Особенности восприятия эмоционального содержания музыки взрослыми людьми и детьми дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (235) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 10.12.2018

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Григор Я. А. Особенности восприятия эмоционального содержания музыки взрослыми людьми и детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №49. — С. 225-228. — URL https://moluch.ru/archive/235/54621/ (дата обращения: 18.09.2019).



В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования, направленного на выявление специфики эмоционального восприятия музыки взрослыми людьми и детьми дошкольного возраста. В работе были применены проективные методики, связанные с выбором цветовых карточек и фотографий, характеризующих базовые эмоции. Полученные данные свидетельствуют об отличиях между выборами взрослой и детской выборок, в особенности при прослушивании музыкальных произведений, соотнесенных профессиональными музыкантами с эмоцией «радости» и с эмоцией «злости».

Ключевые слова: восприятие музыки, эмоциональный компонент, базовые эмоции, цвет, дошкольники.

Восприятие музыки, как и восприятие искусства в целом, в первую очередь отличается спецификой воспринимаемого объекта и, во-вторых, особым значением эмоциональной составляющей данного процесса. Многие отечественные исследователи указывали на единство аффективного и интеллектуального (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов и др.) [2, С. 19]. Можно сказать, что мы познаем музыку посредством эмоций и чувств, но в то же время наши эмоции усиливаются при ее восприятии. Б. М. Теплов в связи с этим предложил термин «музыкальное переживание», в котором слуховое восприятие и чувство музыки представлены как единое целое. Выделение компонентов в восприятии музыки, на которые мы будем опираться в данной работе, является условным, поскольку каждый из них тесно взаимосвязан друг с другом. Так, Б. М. Тепловым рассматривались слуховой и эмоциональный компоненты, первый из которых представлял собой слуховую дифференциацию, тонкость и точность восприятия музыкальной структуры, а второй — понимание эмоционального содержания музыки. В дальнейшем к двум указанным был добавлен третий компонент — содержательно-смысловой, являющийся своеобразным выражением жизненной действительности субъекта [3, С. 17].

Целью нашего исследования является выявление особенностей восприятия эмоционального содержания музыки взрослыми и детьми. Полученные результаты будут применяться в дальнейшей работе, направленной на изучение специфики музыкального восприятия непосредственно в детской выборке — между детьми с сохранным и нарушенным слухом. Рассматриваемый в данной работе аспект исследования позволит нам выявить, насколько отлично или сходно эмоциональное восприятие музыкальных произведений в зависимости от возраста испытуемых.

В настоящее время строго стандартизированных методик, направленных на изучение восприятия музыки, не существует, особенно когда испытуемыми выступают дети, поэтому наиболее оптимальный и увлекательный для самих испытуемых вариант работы представляют проективные методики. Мы остановили свой выбор на использовании четырех цветовых карточек М. Люшера (основные цвета) и эмоциональных фотографий (стимульный материал методики «Эмоциональная идентификация», Е. И. Изотова) при прослушивании музыкальных произведений.

В исследовании использовались следующие музыкальные композиции, отобранные нами на основании теоретического анализа эмпирических исследований, которые касались изучаемого нами вопроса (В. И. Петрушин, 1988; М. В. Субота, 2014):

1) «Неаполитанская песенка» (П. И. Чайковский);

2) «Осенняя песня» (П. И. Чайковский);

3) «Скерцо № 1» (Ф. Шопен);

4) «Лебедь» (К.Сен-Санс).

Выбранные композиции отличаются друг от друга музыкальным ладом (мажорный и минорный), а также темпом и выразительными характеристиками исполнения. Для соблюдения чистоты эксперимента солирующим инструментом на каждой из звукозаписей являлось фортепиано. Также стоит добавить, что испытуемым предъявлялись лишь фрагменты произведений продолжительностью 30–40 секунд.

Процедура исследования заключалась в последовательном прослушивании четырех композиций и выборе для каждой из них цветовой карточки (основные цвета: красный, желтый, синий и зеленый) и эмоциональной фотографии (базовые эмоции: радость, грусть, злость, страх и спокойствие).

Выборку исследования составили три группы испытуемых — музыкальные эксперты (6 человек); взрослые люди, не имеющие музыкального образования и не занимающиеся музыкой (16 человек); дети дошкольного возраста (16 человек). Таким образом, общая численность выборки составляет 38 человек. Более подробное описание групп участников представлено в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика выборки исследования

Группа №1

Музыканты

Группа №2

Взрослые люди

Группа №3

Дошкольники

База исследования

МАДОУ «Детский сад № 396», а также музыкальн. студии и коллективы г. Перми

Выбор испытуемых происходил случайн. образом

МАДОУ «Детский сад № 396» (г.Пермь)

Численность группы

6 человек

16 человек

16 человек

Возраст участников

От 20 до 55 лет

(ср. возраст 28,8)

От 23 до 52 лет

(ср. возраст 27,1)

От 5 до 6 лет

(ср. возраст 6,1)

В итоге в трех группах участников с большей или меньшей степенью согласованности выделились основные цвета и фотографии, связанные с каждым из музыкальных произведений. Общие данные представлены в таблице № 2.

Таблица 2

Сводная таблица результатов исследования

Группа

Музыка

Цвет

Согласов-ть выбора

Эмоция

Согласов-ть выбора

Музыканты

1

«Неаполит. песенка»

Желтый

67 %

Радость

100 %

2

«Осенняя песня»

Синий

83 %

Грусть

100 %

3

«Скерцо № 1»

Красный

83 %

Злость

83 %

4

«Лебедь»

Зеленый

67 %

Спокойствие

83 %

Взрослые (не музыканты)

1

«Неаполит. песенка»

Желтый

71 %

Радость

87 %

2

«Осенняя песня»

Синий

81 %

Грусть

91 %

3

«Скерцо № 1»

Красный

75 %

Злость

79 %

4

«Лебедь»

Зеленый

56 %

Спокойствие

62 %

Дошкольники

1

«Неаполит. песенка»

Красный

63 %

Радость

56 %

2

«Осенняя песня»

Синий

75 %

Грусть

69 %

3

«Скерцо № 1»

Синий

69 %

Злость

69 %

4

«Лебедь»

Зеленый

44 %

Спокойствие

38 %

Во-первых, отметим, что наиболее согласованными являются ответы музыкальных экспертов, что, с одной стороны, может быть связано с немногочисленностью выборки, с другой — с их умением определять объективные характеристики музыки, отвечающие за выражение того или иного эмоционального состояния (лад, темп, громкость и т. д.). Во-вторых, достаточно большая степень согласованности выделена во всей взрослой выборке в целом, т. е. как в группе музыкантов, так и в группе тех, кто музыкой не занимается. Можно предположить, что определение основного настроения музыки не зависит исключительно от музыкальных знаний и способностей слушателей. В-третьих, мы видим, что ответы детей менее согласованы, чем ответы взрослых, и также отличаются от их выбора по первому («Неаполитанская песенка») и третьему («Скерцо № 1») произведениям. Подобные различия могут указывать на особенности детского восприятия музыки, которые мы постараемся уточнить в дальнейшем. Наконец, в-четвертых, три группы испытуемых подобрали аналогичные эмоции для всех музыкальных произведений, что вновь указывает на то, что для определения основного настроения музыки специальные музыкальные знания могут не требоваться.

Для более детального анализа результатов обратимся к теории М. Люшера, согласно которой каждому из четырех основных цветов он давал свою характеристику в зависимости от оказываемого ими влияния на организм человека. Так, красный и желтый цвета считаются вариабельными, а синий и зеленый константными, в это же время желтый и синий — рецептивные цвета и, наконец, красный и зеленый — директивные. Рецептивные цвета соответствуют пассивным состояниям, директивные, напротив, активным; вариабельные характеризуют непостоянство, а константные — стабильность [1].

Получается, что дети соотносили «Неаполитанскую песенку» с радостью и красным цветом, в то время как взрослые — с радостью и желтым цветом. Пояснить выявленные различия можно тем, что детям, как отмечают Е. Н. Федорович и Е. В. Тихонова, свойственна большая эмоциональная отзывчивость на музыку [4, С. 57]. К тому же, индивидуальная беседа с каждым из детей позволила уточнить, что радостная музыка нравится детям гораздо больше, чем остальные произведения. Возможно, именно поэтому она вызывает у них больше возбуждения и энергии (желание петь, танцевать, двигаться), чем у взрослых, для которых данная музыка не содержит какого-либо призыва к активности.

Подобную активность и энергию у взрослых вызывала агрессивная музыка, характеризующаяся резкими скачками и акцентированной игрой, в то время как у детей такая музыка связывалась преимущественно с синим цветом. При этом стоит отметить, что данную музыку дети, как и взрослые, называли «злой». Выбор синего цвета, связанный по теории М. Люшера со спокойствием и умиротворенностью, кажется, в данном случае довольно противоречивым. В связи с этим нами была выдвинута гипотеза о том, что выбор детей основывался на их более негативном отношении к прослушанной композиции и, соответственно, выборе наиболее темной картинки из четырех предложенных. Однако данное предположение требует дальнейшего уточнения.

Зеленый цвет, характеристиками которого являются стабильность и уверенность, все группы испытуемых соотносили с эмоцией спокойствия и произведением «Лебедь» (К. Сен-Санс), исполняемым в мажорном ладе и медленном темпе. Синий, в свою очередь, ассоциировался с грустью и «Осенней песней» (П. И. Чайковский) — минорной и медленной композицией. Подобный выбор соответствует результатам, полученным в исследовании В. И. Петрушина (1988).

Таким образом, в рамках организованной работы нам удалось выявить некоторые отличия между восприятием эмоционального содержания музыки взрослыми людьми и детьми дошкольного возраста, что указывает на влияние возрастных особенностей на данный процесс.

Литература:

  1. Люшер, М. Видеодоклад «Цветовая психодиагностика» [Электронный ресурс]: Профессиональное интернет-издание «Психологическая газета». — Режим доступа: https://psy.su/feed/4949/ свободный. — 2015.
  2. Пономарева, Е. В. Развитие музыкального восприятия слабослышащих школьников начальных классов: диссертация... к. п. н.: 13.00.03 / Е. В. Пономарева. — СПб., 2004. — 208 с.
  3. Сабадош П. А. Уровни восприятия музыки: субъективно-семантический анализ: диссертация... к. пс. н.: 19.00.01 / П. А. Сабадош. — Москва, 2008. — 129 с.
  4. Федорович, Е. Н. Основы музыкальной психологии. Учебное пособие / Е. Н. Федорович, Е. В. Тихонова. — 2-ое издание. — М.: Директ-медиа, 2014. — 279с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Чайковский, дошкольный возраст, цвет, произведение, выбор, взрослый, группа испытуемых, восприятие музыки, эмоциональное содержание музыки.


Похожие статьи

Развитие музыкальности у дошкольников посредством...

Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды

Восприятие музыки — ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных

Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером...

Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка...

В целом восприятие музыки представляет для дошкольников большую трудность, что связано, с одной стороны, со спецификой музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями дошкольника. Детям-дошкольникам с неустойчивым...

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности...

Способность соотносить эмоциональное содержание музыки с эмоциональной выразительностью цвета проявляется учащимися в отображении художественного образа музыкального произведения при выражении в рисунке своих цветоощущений.

Художественное слово как средство восприятия музыкального...

Музыка — уникальный вид искусства, воздействующий на всестороннее развитие личности ребенка

Глубина и тонкость восприятия музыки зависит от ясного и богатого образа.

Короткий образный рассказ используется перед слушанием музыкального произведения и...

Роль музыки в психическом развитии дошкольника

Одна из главных задач музыкального воспитания дошкольников — развитие эмоциональной отзывчивости, воспитание интереса, любви к музыке. Задача эта связана с проблемой развития музыкального восприятия детей.

Основы развития музыкального восприятия детей старшего...

Эстетическое восприятие музыки всегда эмоционально. Всем хорошо известна способность музыки воздействовать на эмоциональную сферу человека. Дети дошкольного возраста уже прекрасно чувствуют и понимают, что разные музыкальные лады по-особому влияют на...

Музыка как средство эстетического воспитания детей...

музыкальное восприятие, музыкальное произведение, музыкальный образ, старший дошкольный возраст, восприятие музыки

Содержание художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста определено документами в области дошкольного...

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного...

В статье рассматривается проблема развития осознанного восприятия музыки у детей дошкольного возраста. Представлен практический опыт развития осознанного восприятия музыки с применением метода моделирования музыкального произведения.

Формирование экологического сознания через восприятие...

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение, детский сад

музыкальное восприятие, музыкальное произведение, музыкальный образ, старший дошкольный возраст, восприятие музыки...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки...

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением.

Похожие статьи

Развитие музыкальности у дошкольников посредством...

Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды

Восприятие музыки — ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных

Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером...

Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка...

В целом восприятие музыки представляет для дошкольников большую трудность, что связано, с одной стороны, со спецификой музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями дошкольника. Детям-дошкольникам с неустойчивым...

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности...

Способность соотносить эмоциональное содержание музыки с эмоциональной выразительностью цвета проявляется учащимися в отображении художественного образа музыкального произведения при выражении в рисунке своих цветоощущений.

Художественное слово как средство восприятия музыкального...

Музыка — уникальный вид искусства, воздействующий на всестороннее развитие личности ребенка

Глубина и тонкость восприятия музыки зависит от ясного и богатого образа.

Короткий образный рассказ используется перед слушанием музыкального произведения и...

Роль музыки в психическом развитии дошкольника

Одна из главных задач музыкального воспитания дошкольников — развитие эмоциональной отзывчивости, воспитание интереса, любви к музыке. Задача эта связана с проблемой развития музыкального восприятия детей.

Основы развития музыкального восприятия детей старшего...

Эстетическое восприятие музыки всегда эмоционально. Всем хорошо известна способность музыки воздействовать на эмоциональную сферу человека. Дети дошкольного возраста уже прекрасно чувствуют и понимают, что разные музыкальные лады по-особому влияют на...

Музыка как средство эстетического воспитания детей...

музыкальное восприятие, музыкальное произведение, музыкальный образ, старший дошкольный возраст, восприятие музыки

Содержание художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста определено документами в области дошкольного...

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного...

В статье рассматривается проблема развития осознанного восприятия музыки у детей дошкольного возраста. Представлен практический опыт развития осознанного восприятия музыки с применением метода моделирования музыкального произведения.

Формирование экологического сознания через восприятие...

восприятие музыки, музыка, ребенок, слушание музыки, музыкальный руководитель, процесс слушания, произведение, детский сад

музыкальное восприятие, музыкальное произведение, музыкальный образ, старший дошкольный возраст, восприятие музыки...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки...

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением.

Задать вопрос