Эмоциональная отзывчивость на музыку: как развить её в дошкольном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (269) август 2019 г.

Дата публикации: 01.08.2019

Статья просмотрена: 382 раза

Библиографическое описание:

Данилина, Д. Р. Эмоциональная отзывчивость на музыку: как развить её в дошкольном возрасте / Д. Р. Данилина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 31 (269). — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/archive/269/61850/ (дата обращения: 04.05.2024).



Современный интенсивно и масштабно меняющийся мир диктует новые формы социального взаимодействия. Активно развивающиеся социальные сети позволяют нам, не выходя из дома, узнать, как идут дела у всех «друзей», находящихся по ту сторону экрана, находясь в своей «маске». Мы можем легко завести новое общение и прекратить уже начатое, поскольку виртуальные знакомства не требуют социальной и эмоциональной ответственности, а само общение перестает быть общечеловеческой ценностью. Вспомнив Антуана де Сент-Экзюпери, который считал, что «самая большая роскошь на свете — это роскошь человеческого общения», можно сказать, что современный человек лишился главной роскоши, оказавшись в сети и плену технологического, виртуального, информационного взаимодействия.

Современные дети, к сожалению, копируют модель социального поведения взрослых и, следовательно, воспитываются в культуре отсутствия эмоционального отклика, эмоциональной отзывчивости на ближнего. Как справедливо отмечает Н. М. Ань, «…кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают таким эмоциональным испытаниям, к которым не может естественным образом адаптироваться человеческая природа, и тормозит развитие эмоциональности ребенка, либо искажает этот процесс» [1]. В. А. Сухомлинский утверждал, что отзывчивость на состояние других людей составляет едва ли не самое драгоценное достояние человека [4]. Между тем сензитивным возрастом для развития эмоциональной отзывчивости является именно дошкольный возраст. Об этом писал В. А. Сухомлинский: «Учить чувствовать — это самое трудное, что есть в воспитании. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточение человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь».

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольника в современных условиях жизни является актуальным вопросом для педагогов, исследователей, родителей, психологов. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от 17.10.2013 г. «…развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания…» определяется в качестве требований в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Иными словами, актуальной задачей дошкольной педагогики является поиск наиболее эффективного средства развития эмоциональной отзывчивости дошкольников, каковой может выступать музыка [6].

Музыка — это средство, которое в наибольшей степени передает всю гамму чувств и их оттенков и, следовательно, может расширять эмоционально-чувственную палитру у детей. Именно музыка является уникальным средством развития эмоциональной отзывчивости, потому что она сама представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. Б. М. Теплов говорит по этому поводу: «Музыка, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишённая своего эмоционального содержания, музыка перестаёт быть искусством» [5].

Одним из главных условий развития эмоциональной отзывчивости на музыку является необходимость накопления опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального наследия как эталонов красоты.

Известный музыкант-педагог В. Н. Шацкая постоянно делала акцент на том, что музыкальные произведения, на которых воспитывается вкус, должны быть высокохудожественными, доступными восприятию, близкими детским интересам. Это произведения композиторов прошлого, музыка народная и разнообразная по жанрам (но неизменно высококачественная) музыка современных композиторов. «Художественный материал для эстетического воспитания детей должен отражать жизнь, близкую детям, понятную им; очень важно в то же время, чтобы это было отражением многогранной действительности со всем новым, типическим, что ей присуще» [7].

В музыкальном воспитании, по мнению О. П. Радыновой, дошкольник, усваивая интонационный словарь эпох (термин, который ввел Б. В. Асафьев), приобщается к мировой музыкальной культуре. Опыт музыкальных впечатлений, полученных в детстве, — важный этап для последующего развития ребёнка. Если содержанием музыкального воспитания являются шедевры музыкальной культуры, как отмечает О. П. Радынова, ребёнок привыкает к интонационному языку народной, классической, современной музыки, что позволяет сформировать интонационный музыкальный опыт. Источником формирования такого опыта является репертуар, который звучит в музыкальном окружении дошкольника. На основе восприятия шедевров музыкальной культуры у детей развивается эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные музыкальные произведения.

Однако, как показывают многочисленные исследования, наряду с богатством музыкальных впечатлений, полученных в первые годы жизни, существенную роль в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку имеют процессы осмысления музыкальных произведений в ходе их восприятия. Для того, чтобы процесс восприятия музыки детьми носил осмысленный характер, необходимо личностное общение со взрослым, побуждающее ребёнка к проявлениям различных форм активности — двигательной, речевой, вызывающей эффект сопричастности звучащей музыке.

Более глубокому постижению музыкального произведения способствует общение ребёнка со взрослым, сопровождающееся не только эмоционально-выразительными пояснениями содержания музыки, но и тактильным контактом, мимическими проявлениями, вокализацией. Психологи считают, что «чистых” типов восприятия не существует: в восприятии окружающего реально участвует система анализаторов. В акте художественного восприятия показания всех органов чувств, как источников дополнительной информации, организуются в той эмоциональной модальности, в которой выступает художественный образ, что способствует более глубокому постижению содержания произведения.

Возникновение многообразных межчувственных ассоциаций в восприятии произведения искусства — необходимое условие постижения художественного образа. Особую значимость имеют ассоциации ощущений, объединяющие их с представлениями и эмоциями. Одним из наиболее ярких явлений качеств полимодальных ощущений выступает синестезия. Е. В. Назайкинский [3], рассматривая вопросы генезиса восприятия музыки и анализируя материалы наблюдений музыкального развития детей, отмечает, что проявление синестезии возможно уже в раннем возрасте, чем может быть предопределено формирование эстетического восприятия музыки в период дошкольного детства. Он выделяет коммуникативный, речевой и двигательный опыт как источники образования синестезии и считает, что, соотнося элементы музыкального языка с какими-либо действиями, образными выражениями, движениями и явлениями синестезии, дети учатся мыслить, но в иной сфере, сфере интонационно-музыкальных форм.

Осознание эстетической значимости музыкального произведения, основанное на эмоционально-оценочном к нему отношении, открывается ребёнку в особо организованном педагогическом процессе, главным компонентом которого становится личностное общение ребёнка со взрослым, опосредованное художественным содержанием.

Опираясь на положения исследователей Л. Н. Комиссаровой [2], К. В. Тарасовой, С. Х. Шоломович, которые считают, что в случае, когда объектом изучения является музыкальная ткань, моделирование её отдельных компонентов будет способствовать более глубокому выявлению их свойств и взаимосвязей, мы используем внешние ориентировочные действия детей, направленные на постижение элементов движения музыкальной ткани, метроритмических, темповых, динамических её особенностей. В использовании ориентировочных действий важное значение имеет ощущение ребёнком характера движения музыки. Моторные ощущения в сочетании с другими (слуховыми, зрительными, тактильными), объединяясь в синестезийную связь, дают возможность осознать ребёнку настроение и эмоции, выраженные в музыке, их смену и развитие.

Изучение особенностей развития эмоциональной отзывчивости на музыку позволяет утверждать, что её развитие в дошкольном возрасте является объективно необходимым процессом, влияющим на формирование начал музыкальной и общей духовной культуры личности.

Литература:

  1. Ань Н. М. Развитие эмоционального интеллекта / Н. М. Ань // Ребенок в детском саду. — 2007. — № 5.
  2. Комиссарова Л. Н. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6–7 лет: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. -М., 1980.
  3. Назайкинскии Е. В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972.
  4. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну / В. А. Сухомлинский. — Киев: Рад. шк., 1985.
  5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М.: Наука, 2003.
  6. Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от 17.10.2013 г.
  7. Шацкая, В. Н. Эстетическое воспитание в детском доме [Текст] / В. Н. Шацкая // Сохраним то, что есть в детях: С. Т. Шацкий и В. Н. Шацкая / Сост., предисловие М. Б. Зацепиной. — М.: Карапуз, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная отзывчивость, музыка, дошкольный возраст, музыкальная культура, музыкальная ткань, музыкальное воспитание, музыкальное произведение, развитие, ребенок, художественный образ.


Похожие статьи

Музыка как средство эстетического воспитания детей...

Чтобы понять музыкальное произведение, нужно эмоционально пропустить его через себя, а затем поразмыслить над ним. Н. А. Ветлугина, также подчёркивает эстетическую природу эмоциональной отзывчивости. Музыкальное произведение может быть оценено на основе...

Развитие музыкальности у дошкольников посредством...

музыкальное восприятие, музыкальное произведение, музыкальный образ, старший дошкольный возраст, восприятие музыки

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников... ребенок, ранний возраст, эмоциональная отзывчивость, малыш...

Музыка и развитие личности ребенка | Статья в журнале...

Уже для того, чтобы ребенок, прослушав музыкальное произведение, получил какое-то впечатление о нем и мог бы приблизительно сохранять в

Развитие музыкально-образного мышления неотделимо от развития другого свойства мышления — его эмоциональности.

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку...

Раннее детство — период интенсивного физического и психического развития. В этот период начинается так же музыкальное развитие ребенка, когда он впервые слышит ласковые и нежные интонации голоса матери, напевающей ему колыбельные песни, или игривые...

Музыка как средство воспитания экологической культуры...

Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Посредством музыки воспитываются положительные качества личности, доброе отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость.

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного...

В статье рассматривается проблема развития осознанного восприятия музыки у детей дошкольного возраста.

музыкальное восприятие, музыкальное произведение, музыкальный образ, старший дошкольный возраст, восприятие музыки, музыка...

Роль музыки в психическом развитии дошкольника

Одна из главных задач музыкального воспитания дошкольниковразвитие эмоциональной отзывчивости, воспитание интереса, любви к музыке. Задача эта связана с проблемой развития музыкального восприятия детей.

Музыка как средство духовно-нравственного воспитания...

музыкальное восприятие, музыкальное произведение, музыкальный образ, старший дошкольный возраст, восприятие музыки, музыка, художественное слово, музыкальная деятельность, образный рассказ... Интеграция различных видов искусства посредством...

Музыкально-эстетическое воспитание детей младшего...

Музыкальное воспитание также можно понимать в узком и широком смыслах. В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развитие идейно-эмоционального восприятия и...

Оздоровительная функция музыки как соответствующая система...

Музыкально-ритмические движения — полифункциональное средство в воспитании и развитии здорового ребенка, как физически, так и духовно. Большое разнообразие движений под музыку рассматриваются как средство двигательной активности, несущее функции...

Похожие статьи

Музыка как средство эстетического воспитания детей...

Чтобы понять музыкальное произведение, нужно эмоционально пропустить его через себя, а затем поразмыслить над ним. Н. А. Ветлугина, также подчёркивает эстетическую природу эмоциональной отзывчивости. Музыкальное произведение может быть оценено на основе...

Развитие музыкальности у дошкольников посредством...

музыкальное восприятие, музыкальное произведение, музыкальный образ, старший дошкольный возраст, восприятие музыки

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников... ребенок, ранний возраст, эмоциональная отзывчивость, малыш...

Музыка и развитие личности ребенка | Статья в журнале...

Уже для того, чтобы ребенок, прослушав музыкальное произведение, получил какое-то впечатление о нем и мог бы приблизительно сохранять в

Развитие музыкально-образного мышления неотделимо от развития другого свойства мышления — его эмоциональности.

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку...

Раннее детство — период интенсивного физического и психического развития. В этот период начинается так же музыкальное развитие ребенка, когда он впервые слышит ласковые и нежные интонации голоса матери, напевающей ему колыбельные песни, или игривые...

Музыка как средство воспитания экологической культуры...

Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Посредством музыки воспитываются положительные качества личности, доброе отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость.

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного...

В статье рассматривается проблема развития осознанного восприятия музыки у детей дошкольного возраста.

музыкальное восприятие, музыкальное произведение, музыкальный образ, старший дошкольный возраст, восприятие музыки, музыка...

Роль музыки в психическом развитии дошкольника

Одна из главных задач музыкального воспитания дошкольниковразвитие эмоциональной отзывчивости, воспитание интереса, любви к музыке. Задача эта связана с проблемой развития музыкального восприятия детей.

Музыка как средство духовно-нравственного воспитания...

музыкальное восприятие, музыкальное произведение, музыкальный образ, старший дошкольный возраст, восприятие музыки, музыка, художественное слово, музыкальная деятельность, образный рассказ... Интеграция различных видов искусства посредством...

Музыкально-эстетическое воспитание детей младшего...

Музыкальное воспитание также можно понимать в узком и широком смыслах. В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развитие идейно-эмоционального восприятия и...

Оздоровительная функция музыки как соответствующая система...

Музыкально-ритмические движения — полифункциональное средство в воспитании и развитии здорового ребенка, как физически, так и духовно. Большое разнообразие движений под музыку рассматриваются как средство двигательной активности, несущее функции...

Задать вопрос