Роль музыкального восприятия в социализации дошкольников и младших школьников | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 12.09.2019

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Винтенбах И. В., Шурганова Н. В. Роль музыкального восприятия в социализации дошкольников и младших школьников // Образование и воспитание. — 2019. — №5. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/139/4425/ (дата обращения: 15.09.2019).

Препринт статьи



Образовательное пространство Дворца творчества детей — это мир, созданный для ребенка, для того чтобы ему было здесь интересно, тепло и уютно. Во Дворец маленький ребенок приходит, чтобы удовлетворить свои растущие день ото дня потребности в общении. Ему необходимы новые впечатления, ему хочется активного действия, и, конечно, он нуждается в признании и поддержке собственного «я». Каждый день через общение со сверстниками и взрослыми он получает знания о себе самом и о мире, в котором живет. Атмосфера обращенности к ребенку, царящая во Дворце, обеспечивает все необходимые условия для самопознания и развития его личности.

Мир искусства, доступный для понимания и интересный для малыша, привлекает в детские объединения художественно-эстетической направленности Дворца большое число детей. В музыкальных студиях обучается около трехсот учащихся. Общеизвестно, что музыка раньше других искусств находит эмоциональный отклик в душе ребенка. Как часто мы наблюдаем оживленную реакцию самых маленьких детишек при звуках веселой музыки, а мягкий и тихий мамин голос успокаивает малыша. Музыка оказывает очень сильное воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Она не только преобразовывает эмоциональное состояние, но и меняет поведение детей. [1]

В чем же секрет такого «волшебного» воздействия музыки на слушателя? Ученые-психологи считают, что секрет кроется в генетической памяти всего человеческого рода. Давным-давно, на заре цивилизации, когда человек сделал свои самые первые шаги от племени к обществу, у него уже сформировались навыки коммуникации. Человек общался со своими сородичами подобно тому, как общаются между собой птицы и животные. Определенный набор звуковых сигналов обеспечивал связь между членами группы. Связь эта носила прикладной, бытовой характер. Звуки выражали страх, гнев, радость и печаль. Из этих четырех эмоций, как считают психологи пра-эмоций и выросло древо музыки.

Музыка — квинтэссенция звука. В музыке вся палитра человеческих эмоций, чувств, состояний пережитых человечеством за миллионы лет. Она организована таким образом, чтобы человек воспринимал музыку как некое живое существо, как голос, обращенный непосредственно к нему. Эксперименты последних лет в области музыкальной психологии доказали, что люди действительно общаются с музыкой. Слушание музыки — это коммуникация, восприятие речи другого человека и наша внутренняя реакция на нее. Эстетическое переживание, выраженное музыкой способно вызвать у маленького слушателя сопереживание, сочувствие радости, горю, дружбе или вражде. А значит восприятие музыки не просто коммуникация, как, например, Интернет, а эмоциональная коммуникация, способная преодолевать не только пространство, но и время.

С древнейших времен звук был носителем информации. Восприятие музыки и есть получение информации об очень важном компоненте человеческого существования, об эмоционально — чувственных состояниях человека. Это постижение ребенком прекрасного в самой действительности. Вероятно у истоков возникновения языка, музыка и язык представляли собой одно целое, имели один корень. Для общения человек пользовался полусловами — полузвуками, в которых как носитель информации преобладала интонация. Мать баюкала дитя, враги устрашали друг друга криком, рыком, завыванием, одобрение выражали кратким успокаивающим звуком, несогласие — резким и сильным. Интонационный словарь музыки содержит в себе все известные интонационные обороты человеческой речи, но, можно сказать даже не речи, а движений человеческой души. [2]

Научные исследования показали, что слышать ребенок начинает еще во внутриутробном состоянии, слышать и реагировать на интонацию человеческой речи, на звуки музыки. С самого раннего детства язык музыки понятен ребенку. Он еще не понимает смысла речи, но уже реагирует на эмоциональную составляющую музыки. Как важно с самого раннего детства окружить маленького ребенка атмосферой добра и взаимопонимания, ласки и сочувствия, окружить яркими и эмоциональными музыкальными звуками. Эмоции, переживаемые при прослушивании музыки или при исполнении ее самим ребенком, остаются с ним, как его собственный душевный, эмоциональный опыт, обогащая и формируя его. Детские песенки, инструментальная музыка для детей, детские музыкальные спектакли, балеты, танцевальная музыка могут стать для малыша проводником в большой и прекрасный мир искусства.

Музыка должна стать активной деятельностью для ребенка сразу, с первых шагов, когда по нашим, взрослым, представлениям, он еще в ней ничего не умеет. Деятельностью, в которой функции творца, исполнителя и слушателя, еще не выделившись, свободно перетекают одна в другую. Здесь — музыкальный материал для создания собственных вариантов, обновления, отыскивания лучших. Здесь музицирование неотделимо от движения и речи. Здесь место звукоподражаниям, шумам и звучаниям самодельных инструментов. Так начинало музицировать человечество, что сохранил и сберег до сих пор фольклор всех народов мира. Так начинает музицировать ребенок. [3]

Движение в онтогенезе по пути развития музыкального мышления человечества отливается в следующие закономерности развития детской музыкальности:

– от ритмичного движения в пространстве и ритма в слове музыкальному ритму;

– от многообразной и выразительной речевой интонации к пению;

– от музицирования на шумовых, в том числе, самодельных инструментах к профессиональным звуковысотным инструментам;

– от спонтанной импровизации к фиксации в записи;

– от графического моделирования всех параметров музыкального языка к традиционной нотации;

– от музицирования и пения в 2–3 звучных звукорядах к тональной системе;

– от кластера к унисону;

– от слушания музыки в движении к слушанию музыки как самостоятельному феномену.

Раскрытие, раскрепощение музыкальной одаренности каждого человека, обретение им собственной формы общения с музыкой, возможно тогда, когда ребенок последовательно проходит, осваивая в практической деятельности, данный путь развития музыкального мышления человека. Ребенок свободнее и успешнее в среде, которая сообразна ему. В конечном счете, он откликается на то, что с наибольшей степени содействует его росту и его пользе. На материале многожанрового поэтического и музыкального детского фольклора народов мира, на материале моделей, созданных по данным образцам, открытых для вариативности и комбинаторики, для самостоятельных привнесений и изменений, происходит тот самый поиск и опробование собственных музыкальных сил, «нащупывание» ребенком своих особенностей музыкальной одаренности. [4]

Опыт музыкального восприятия по сути своей — социальный опыт. С помощью музыки ребенок узнает о настроении другого человека, о взглядах других людей на определенные события и эти взгляды могут не совпадать с его собственными взглядами. У ребенка четырех — пяти лет уже имеется собственное мнение о самых разных явлениях окружающей жизни. Он способен оценить другого ребенка, способен отличить плохой и хороший поступок. Ребенок учится выделять себя как субъекта общения, и в партнере по общению тоже видеть индивидуальность. Понятие «свое — чужое» очень важный социальный навык, который ему предстоит усвоить. Музыка весьма способствует совершенствованию этого навыка своим многообразием. Нет на Земле такого народа или такой социальной группы людей, которые не создали бы свою, отличную от других музыку. Слушая музыку «свою» или «чужую», старинную или современную, мы не отрицаем ее, не отталкиваем. Мы учимся слушать! И ребенка мы ежечасно учим слушать, прислушиваться, вслушиваться, учим относиться к звуку как к ценности. Мы учим его слушать другого человека внимательно, стараться понять «собеседника». Привычка слушать и принимать другого, которую воспитывает музыка, делает ребенка более терпимым в отношениях с другими людьми. Окутывая ученика музыкальными звуками, мы делаем его душу более чуткой, восприимчивой к прекрасному. Учим отличать добро и зло. И чем более широким музыкальным кругозором он обладает, тем успешней путь его социализации.

Литература:

  1. Белобородова В. К. Музыкальное восприятие (к теории вопроса). О некоторых особенностях музыкального восприятия младших школьников.— В кн.: Музыкальное восприятие школьников. М., 1975.
  2. Горюнова Л. В. Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия у школьников.— В кн.: Музыкальное воспитание в школе. М., 1975, вып. 10, с. 202–212.
  3. Радышова ОП. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М. Владос, 1994. — 223 с.
  4. Бывальцева М. В. Развитие творческих способностей ученика в процессе создания художественного образа человека // Начальная школа. 2002. № 4.
Задать вопрос