Библиографическое описание:

Ганиева С. Ш., Гречко Г. П., Панченко М. С. Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного возраста как основа для развития мышления, образности, наглядности и зрительных представлений // Молодой ученый. — 2017. — №11.1. — С. 12-14. — URL https://moluch.ru/archive/145/40622/ (дата обращения: 23.04.2018).



В статье рассматривается проблема развития осознанного восприятия музыки у детей дошкольного возраста. Представлен практический опыт развития осознанного восприятия музыки с применением метода моделирования музыкального произведения.

Первые яркие и осознанные впечатления о музыке ребёнок получает на музыкальном занятии в детском саду. Формирование музыкального мышления способствует не только музыкальному, но и общему интеллектуальному развитию дошкольника. Яркие музыкальные образы производят неизгладимое впечатление на ребёнка, вызывают бурю эмоций, переживаний, начинают накапливаться представления о разных формах музыкальных произведений, таким образом, формируются определённые черты личности ребёнка. Психологи связывают восприятие музыки с перцептивными процессами (от лат. perceptio), обеспечивающими процесс познания, оно всегда связано с мышлением, вниманием, памятью, направляется мотивацией и имеет чувственную основу. В своих работах, видный советский музыкант – психолог В. Медушевский, определяет восприятие музыки, как восприятие – мышление и рассматривает его как универсальную возможность, формирующуюся на основе музыкального опыта. Известный музыкант – психолог Е. В. Назайкинский предложил различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие, в зависимости от того, состоялось ли оно. Возникает проблема: как научить детей думать? Как сделать восприятие осознанным? При общении с ребенком педагог как бы подталкивает ребёнка к поиску решения той или иной задачи, пробуждает в нём интерес к познанию, стремлению задавать вопросы, обобщить полученные представления и сделать выводы как по произведению, так и по ощущениям.

Одним из наиболее перспективных методов решения поставленных задач является метод моделирования, который способствует развитию мышления у старших дошкольников и отличается образностью и наглядной конкретностью. Моделирование – это эффективный способ, способствующий развитию у детей связанной речи, обогащению словарного запаса, формированию у дошкольников познавательной активности, желания думать, усвоения детьми отражения воспринятого материала, нестандартного и логического мышления. Этот способ мобилен по своей природе: он сокращает время на передачу информации, за короткий отрезок времени важно рассказать, показать, прослушать, проанализировать и показать результат. В настоящее время, многие педагоги ищут различные методы и приёмы, которые побуждают детей, направляют, заставляют самостоятельно думать и находить своё решение поставленной задачи. Педагогу важно знать, как и о чём спросить, где сделать акцент, поскольку в вопросе скрыта суть поставленной задачи, а часто есть и подсказка, наводящая на правильный ответ, тем самым направляет мышление ребёнка в русло выявления истоков происхождения, создания изучаемого объекта, явления. Педагог, ставя перед собой цели и задачи занятия, требующие мыслительного экспериментирования с материалом, самостоятельный поиск ещё неизвестных связей, глубокое проникновение в его природу, в музыкальную ткань произведения – это то, что отвечает смыслу учебной и творческой задачи. Использование этого метода позволяет отразить последовательность развития музыкально-художественного, а также развивает способность музыкально-слуховых представлений, связывая воедино: слуховые, зрительные представления детей. Метод моделирования универсален, он требует самостоятельности в добывании и присвоении знаний, смелости и решительности в творческом воплощении и строится на осознанном слушании и понимании музыкального материала.

В нашем детском саду активно используется метод моделирования в образовательных областях таких как, «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». В основе метода лежит принцип замещения: реальный объект ребёнок замещает другим объектом, условным знаком, изображением. Мышление ребёнка развивается с помощью моделей, схем, которые в наглядной форме воспроизводят, подчёркивают скрытые связи и свойства того или иного объекта, в данном случае, музыкального произведения. Ребёнок последовательно учится высказываться, выбирать и по-своему интерпретировать слова, образные выражения, находить красочные сравнения для своего рассказа. В процессе этой работы у ребёнка активизируется мышление, инициативность, самостоятельность, а главное, дети приучаются работать, добиваться результата. Именно поэтому применение этого метода наиболее целесообразно, т. к. он легко усваивается детьми, ведь дети, по своей природе рождаются исследователями. Если посмотреть на поведение маленького ребёнка, то мы знаем, что он всё тащит в рот, пытается раскрутить, разобрать игрушку, посмотреть, что там внутри. Так и здесь, детям интересно выразить полученные впечатления, эмоции в танце, рисунке, в рассказе, а в дальнейшем, в создании альбома, выставки по произведениям того или иного композитора. На музыкальном занятии мы с детьми слушали «Утро» Грига, с использованием метода моделирования. Очень интересный, несложный материал для детей подготовительной группы. Главная тема здесь многократно повторяется на разных инструментах, что даёт возможность очень легко её запомнить, а затем исполнить методом вокализации. А нарастающая динамика звука, с вступлением всё большего количества инструментов симфонического оркестра, даёт волю фантазии в цветовом изображении. Затем дети исполнили двигательную композицию с ленточками. В конце занятия с помощью воспитателя дети попытались передать на бумаге краски утреннего неба, восхода солнца, радость в золотистых, розовых, оранжевых тонах. Цветовая гамма была у всех светлая, яркая, радостная. Дети услышали в музыке настроение восторга, когда вступил весь оркестр, кульминацию, и выразили, подчеркнули это в движении. Разработан вид моделирования и музыкальный материал, от возраста детей, уровня музыкального развития, учёта сложности материала.

В своей книге «Психология музыкальных способностей» Б. М. Теплов пишет, что «…содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения, и что основным признаком музыкальности является переживание музыки, при котором постигается её содержание. Поскольку музыкальное переживание эмоционально по своему характеру, главным признаком музыкальности является способность эмоционально откликаться на музыку. Эмоциональная отзывчивость на музыку – это способность погружаться в её настроение, способность прочувствовать, вжиться в музыкальный образ, это острота, глубина переживания, в процессе восприятия музыки» [4].

При выборе музыкального произведения для слушания, следует придерживаться следующим правилам, согласно методу моделирования:

 эмоциональность, чувственность музыки;

 яркость, насыщенность музыкального образа и музыкального повествования;

 богатство оттенков музыкальных интонаций;

 подготовленность ребёнка к конкретному эмоциональному переживанию;

 непривязанность произведения к тексту;

 наличие солирующего инструмента, подчёркивающего выразительность мелодического рисунка;

 художественная выразительность исполнения;

 качество записи музыки;

 длительность звучания музыкального произведения;

Пьесы для детей первой и второй младших групп должны иметь один музыкальный образ: «Кошечка», «Медведь, «Птичка», который передаётся соответствующими средствами музыкальной выразительности и сразу же обращать внимание детей, побуждать их к высказываниям. Они им понятны детям, через них, дети получают свои первые музыкальные впечатления. В старшем возрасте, при наличии определённого слушательского опыта, ребёнок готов к восприятию более сложных музыкальных произведений, где 2-3 музыкальных образа даются в сравнении. Например, «Клоуны» Д. Кабалевского, где блестяще показаны два контрастных образа. Дети без труда определяют средства музыкальной выразительности, а вот рассказать о них могут с большим трудом. Характеристика музыкально-образного содержания музыкального произведения наиболее слабое место в слушании музыки дошкольниками [2]. Сама природа музыкального искусства располагает не к бытовой, а к образной речи: эпитеты, сравнения, метафоры.

В своей работе, мы активно используем словарь, характеризующий эмоционально – образное содержание музыки, который составила и предложила выдающийся педагог О. П. Радынова. На занятиях по развитию речи в свободной деятельности детей воспитатели используют этот словарь для пополнения и обогащения словарного запаса детей. Всегда обращать внимание на музыкальную интонацию в мелодическом рисунке, какая она? Интонации вопросительная, утвердительная, шутливая, ласковая, жалобная, просящая – ключ к пониманию музыкального образа. И чем точнее это услышит и осознает ребёнок, тем красочнее будет его рассказ, рисунок, руки более пластично передадут движение музыки, подчеркнут кульминацию в музыке. Здесь важно отметить, что дети лучше воспринимают музыкальные произведения, исполненные вживую на инструменте. Звуковые колебания струн лучше воспринимаются ребёнком, т.к. любая, самая лучшая запись, искажает звучание, также дети любят видеть картинку исполнения, как красиво бегают, летают руки музыканта. Здесь устанавливается эмоциональный контакт: исполнитель, музыка и слушатель [3]. Также, при живом исполнении можно остановиться, показать, подчеркнуть тему первого образа, затем второго, заострить внимание на определённом моменте, где слышится вопрос, а затем – ответ в музыкальной интонации. Здесь особенно важна выразительность исполнения педагогом, его отношение к музыке, высказанное в ярком, образном слове. В своих работах известный музыковед – психолог Готсдинер А. Л. отмечал, что: «Именно чувствование музыки наполняет музыкальные представления детей ощущением осязаемости звучания, видением работающего механизма, пульсированием, предугадыванием податливости и твёрдости, упругости и вязкости» [1]. Следовательно: чем лучше прочувствует ребёнок музыкальное произведение, тем больше шансов будет осознать его содержание и выразить в своём творчестве.

Технология практической реализации метода включает следующую последовательность действий ребёнка:

 осознание замысла и содержания музыкального образа;

 разработку логики развития сюжета и музыкального образа;

 выбор средств и приёмов воплощения музыкального образа (голосом, в пластике движения, на музыкальном инструменте, в полихудожественной деятельности);

 придание законченности продукту творчества, оформление результата.

Моделирование динамики музыкального произведения, темпа, звуковысотных отношений, используемых в реализации метода, облегчают видение, слышание, а, следовательно, восприятие и осознание музыкального произведения.

Метод создания композиций предусматривает объединение разных форм общения ребёнка с музыкой при исполнении одного музыкального произведения. В качестве форм общения ребёнка с музыкой могут выступать:

 вокализация музыки;

 отражение её в рисунке;

 воплощение музыки в пластике движений;

 отражение музыки в оркестровой импровизации;

 театрализации и художественном слове.

Метод пластического интонирования направлен на передачу интонаций музыкального образа в пластике движения. Эффективный приём, который всегда успешно применяется на практике, – «свободное дирижирование» в процессе слушания музыки, позволяет сидя на стульчиках почувствовать настроение музыки и передать в пластике рук, тише – громче, волнение нарастает и затухает и т. д. и является переходным к более сложным двигательным композициям. Работу по моделированию я провожу в тесном сотрудничестве с педагогами: воспитателями, руководителем изостудии, что способствует получению наиболее плодотворных и интересных результатов, которые мы оформляем в виде выставок детских работ. При проведении тематического развлечения «Осенние размышления», дети создали двигательную композицию на тему «Танец осенних листьев» на музыку Ф. Шопена «Этюд фа минор. Соч. 25». Виртуозное кружение, россыпь мелких звуков, вызвали у детей ассоциации с порывами ветра и полётом сверкающих, разноцветных листьев. Дети читали стихи о красоте осени, а затем показали свой танец, свободное движение под музыку. После завершения танца, я предложила передать своё настроение в цвете. Дети создали коллективную работу «Танец осенних листьев». Для этого мы создали предметно-развивающую среду в музыкальном зале, где на стеллажах есть всё необходимое для творчества детей: наборы кистей, стаканчики для воды, бумага. В данной технологии кроется огромное поле для взаимодействия воспитателей и специалистов. С использованием данного метода у детей развиваются всесторонние способности, что необходимо для развития современной гармоничной личности.

Литература:

  1. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. – М.: 1993.
  2. Дубровская Е. А. Ступеньки музыкального развития. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Радынова О. П. Слушаем музыку. – М.: Просвещение, 1990. – 160с.
  4. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М.: 1947.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкального произведения, музыкального образа, восприятие музыки, детей дошкольного возраста, музыкального развития, метода моделирования музыкального, содержания музыкального, слушании музыки, Формирование музыкального мышления, пониманию музыкального образа, форм общения ребёнка, содержания музыкального образа, воплощения музыкального образа, «Танец осенних листьев», интонаций музыкального образа, содержания музыкального произведения, выборе музыкального произведения, основе музыкального опыта, осознание музыкального произведения, понимании музыкального материала.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос