая роль принадлежит командиру части или подразделения, именно он отвечает не только за качество военно-педагогического процесса, но и за весь коллектив военнослужащих, проходящих обучение. С точки зрения субъект-субъектного подхода все военнослужащие подразделения, части, учебного заведения — это субъекты военно-педагогического процесса.

Основными задачами военно-педагогического процесса являются:

  1. Целенаправленное формирование военнослужащего как гражданин и воина-профессионала;
  2. Вооружение военнослужащих системой военных, социальных, технических профессиональных знаний и деятельностных качеств, обеспечивающих эффективные практические действий в любой обстановке;
  3. Обеспечение целенаправленного развития духовных сил, интеллектуальных и физических качеств каждого военнослужащего;
  4. Выработка у личного состава эмоционально-волевой устойчивости, психологической готовности к преодолению трудностей военной службы, к действиям в обстановке современного боя;
  5. Осуществление боевого слаживания расчетов, подразделений и части в целом, поддержание в воинских коллективах уставного порядка, формирование отношений доверия военнослужащих друг к другу, взаимопомощи, взаимовыручки, войскового товарищества и дружбы [4].

Также необходимо отметить циклический характер военно-педагогического процесса. В связи с этим, военно-педагогический процесс подразделяют на этапы, которые представляют собой последовательность решения задач этого процесса.

  1. Подготовительный этап — организация военно-педагогического процесса (целеполагание, диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование).

На данном этапе создаются условия для осуществления военно-педагогического процесса в заданном направлении и с заданными параметрами.

  1. Основной этап — осуществление военно-педагогического процесса (педагогическое взаимодействие; обратная связь, диагностика, контроль, регулирование и корректировка деятельности).

Этот этап осуществления военно-педагогического процесса может рассматриваться как относительно самостоятельный процесс. На данном этапе происходит постановка и разъяснение целей и задач; взаимодействие участников военно-педагогического процесса; осуществление разнообразных мер активизации, мотивации и стимулирования педагогической, учебно-познавательной, военно-профессиональной деятельности.

  1. Заключительный этап — анализ результатов военно-педагогического процесса (выявление возникающих отклонений; установление степени достижения целей, результатов и ошибок; анализ причин достижения отклонений; определение мер по совершенствованию обучения, воспитания, подготовки) [4].

Как отмечалось выше, военно-педагогический процесс — это система и, соответственно, как любая система имеет свои специфические особенности. Рассмотрим некоторые из них.

Первая особенность состоит в том, что овладение воинским мастерством — обязанность каждого военнослужащего, которая закреплена в законодательстве, в соответствии с которым военнослужащий несет юридическую ответственность за качество своего ратного труда.

Вторая особенность связана с тем, что обучение военнослужащих неотрывно от их деятельности и имеет ярко выраженный практический характер. Полученные знания, навыки и умения применяются при решении служебных и учебно-боевых задач.

В качестве третьей особенности необходимо отметить, что военно-педагогический процесс проходит в условиях постоянной боевой готовности и направлен на ее обеспечение. Военно-педагогический процесс, как правило, организуется в процессе непосредственного выполнения учебно-боевых задач, успешное решение которых чаще всего зависит от состояния боевой готовности.

Четвертая особенность заключается в насыщенности военно-педагогического процесса военной техникой и вооружением. Высокий уровень знания боевой техники и умение ее применять необходимы при ведении боевых действий.

Пятая особенность военно-педагогического процесса — его высокая напряженность.

Профессиональная деятельность военнослужащих сопряжена с работой в сложных условиях, в связи с этим идет увеличение психических и физических нагрузок, что в свою очередь приводит к увеличению напряженности военно-педагогического процесса.

В качестве шестой особенности можно выделить коллективный характер процесса обучения и воспитания. В процессе обучения и воспитания решаются задачи подготовки каждого отдельного специалиста, а также формируются подразделения и части как боевые единицы, для которых необходима слаженность и четкое взаимодействие.

Седьмая особенность военно-педагогического процесса — его многоплановость, многоступенчатость, многоаспектность. Субъекты воспитания и обучения имеют дело не только с военнослужащими разных специальностей, но и с различным уровнем их воспитанности и профессиональной подготовленности. Наряду с этим, в ходе военно-педагогического процесса решаются задачи создания полноценного, сплоченного воинского коллектива, обеспечение взаимопонимания и взаимозаменяемости военнослужащих. Особое значение придается заблаговременной замене тех, кто будет увольняться в запас, обеспечению непрерывности военно-педагогического процесса. Кроме того, деятельность военнослужащих протекает в разнообразной обстановке, в часто меняющихся условиях. Это требует формирования психологической готовности к действиям в разнообразных условиях и ситуациях [3].

Перечисленные выше особенности являются основными. Их необходимо учитывать при организации и проведении военно-педагогического процесса.

Необходимо отметить, что офицерским составом должна постоянно проводится работа по совершенствованию военно-педагогического процесса. Рассмотрим основные направления этой деятельности.

  1. Интенсификация военно-педагогического процесса на основе сочетания традиционных и инновационных подходов, технологий обучения, воспитания, подготовки, внедрения новых технических средств. От офицерского состава требуется рационально планировать боевую подготовку, эффективно использовать служебное и учебное время, применять современные методики обучения и воспитания и пр.
  2. Оптимизация военно-педагогического процесса, т. е. необходимо выбирать те методы, способы и средства обучения и воспитания, которые обеспечивают максимальную возможную эффективность учебно-воспитательной деятельности при рациональных затратах времени и усилий военнослужащих.
  3. Гуманизация военно-педагогического процесса — высокое общественное признание каждого военнослужащего, гарантия его социальной защищенности; внимание к внутреннему миру военнослужащего, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
  4. Демократизация военно-педагогического процесса — создание благоприятных условий для проявления активности, инициативы, творчества военнослужащих; привлечение военнослужащих к планированию и проведению конкретных учебно-воспитательных мероприятий; решение вопросов, связанных с прохождением службы и др. [3].

Подводя итог, необходимо отметить, что военно-педагогический процесс представляет собой целенаправленное, организованное, взаимообусловленное взаимодействие обучаемых-военнослужащих и командиров, органов воспитательной работы, штабов и служб. Задача обучаемых сформировать у обучающихся знания, умения, навыки, личные качества, необходимые для выполнения военно-профессиональных обязанностей. Военно-педагогический процесс является динамичным, развивающимся процессом. Данный процесс требует от командиров, органов воспитательной работы, штабов и служб непрерывного работы по его совершенствованию.

Литература:

  1. Военная педагогика / Под ред. В. Н. Герасимова. М.: ВУ, 1997.
  2. Военная психология и педагогика. М.: Совершенство, 1998.
  3. Интернет-ресурс www. arsenal-info.ru
  4. Интернет-ресурс www. pedagogikafine.ru
  5. Ситаров В. А. Дидактика. М., 2004.
  6. Ситаров В. А. Дидактика. М.: Академия, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): военно-педагогического процесса, военно-педагогический процесс, особенность военно-педагогического процесса, особенности военно-педагогического процесса, Военно-педагогический процесс, осуществления военно-педагогического процесса, цель военно-педагогического процесса, субъектами военно-педагогического процесса, задачами военно-педагогического процесса, субъекты военно-педагогического процесса, качество военно-педагогического процесса, организация военно-педагогического процесса, характер военно-педагогического процесса, военно-педагогического процесса военной, осуществление военно-педагогического процесса, результатов военно-педагогического процесса, участников военно-педагогического процесса, совершенствованию военно-педагогического процесса, Гуманизация военно-педагогического процесса, проведении военно-педагогического процесса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос