Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 28.02.2017

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Карасов И. Д. Эмпирические и теоретические методы исследования имиджа военнослужащего // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 331-335. — URL https://moluch.ru/archive/142/40022/ (дата обращения: 23.05.2018).



Раскрыты аспекты эмпирического и теоретического исследования процесса формирования имиджа военнослужащего как самоорганизующейся системы. На этапе отслеживания изучались качества личности военнослужащих. Результаты исследования позволили сформулировать цель дальнейшего исследования. Изучение лидерских качеств военнослужащего, целесообразность совместных с командиром воздействий на военнослужащего как самоорганизующуюся систему в процессах совершенствования его положительного имиджа (опытная работа, эксперимент) позволили обосновать связь эмпирических и теоретических методов исследования имиджа военнослужащего.

Ключевые слова: военнослужащий, имидж, самоорганизующаяся система, отслеживание, опытная работа, эксперимент (эмпирические аспекты исследования), моделирование методологических оснований формирования имиджа военнослужащего как самоорганизующейся системы

Любое педагогическое исследование включает отслеживание, опытную работу, эксперимент. Все названные компоненты исследования относятся к эмпирическим методам. Особенностью первого метода научного познания служит не только то, что по его результатам исследователь может что-то констатировать, но и то, что на основе констатации формулируется цель изучения определенного качества субъекта (свойств объекта), например, имиджа военнослужащего.

Так, в процессе отслеживания качеств личности военнослужащего, влияющих на его имидж, на основе бесед, специально выбранного опросника [6] изучена готовность его общаться со сослуживцами, выполнять совместные действия, предупреждать конфликты, способствовать тому, чтобы совместное пребывание в Вооруженных Силах РФ было бы комфортным для всех [5].

Военнослужащим (по контрактному набору в ВС РФ) было предложено шестнадцать разных ситуаций на проверку их душевного состояния, умения «гасить» раздражение, вспыльчивость, не вступать в конфликтные ситуации с командиром, сослуживцами [1]. Результаты исследования показали, что 70 % респондентов из числа опрошенных, относятся к категории людей, которых называют раздражительными, не умеющими себя сдерживать; 30 % респондентов можно отнести к людям, которых ситуации могут раздражать, но при этом они не делают из этого драм, нередко пропуская ситуацию как говорят «мимо ушей». В исследуемой группе контрактников не оказалось ни одного военнослужащего «спокойного», в полном значении этого слова, уравновешенного. Полученные результаты исследования нельзя не учитывать военачальнику, организующему работу в воинском подразделении.

Вышеописанные результаты исследования (можно констатировать этот факт) не могут не повлиять на общение военнослужащих между собой и с командиром. Поэтому дальнейшее изучение этой проблемы потребовало организации опытной работы, которая включала проведение мысленного эксперимента, в процессе его исследователь задает себе вопрос: что может произойти, если...? В отличие от мысленного эксперимента в опытной работе это предположение необходимо проверить с помощью определенных действий. При этом опытная работа становится методом научного исследования, потому что осуществляется в соответствии с анализом конкретной ситуации, гипотезой и обобщением, соотнесенным с концептуальными положениями, определяющими цель и предмет данного изучения.

Из всех этапов опытной работы, именно: пилотного (разведывательный), специализированного (частный), модульного (комплексный), системного (на основе предмета, цели, гипотезы) рассмотрим специализированный (частный). В задачу его входило внесение изменений в изучаемый объект (субъект) с известной степенью произвола. Например, внесение авторской идеи о возможности положительного влияния на имидж военнослужащих воинского подразделения его лидера. Лидер-военнослужащий в соответствии с теорией самоорганизации [1] может обеспечить связь сослуживцев с внешней средой (командиром).

При этом командир, принимая особенности функционирования военнослужащего или воинского подразделения как самоорганизующихся систем, воздействует на них точечно [8]. Такое воздействие может дать наилучший результат, потому что командир влияет (воспитывает) не всех сразу, а выборочно, индивидуально, через лидера, у которого в подразделении сложился авторитет, положительный имидж.

На начальном этапе командир должен мысленно ответить на вопрос: каким должен быть человек (лидер-военнослужащий), чтобы повести за собой других, снизив их агрессивность и вспыльчивость? Для изучения лидерских качеств военнослужащих им предложены вопросы-ситуации [2]. Анализ результатов опроса показал, что примерно 25 % военнослужащих часто бывают правы, однако далеко не всегда умеют убедить в этом других. Более того, сами они уверены в том, что жизнь военнослужащего должна быть подчинена строгой дисциплине, здравому рассудку, хорошим манерам. Однако, лишняя сдержанность этой группы солдат отсутствие у них коммуникабельных качеств не позволяет им стать лидерами, воздействовать на сослуживцев, формировать у них такие же положительные убеждения, влияющие на их внешний и внутренний имидж. Эти люди не просто не могут влиять на других людей, они их не понимают.

Результаты исследования показали также, что примерно 55 % респондентов из числа опрошенных обладают неплохими предпосылками, чтоб влиять на других, изменять их модель поведения, учить управлять ими, наставляя на путь истинный. Однако таких военнослужащих-лидеров следует «опасаться», потому что они могут превратиться в фанатов или тиранов, жестко отстаивая свою правоту, поэтому они не могут выполнять функции лидера, так как не обладают толерантностью, терпением.

Для того, чтобы выбрать в отделении военнослужащего-лидера, с которым командир мог бы сотрудничать в процессе организации воспитательной работы с военнослужащими отделения, необходимо мысленно ответить на вопрос: какими качествами должен обладать лидер, имидж которого был бы положительным как внешний, так и внутренний? Отвечая на этот мысленный вопрос, командир в реальных условиях военной службы должен учитывать профессиональный имидж военнослужащего, его готовность и способность выполнять различные действия на основе определенных качеств личности.

К таким качествам лидера отнесем: 1) результативность общения, 2) проявление работоспособности, упорства и настойчивости в достижении цели; 3) ориентация на успех и социальную зрелость, способность к коррекции собственного поведения; 4) наличие практического интеллекта в решении проблем, в нахождении конкретных путей достижения поставленных задач; 5) умение планировать сложную работу, выделять приоритетные задачи, учитывая дефицит времени; 6) приспосабливаться к культуре, традициям, нормам, правилам коллектива, уметь взаимодействовать с коллегами, руководством; 7) проявлять лидерские качества, побуждать к действию других, внушать окружающим доверие к себе. Военнослужащий, имеющий вышеназванные качества, проявляет целеустремлённость, настойчивость, способность и умение строить профессиональную карьеру. Его имидж (внутренний и внешний) достаточно высокий [4].

Опытная работа по выявлению лидера-военнослужащего на этапе поискового эксперимента завершилась исследованием по выявлению, распознаванию профессиональной зрелости (профессионального имиджа военнослужащего) на основе следующих показателей: 1) способность к самоорганизации и организации других людей, 2) способность к самообразованию, самосохранения в случае угрозы (исключая защиту отечества); 3) вера в успех свой и коллектива; 4) понимание системы нравственных ценностей, менталитета данной профессии; 5) способность к самореализации в практической деятельности военнослужащего; 6) поддержка позитивного отношения к себе как профессионалу; 7) выработка индивидуального стиля профессиональной деятельности; 8) осознание возможности достижения успеха на разных уровнях практической деятельности; 9) способность к отбору и анализу профессионально значимой информации; 10) способность к нестандартному восприятию профессиональных проблем; 11) способность к планированию и поэтапному выполнению задуманного; 12) готовность к самоанализу результатов своей деятельности, ответственность за неиспользованный шанс; 13) способность к постановке новых задач с учётом социальных потребностей и личностных предпочтений [4].

С целью изучения таких качеств личности, которые могут характеризовать отдельного военнослужащего и воинское подразделение в целом, а именно их положительный имидж, который проявляется в их готовности и способности выполнять воинский долг, проведен педагогический эксперимент. Он осуществлялся в контролируемой ситуации, управляемых условиях. Особенность его проведения заключалась в том, что в процедуру исследования включен один фактор: изучение влияния военнослужащего-лидера на сослуживцев подразделения.

Такие качества лидера-военнослужащего как целеустремленность, эмоциональная устойчивость, умение управлять собой и в случае необходимости другими присущи лидеру. Под воздействием командира и вместе с ним военнослужащий-лидер может оказывать существенное влияние на такие качества личности как: 1) мотивационные (необходимость соблюдения воинской дисциплины, связанной с действиями, направленными на выполнение воинского долга по защите Отечества; 2) деловые (способность к разумному риску, предприимчивости, ответственности, расчетливости, умению любое дело доводить до конца); 3) социальные (тактичность, гражданственность, способность бережно относиться к национальным, общественным, семейным традициям); 4) общекультурные (культура делового общения, поведения, правовая и др.).

Все названные качества отражают противоречивость двух концепций «Я-идеальное», «Я-реальное». Однако эти две концепции раскрывают определенную тенденцию развития военнослужащего: осознание того, что реальное необходимо знать, чтобы стремиться к идеальному. Более того, в соответствии с «Я-концепцией» все процессы самости строятся на основе сравнения, ее составляющих: «Я-прошлое», «Я-настоящее», «Я-будущее» [1,3].

Личный опыт службы и общения с военнослужащими убеждает в том, что военнослужащий-лидер в первую очередь осознает и понимает, в каком направлении следует совершенствовать себя, формируя свой имидж. Для того, чтобы совместно с командиром развивать необходимые качества у сослуживцев.

Результаты опытной работы о положительном влиянии на имидж военнослужащего и воинского подразделения военнослужащего-лидера проверено в ходе эксперимента. Он классифицируется: по основной цели (проверочный, поисковый); по условиям, способам используемых средств (прямой, модельный, лабораторный); по результатам (качественный, количественный). Проведенный нами эксперимент имел характер проверочного (по целевому назначению), прямого (по условиям проведения); качественного (по результатам исследования). В ходе его предполагалось проверить влияние военнослужащего-лидера на психолого-педагогический климат в воинском подразделении. Отслеживание его осуществлялось по трем показателям: эмоциональному, поведенческому и когнитивному.

В эксперименте приняли участие 77 военнослужащих четырех подразделений. В трех из них, назовем их экспериментальными, все процессы социальной жизни и профессиональной деятельности военнослужащих осуществлялись с активным участием военнослужащего-лидера, а в одном из четырех, назовем его контрольным, несмотря на то в нем, как показало исследование, были свои лидеры, но они не проявляли организаторских способностей, проявляющихся во влиянии на сослуживцев, иными словами, они не были организованы командиром для совместного воспитания у военнослужащих подразделения положительного имиджа, не только внутреннего, но и внешнего.

Военнослужащих вышеназванных подразделений условно назовем: КП-I (13 человек), ЗКП-II (16 человек), ОТО-III (36 человек) и отнесем их к экспериментальным группам, а подразделение ЗА-IV (12 человек) — к контрольной. Результаты проведенного исследования приведены на диаграмме (рис. 1).

Рис. 1. Данные эксперимента по проверке влияния военнослужащего-лидера на эмоциональную, поведенческую и когнитивную сферы деятельности военнослужащих: I, II, III — воинские подразделения военнослужащих (экспериментальные группы); IV — воинское подразделение (контрольная группа); Э — эмоциональный показатель; П — поведенческий показатель; К- когнитивный (интеллектуальный) показатель

Этому исследованию предшествовало изучение и выявление военнослужащих, которые обладали лидерскими качествами. По результатам исследования в IV воинском подразделении оказалось лидеров больше, чем в I, II, III. В этом подразделении каждый четвертый по результатам исследования обладал лидерскими качествами. Однако, следует согласиться с мнениями военных специалистов, не каждый военнослужащий, имеющий высокие показатели, характеризующие его как лидера, могут поддерживать позитивное настроение в коллективе, влиять на формирование положительного имиджа у военнослужащих отделения. Поэтому командиру следует провести дополнительные исследования, включив в опросник такие вопросы, которые помогли бы ему выделить не только эмоциональные, поведенческие и когнитивные характеристики личности военнослужащих, но и такие, которые позволили бы выявить жизненные цели, умения преодолевать трудности, влиять на других, иными словами, дополнительные качества, которые характеризуют лидера.

Например, предложив военнослужащим для ответа такие вопросы, которые имеют ценностно-смысловую значимость, позволяющую проанализировать им свою «Я-концепцию» («Я-идеальное», «Я-реальное»), а исследователю проверить окажутся ли они «подвижными», т. е. подвержены ли влиянию, с целью улучшения имиджа военнослужащего. Для изучения этой позиции военнослужащим предлагались следующие вопросы: 1) мои цели, чего я добивался, добиваюсь, планирую добиваться в будущем; 2) мои интересы, увлечения (в прошлом, настоящем, будущем); 3) что я ценил, ценю, буду всегда ценить в людях; 4) какие качества личности мне удалось, удается, думаю, что еще удастся усовершенствовать в будущем); 5) какие дела я реализовывал в прошлом, что стремлюсь реализовать сейчас, в чем я планирую реализовать себя в будущем; 6) какие у меня проблемы, трудности (в прошлом, настоящем, будущем); 7) как их преодолевал, преодолеваю, планирую преодолевать; 8) мои три главных принципа, или правила жизни; 9) смысл моей жизни (в прошлом, настоящем, будущем) [1,2].

Приведенные выше ситуации, включенные в опросник, способствовали выявлению лидерских качеств военнослужащего, оцениванию каждым своего места в настоящем и будущем. Ответы военнослужащих на вопросы, представленные выше, имеют ценностно-смысловую значимость для каждого, кто пробовал проанализировать свою «Яконцепцию» (в прошлом, настоящем, будущем) на основе сравнения «Яидеальное» и «Яреальное».

В оценке качеств личности лидера, по мнению А. Ю. Панасюка, большую роль играют когнитивные, коммуникативные, эмоционально-волевые, мотивационно-ценностные и поведенческие характеристики личности военнослужащего, которые определяют его имидж [8]. Сформированность лидерских качеств, описанных выше, можно проверить с помощью критерия ̶ эффективное управление собой и другими в процессе выполнения возложенных на каждого обязанностей и личностных задач. К показателям данного критерия следует отнести: 1) эмоциональную оценку своих реальных возможностей (концепция «Яреальное»); 2) умение противостоять стрессу, физическим нагрузкам, разочарованию, неудовлетворенности собой; 3) умение идти на разумные компромиссы в интересах дела; 4) умение осуществлять саморегуляцию свих действий в общениях разного уровня; 5) проявление инициативы, умение убеждать и отстаивать свою точку зрения; 6) умение реализовывать профессиональные установки (формулирование задач, поиск средств их решения, самоконтроль над исполнением, оценка и коррекция результатов).

Сформированность данного критерия на основе выделенных показателей потребовала дополнительного исследования (теоретического). Оно связано с моделированием процесса совершенствования военнослужащего воинского подразделения в целом как самоорганизующихся систем. На этом этапе исследования выявлены методологические основания для формирования положительного имиджа военнослужащего как самоорганизующейся системы [7]. К ним автор относит антропологическое и этическое основания, закономерности, принципы, подходы и условия их реализации через совокупность действий (адаптивные, когнитивные, регулятивные, коммуникативные) в процессе которых формируются этические нормы взаимодействия, общения и сотрудничества военнослужащих, реализуется «Я-концепции» («Я-реальное», «Я-настоящее», «Я-будущее») [6].

Таким образом, педагогическое исследование включало несколько аспектов его организации и проведения на основе эмпирических методов изучения проблемы (отслеживание, опытная работа, эксперимент). Они составляют базис основных видов педагогического эксперимента: констатирующего, поискового, формирующего. Опытная работа и эксперимент необходимы для того, чтобы обосновать и проверить (верифицировать) теоретические положения, включенные в модель развития и саморазвития, самоопределения и самоорганизации военнослужащих, совершенствующих свой имидж как внешний, так и внутренний [6].

Литература:

  1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. ̶ Казань: Центр инновационных технологий, 2006.-608с.
  2. Бороздина, Г. В. Психология делового общения: учебник/ Г. В. Бороздина. ̶ М.: ИНФРА-М, 2007.-295с.
  3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Э. Ф. Зеер. -М.: Издательский центр «Академия», 2009.-240с.
  4. Карасов, И. Д. Имидж и лидерство в системе эмоционально-поведенческих качеств личности военнослужащего /И. Д. Карасов// III Международная научно-практическая конференция «Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения». — Екатеринбург: Инновационный центр развития науки и образования, 2016.- С. 114–116.
  5. Карасов, И. Д. Ресурсы, механизмы и показатели профессионально-личностного имиджа военнослужащего /И. Д. Карасов // Современная наука: тенденции развития: Материалы XI Международной научно-практической конференции. 25 декабря 2015 г.: Сборник научных трудов. — Краснодар, 2015. — С. 34–43.
  6. Карасов, И. Д. Методологические основания формирования имиджа военнослужащего как самоорганизующейся системы /И. Д. Карасов // Вестник Челяб. гос. пед. унив. № 10, 2016. — С. 49–56.
  7. Новиков, А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. — М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. — 268 с.
  8. Панасюк, А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники/А. Ю. Панасюк. ̶ М.: Изд-во «Омега-Л», 2008.-266с.
Основные термины (генерируются автоматически): имиджа военнослужащего, формирования имиджа военнослужащего, исследования имиджа военнослужащего, качеств личности, личности военнослужащего, положительного имиджа, лидерских качеств военнослужащего, качеств личности военнослужащего, имидж военнослужащего, воинского подразделения, опытная работа, военнослужащего /И, имиджа военнослужащего /И, профессионального имиджа военнослужащего, положительного имиджа военнослужащего, профессиональный имидж военнослужащего, улучшения имиджа военнослужащего, результатам исследования, воинском подразделении, Результаты исследования.


Ключевые слова

имидж, военнослужащий, отслеживание, самоорганизующаяся система, опытная работа, эксперимент (эмпирические аспекты исследования), моделирование методологических оснований формирования имиджа военнослужащего как самоорганизующейся системы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос