Авторы: Малахова Ольга Олеговна, Самойлова Татьяна Викторовна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 26.04.2017

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Малахова О. О., Самойлова Т. В. Музыка как средство духовно-нравственного воспитания школьников [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 75-78. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12282/ (дата обращения: 15.12.2017).



Сегодня в нашем современном обществе существует проблема недостаточного использования музыкального воспитания при развитии нравственной, эстетической сферы, личности ребенка. Воспитывая у детей нравственные чувства, мы закладываем основу для формирования их нравственного сознания и регулирования нравственного поведения в будущем.

Одним из средств развития нравственного сознания детей является музыка. Музыка, как и любое искусство, выражает мировоззрение композитора и может быть сильным орудием, как добра, так и зла. Будучи одной из самых вдохновенных форм искусства, она своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звукосочетанием способна передать бесконечную гамму чувств и настроений. Сила музыки заключает в том, что минуя разум, она прямо проникает в душу в подсознание и создает настроение человека. Следовательно, её содержание, может вызвать в его душе самое благородные или, напротив, самые темные желания.

Считаю, что в сегодняшней реальности музыка как фактор воспитания используется современным обществом как антивоспитание. На сегодняшний день интенсивно развивается развлекательная индустрия, в которой музыка преподносится как фон, реклама или развлечение для широких масс не только взрослых, но и для подрастающего поколения. Поэтому существует определенная пассивная позиция у родителей и педагогов и недооценка музыки, как искусства, которое действует при становлении личности детей. В результате теряется громадный потенциал музыки в нравственном подъеме детей, в желании постичь истинную художественность и ценность искусства.

В педагогике и психологии накоплен большой опыт исследовательских работ об интересах, потребностях и психолого-педагогических механизмах формирования личности. Это фундаментальные научные труды Л. С. Выгодского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова. Их работы доказывают, что, во-первых, если музыкальные способности не сформированы в раннем детстве, то очень трудно, а иногда и невозможно, в дальнейшем восполнить этот пробел в воспитании ребенка. Во-вторых, музыкально развитие личности ребенка протекает по внутренним законам жизни, но подчиняется воздействию извне, то есть музыкальное воспитание детей, как педагогический процесс охватывает внутренние процессы и внешние влияния в их единстве.

Академики И. П. Павлов и В. М. Бехтерев доказали, что центральная нервная система по-разному реагирует на различную музыку. “Раздражение подкорки, вызванное звучанием музыки, передается в кору головного мозга, пробуждая воспоминания о прошлом опыте — печальные или радостные, в зависимости от характера музыки” [4,с.24–25].

Дети, растущие в условиях эмоциональной неудовлетворенности, связанной с дефицитом человеческого внимания, заботой и любви, в большинстве случаев развиваются ущербно. Здесь имеет место состояние постоянного напряжения, незащищенность, повышенный уровень тревожности и ожидания возможной опасности. Поэтому на этой почве легко возникают вторичные поведенческие отклонения, низкое нравственное ориентирование детей, их социальная беспомощность, не эффективные способы поведения, нарушения учебной, игровой и трудовой видов деятельности.

Музыкальная культура развивает такие нравственные чувства, как любовь к людям, совесть, благоговение перед святыней. Будучи сильным средством эмоционального воздействия, она способна пробудить в душе ребенка даже чувство стыда и желание исправиться, стремление пожалеть, совершить доброе дело, учиться быть внимательным к людям и окружающему миру, то есть ориентировать не на потребление, а на желание служения людям и окружающему миру, а это служит явным сигналом начала пробуждения самосознания.

Нарушение высших психических функция у детей с ОВЗ носят распространенный характер, и определяет необходимость разработок действенных коррекционно-развивающий технологий, нормализирующих нарушенные функции, представляющих возможность для педагогов по выявления эффективности музыкально образовательного процесса. В материалах отечественных психолого-педагогических исследований сравнительно мало представлены результаты музыкального воспитания детей с интеллектуальными нарушениями и задержками психического развития. А ведь музыка играет важнейшую роль в коррекции и компенсации нарушенного психического и эмоционального развития у детей с ОВЗ и другими отклонениями психики. Доказано, что в процессе музыкального обучения и воспитания наблюдается динамика развития интеллекта, обогащения активной речи, улучшается мышление. Музыкальная деятельность с детьми ОВЗ способна развивать детскую самостоятельность, позволяет ослабить постоянный контроль со стороны учителя, когда правильно подобраны музыкальные произведения, пробуждается скрытые потенциальные возможности, активизируются защитные силы организма, имеется готовность детей к совершению морально-нравственных поступков, вызываются эмоциональные переживания определенной силы, улучшается самочувствие и укрепляется здоровье. Музыка — искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека. Именно поэтому она играет огромную роль в формировании нравственных представлений детей. Возможность формирования нравственных представлений детей средствами музыки объясняется нравственной сущностью музыкального искусства, которая выражается в преобразовании, познании, оценке, общении. Слушая то или иное музыкальное произведение, ребенок проникается тем настроением, той эмоцией, которую хотел передать композитор, и, соответственно, это настроение отражается на его повседневной жизни.

Восприятие музыки — это вид музыкальной деятельности младших школьников с умственной отсталостью, организуемый музыкальным педагогом, предполагающий не созерцание, а активную деятельность, где сначала происходит накопление музыкальных впечатлений, затем их дифференциация и только после этого — формирование оценочного отношения к услышанной музыке. Это очень сложная работа, так как она связана с тонкими переживаниями ребенка, с умением сопоставлять образы окружающей действительности с музыкальными образами. Вопрос о влиянии восприятия музыки на личность умственно отсталого ребенка давно привлекает внимание дефектологов. Умственно отсталые дети младшего школьного возраста живо реагируют на музыкальное звучание. Дети с умственной отсталостью являются особой категорией, в работе с которыми музыка является не только одним из способов профилактики и коррекции отклонений в развитии, но и используется как средство их нравственного развития и формирования нравственных представлений. Регулярные коллективные занятия по слушанию музыки дисциплинируют и сплачивают детей, воспитывают организованность...

Таким образом, можно заключить, что регулятивная функция музыки при прослушивании детьми с ОВЗ осуществляется в ходе следующих психических процессов:

1) образуются музыкальные представления, включающие запас сведений музыкального и жизненного содержания, поэтому развеивается мыслительная деятельность внимание, сосредоточенность, память;

2) развивается эмоциональная сфера, формируются эстетические чувства, отзывчивость на музыку, воспитываются такие качества личности, как доброта, сочувствие, любовь;

3) улучшается положительная мотивация поведения, сознательная саморегуляция учебной деятельности

4) снижается степень тревожности за счет подходящего психологического климата

5) на учебном процессе в начальной школе;

6) развиваются творческие возможности;

7) формируется толерантность и подготовленность взять в толк и взять культуру носителей иной культуры;

8) формируются высоконравственные позиции, эстетические интересы. [3,с.7–8]

В традиционных по средствам музыкальной выразительности произведениях можно выделить следующие закономерности, которые следует учитывать при восприятии музыки для понимания заложенных в ней эмоций:

‒ Медленный темп+минорная окраска звучания в обобщенном виде моделируют эмоцию печали и передают настроения грусти, уныния, скорби, сожаления об ушедшем прекрасном прошлом;

‒ Медленный темп+мажорная окраска моделируют эмоциональные состояния покоя, расслабленности, удовлетворенности. Характер музыкального произведения в этом случае будет созерцательным, уравновешенным, умиротворенным;

‒ Быстрый темп+минорная окраска в обобщенном виде моделируют эмоцию гнева. Характер музыки в этом случае будет напряженно-драматическим, взволнованным, страстным, героическим;

‒ Быстрый темп+мажорная окраска моделируют эмоцию радости. Характер музыки жизнеутверждающий, оптимистический, веселый, радостный, ликующий. [1,с.16]

Развивающий потенциал музыки зависит от того, какая конкретно музыка употребляется преподавателем и каким образом исполняется процесс ее восприятия ребенком. Хорошими аспектами к отбору музыкальных произведений, развивающих эмоциональную чуткость к музыке, будут:

‒ яркость, насыщенность музыкального вида и музыкального повествования, очень интересная малыша, вызывающая у него энтузиазм;

‒ богатство эмоционально переживаемых цветов музыкальной интонации;

‒ педагогическая разработка развития эмоциональной сочувственности

‒ подготовленность ребёнка к конкретному эмоциональному переживанию в музыке (присутствие эксперимента переживания конкретного эмоционального состояния ребенком в жизни);

‒ инструментальные творения, как верховодило, не связанные с текстом и с буквально определённым сюжетом музыкального повествования;

‒ особое хитросплетение средств музыкальной выразительности: мелодия, лад, темп и ритм, выкройка музыкального творения и др.;

‒ наличие солирующего прибора (фортепиано, скрипка, рожок, окарина, гобой, хоть какой иной аппарат), выделяющего четкость мелодии музыкального творения;

‒ музыкальная драматургия творения сочиняет ныряние в одно эмоциональное положение, его цвета (такие жанры, как этюд, прелюдия, инструментальные пьесы 18 века, инновационные эстрадные композиции);

‒ произведения с многократной повторяемостью мелодии (в этом случае у малыша возникает вероятность наиболее буквально найти эмоциональное положение вида;

‒ длительность звучания музыкального творения (по 7, время от времени 10 минут); художественность выполнения музыкального творения учителем музыки [2, с.22–24]

. Эмоциональная чуткость детей имеет место быть в легкости, с которой выразительные составляющие звучания передают надлежащие треволнения. Эмоционально-познавательная роль музыки теснейшим образом связана с эмоционально-выразительными исполнительскими движениями. С поддержкой исполнительских движений и в процессе их освоения. Мы определили, что конструкция эмоциональной культуры, подключает такие элементы: эмоциональная чуткость, эмоциональная саморегуляция, сопереживание, направление личности на свои треволнения. Нравственное воспитание детей с ОВЗ отлично от нравственного воспитания детей, развивающихся нормально, поскольку требует выбора специальных форм, методов и средств в организации этого процесса.

Особенности процесса нравственного воспитания младших школьников с ОВЗ изучали А. В. Рожков, Н. А. Высотская, которые выявили, что нравственное воспитание включает в себя внешние педагогические воздействия, деятельность школьника и внутренние факторы развития личности. И. Н. Ягодина, В. Н. Серов отмечали, что нравственное воспитание в начальных классах носит ярко выраженный обучающий характер, но оно может быть успешным лишь при обеспечении единства и единовременности формирования нравственных знаний, мотивов и опыта поведения. При этом опыт поведения самих детей является не только результатом применения нравственных знаний, но и их источником.

Литература:

  1. Айдарбекова А. А. Музыкальное воспитание как одна из форм коррекционной работы с умственно отсталыми младшими школьниками: Атореф. дис.канд. пед. наук. М., 1989. 16с.
  2. Евтушенко И. В. Музыка и пение “Программа подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида”. 8-е издание. М., 2013. С.22–24
  3. Евтушенко И. В. “Использование регулятивной функции музыки в воспитании детей с легкой умственной отсталостью”. Журнал “Современные проблемы науки и образования”, № 6/2013
  4. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М.:ВЛАДОС, 2000
  5. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкального воспитания, музыкального творения, нравственных представлений детей, формирования нравственных, формирования нравственных представлений, музыкального воспитания детей, умственной отсталостью, музыкального повествования, воспитание детей, использования музыкального воспитания, нравственного воспитания детей, нравственного сознания детей, Характер музыки, потенциал музыки, личности ребенка, звучания музыкального творения, детей средствами музыки, Основы музыкального воспитания, мелодии музыкального творения, выкройка музыкального творения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос