Библиографическое описание:

Моисеева Т. Ю. Музыка как средство воспитания экологической культуры дошкольников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 56-59. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3296/ (дата обращения: 12.12.2017).

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Более двадцати парциальных программ посвящено этой проблеме.

В своё время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из основных условий построения воспитательно-образовательного процесса является интеграция образовательных областей, которая дает возможность избежать мозаичности восприятия, способствует воссозданию целостной картины мира. Например, давая детям полное представление о животных, педагог знакомит их с образом жизни, ролью животных в жизни человека, а во время организации музыкально-художественной, продуктивной деятельности и чтения — с образами животных в произведениях писателей, поэтов, народного фольклора, а также с передачей этих образов в творчестве композиторов, художников.

Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Посредством музыки воспитываются положительные качества личности, доброе отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость. Одним словом, музыка оказывает огромное влияние на формирование основ общей культуры человека.

Я — человек эмоциональный, творческий, всегда чувствовала связь природы и музыки. Поэтому взяла за основу своей деятельности высказывание В. А. Сухомлинского о том, что если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать красоту мира возможно через музыку.

Я поставила перед собой цель: формирование у воспитанников экологической культуры (или иначе говоря, развитие у детей умения видеть красоту природы и формирование осознанно-правильного отношения к ней) посредством музыки. Для достижения данной цели мною решались следующие задачи:

  • Обогащать представления детей о природном мире;

  • Воспитывать осознанно-бережное отношение к природе;

  • Развивать у детей чувственное восприятие красоты природы и эмоциональную отзывчивость.

В своей работе я придерживаюсь следующих педагогических принципов:

  • системность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей;

  • сезонность.

Начала применять на практике разнообразные формы работы в данном направлении. Это различные типы образовательных мероприятий, праздников, развлечений.


Широко применяю в работе комплексный подход к организации непосредственной образовательной деятельности, включая продуктивную деятельность (рисование, лепку, аппликацию). Детям интересны экскурсии на свежем воздухе (например, «Подарки осени», «Встреча с апрельским ручейком», «Братишки-муравьишки» и др.), когда можно услышать шорох листьев, шум ветра, пение соловья, дружное чириканье воробьев, стук каблуков по асфальту, звон капели и т. д., понаблюдать за поведением жука, повадками домашних животных, птиц, и тут же послушать в аудиозаписи соответствующую музыку и обсудить, как композитор передал данный образ или явление природы с помощью музыкальных выразительных и изобразительных средств. Например, наблюдаем совместно с детьми за цирковой собачкой и слушаем пьесу Ф. Лемарка «Пудель и птичка»; рассматриваем гусеницу на листочке и слушаем «Две гусеницы разговаривают» Д. Жученко: наблюдаем за котенком и его мамой-кошкой и слушаем пьесу Б. Берлина «Сонный котенок»; прислушиваемся к звукам приближающейся грозы за окном и слушаем музыку «Гром и дождь» Т. Чудовой и др.

В программе музыкального воспитания «Ладушки» (авторы И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева), по которой я работаю, предлагается немало игровых моментов, сюрпризов в младшей, средней группах, в процессе которых дети встречаются с игрушками-зверятами, оказавшимися в затруднительном положении. Ребятишки с удовольствием помогают мышке спрятаться от злющего кота в ворохе бумаги, глупому птенчику найти среди множества птиц свою маму, показывают укутавшемуся «в сто одежек» зайчонку, как нужно греться зимой, объясняют собачке, что это за странный колючий зверь, о которого она уколола лапку, поют для своих новых друзей песни, танцуют, играют с ними.

Интегрированные, тематические, комплексные образовательные мероприятия — это творческое дело педагога, ведь их можно организовать по-разному, интересно. Они помогают развить у детей тонкое, чувственное, бережное отношение к миру природы.

Я думаю, что представления о природе, полученные в повседневной жизни, могут быть расширены, углублены, систематизированы не только во время организации познавательно-исследовательской деятельности, но и в процессе музыкально-художественной. При совместном восприятии музыки я широко применяю методы наглядности, такие как рассматривание иллюстраций, детских рисунков, фотоэтюдов, репродукций картин художников, а также найти путь к детскому сердцу помогает метод художественного слова, т. е. читаем с дошкольниками стихи современных детских поэтов, русских поэтов-классиков, обсуждаем созвучность поэтических строк данному музыкальному произведению.

Наглядность, поэтическое слово в совокупности с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых музыкальных образов, связанных с явлениями природы, ее сезонными изменениями, и обеспечивают успешный результат. Также в беседах со старшими дошкольниками предлагаю им не только высказать свои чувства, мысли, ощущения, возникшие под впечатлением услышанной музыки, но и придумать сюжет к ней. Нередко дошколята выражают свои музыкальные впечатления в рисунках. Мы периодически оформляем выставки детских творческих работ «Мы рисуем музыку», где помещаем рисунки, аппликации к полюбившимся детям музыкальным произведениям, песням.

Рисунки детей на музыку Т. Чудовой «Гром и дождь»


Познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные пластические этюды, музыкально-образные движения. Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, березка, склонившая веточки, хомячок, набивший зерном щечки, котенок, свернувшийся клубочком на коврике, и др.). Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкально-двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе. Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя, и т. д.).

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Пальчиковые игры, связанные по тематике с природой (например, «Гриб-грибок», «Паучок», «Апельсин» и др.), народные подвижные и хороводные игры («Васька-кот», «Ворон», «Репонька-репка» и мн.др.), а также музыкально-дидактические игры («Осьминожки», «Птица и птенчики», «В лесу» и мн.др.) помогают мне в решении задач не только музыкального плана (развитие звуко-высотного, тембрового слуха, чувства ритма), но и экологического направления.

Содействуя воспитанию экологической культуры дошкольников, я провела немало праздников, развлечений, досугов с детьми, а также совместно с их родителями. Это различные КВНы, турниры, конкурсы, посиделки, марафоны, театральные постановки (например, праздник «День Земли», «Весенние посиделки в клубе любителей природы», «Птицы — наши друзья», «Кто как от дождя спасается», «Как звери лесные к зиме готовились» и мн.др.)

По итогам диагностики дети стали более чуткими к природе, эмоционально отзывчивыми. Диагностика уровня сформированности представлений о природе показала положительную динамику; повысился уровень осознанно-бережного отношения к природе; дети стали более глубоко и осознанно воспринимать образы природы в музыке.

Уровни

Критерии

Осознанно-бережное отношение к природе

Представления

о природе

Восприятие образов природы в музыке

2009

2010

2011

2009

2010

2011

2009

2010

2011

высокий

0 %

9 %

13 %

17 %

23 %

29 %

30 %

34 %

46 %

средний

88 %

87 %

87 %

74 %

71 %

71 %

61 %

64 %

54 %

низкий

12 %

4 %

0 %

9 %

6 %

0 %

9 %

2 %

0 %


Литература:

  1. Булкин А. П. «В дружбе с людьми и природой»: — М: Просвещение,1991.

  2. Рыжова Н. А. «Экологическое воспитание в детском саду»: — М: «Карапуз»,2000.

  3. Шишкина В. А. «Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях: — М: ВООП,1998.


Основные термины (генерируются автоматически): экологической культуры дошкольников, средство воспитания, значение влиянию природы, красоту природы, образы живой природы, воспитания экологической культуры, звуков окружающей природы, природе родного края, связь природы, экологическому воспитанию детей, красоте природы, воспитанию экологической культуры, явление природы, явлениями природы, воспитанников экологической культуры, миру природы, образы природы, общей культуры человека, жизни природы, формирование осознанно-правильного отношения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос