Слушание музыки как средство развития эмоциональной сферы личности детей раннего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 19.12.2020

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Буцкая, Ж. Н. Слушание музыки как средство развития эмоциональной сферы личности детей раннего дошкольного возраста / Ж. Н. Буцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 359-360. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76860/ (дата обращения: 03.03.2021).



В статье рассматриваются проблемы, посвященные слушанию музыки как средству развития психоэмоционального состояния дошкольников раннего возраста. Автор обозначает основные задачи и исследует методы и приёмы данного вида музыкальной деятельности, включает в повествование необходимый репертуар.

Ключевые слова: музыкальная деятельность, восприятие, слушание, пение, элементарное музицирование, эмоциональная отзывчивость.

Принимая во внимание возрастные особенности детей, легко выстроить систему их музыкального развития. На первом году жизни ребёнок способен прислушиваться к музыке и слушать её, различать общее настроение, воспринимать эмоциональное содержание, а на третьем году жизни уже будет замечать и узнавать такие музыкальные моменты, о которых раньше и не подозревал. Восприятие ярких произведений — песен — уже становится осознанным и наполненным внешними проявлениями эмоций — прихлопываниями, подпрыгиваниями, иными жестами. Поэтому самым благоприятным возрастным периодом для создания эмоциональной отзывчивости у детей является ранний дошкольный возраст.

В трудах Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой говорится, что первичные формы эмоциональной отзывчивости проявляются рано. Дети должны как можно раньше знакомиться с миром музыки, ведь развитие эмоциональной активности при помощи музыкально-творческой деятельности ведет к возможности применения музыкальных способностей ребёнка в будущем [2, с. 10].

Такой вид музыкальной деятельности, как слушание музыки, считается важной составной частью музицирования и основой развития музыкальной культуры ребёнка. Интерес к музыке и устойчивость внимания к слушанию могут первоначально быть слабы и зависят от того, как взрослый умеет вносить в слушание задачу, посильную для детей на данном уровне их музыкального развития и мобилизирующую их слух. Поэтому программа по слушанию музыки должна быть четко систематизирована и состоять из таких произведений, которые последовательно усложнены музыкальными образами, разнообразными настроениями, сложными выразительными средствами.

Ведущий компонент слушания музыки в раннем дошкольном возрасте — это эмоциональная отзывчивость на музыку. Детей необходимо знакомить с художественными образцами народной, классической, современной музыки, давать первоначальные сведения о прослушиваемых музыкальных произведениях. Ребёнок должен учиться оценивать своё отношение к музыке, давать оценку, различать её характер и содержание.

Сложностью такого вида музыкальной деятельности, как слушание, является небольшой словарный запас детей, который затрудняет беседу между ними и педагогом после прослушивания музыкального произведения. Дети раннего возраста не всегда способны хорошо изъяснять свои мысли, поэтому они выражают оценку при помощи разнообразных эмоций, которые порой характеризуют такие мотивы поведения, как неустойчивость и импульсивность. Дети 2–3 лет с большим вниманием могут прослушать музыкальный отрывок в течение одной минуты. Затем необходимо сделать перерыв в 10–20 секунд и вновь повторить произведение [3, с. 34].

Маленькому дошкольнику также предстоит встретиться и с адаптационным периодом в детском саду. Изменение привычного образа жизни ведет к негативным проявлениям поведения, снижением активности или, наоборот, повышением возбудимости ребёнка. Музыкальные занятия, предлагающие воспитаннику послушать музыку, являются универсальным средством благотворного влияния на его психоэмоциональное состояние.

Слушание музыки, например, с музыкальными иллюстрациями необходимо проводить в начале занятия, поскольку у детей ещё сохранено слуховое внимание, они могут соблюдать тишину. Если слушание музыки является регульным видом музыкальной деятельности, то к трёхлетнему возрасту воспитанники уже способны к безошибочному угадыванию песни по вступлению, различают характеристику персонажа в пьеске, могут осознанно подбирать по показу движения под музыку, характеризующие героя песни. Внимательное слушание музыки и работа над произведениями также способствует развитию подпевания и пения [1, с. 40].

В работе с детьми раннего дошкольного возраста следует применять приёмы, воздействующие на восприятие музыки.. Например, взмах руками — «полетели птицы», вращение кистей рук «пляска ладошек», постукивание по ладошке пальчиками — “птичка клюет зёрнышки”. Интересна игра-поиск музыкального предмета, который дети не видели, но послушали его звучание. Таким образом, осуществляется привлечение внимания воспитанников к восприятию музыки.

Интересен метод работы с игрушкой: для того, чтобы ребёнок узнал песню, ему показывают соответствующую игрушку. Этот способ помогает не только заинтересовать детей, но и является средством обучения. Также полезны упражнения на развитие тембра, длительности и высоты динамики [1, с. 7]. Для этого можно использовать музыкальные инструменты, или проводить игры — «Тихо-громко», «Весело-грустно», «Мама и птенчики», «Угадай, на чём играю?», «Курица и цыплята» и т. д.

Слушание музыки для детей раннего дошкольного возраста требует своего репертуара.

Весь репертуар можно поделить на несколько составляющих:

– русские народные песни, напевы, плясовые мелодии («Колыбельная», «Петушок», «Ладушки», «Зайка» в обработке А. Александрова, «Гопачок», «Как у наших у ворот», «Во поле берёза стояла», «Идёт коза»...., «Из-под дуба» в обработке А.Гречининова, «Резвушка» В. Волкова)

– классические пьесы («Детская полька» М.Глинка, пьесы из «Детского альбома» П.Чайковского, «Птичка» Э.Грига и т. д.)

– произведения советских композиторов (песни В.Шаинского, например «Песня мамонтенка», «Улыбка» и т.д)

Общим показателем правильно выполненной работы станет ярко выраженный интерес детей к музыке, то есть улучшится внимание на занятии, эмоциональное восприятие и участие в подпевании и пении и как результат — постоянное совершенствование музыкально-творческих возможностей ребенка.

Таким образом, слушание музыки является благоприятным средством развития музыкальных способностей детей с самого раннего возраста, поскольку улучшает не только восприятие и эмоциональную отзывчивость, но и служит проекцией на приобретение других музыкальных навыков.

Литература:

  1. Бабаджан, Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. — М.: Просвещение, 1967.
  2. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1989.
  3. Теплов, С. А. Психология музыкальных способностей. — М.: 1985.
Основные термины (генерируются автоматически): слушание музыки, музыкальная деятельность, эмоциональная отзывчивость, ранний дошкольный возраст, ребенок, восприятие музыки, музыка, музыкальное развитие, произведение, ранний возраст.


Задать вопрос