Правовая охрана лесов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека: проблемы и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 14.12.2020

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Арсланов, Р. Р. Правовая охрана лесов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека: проблемы и перспективы / Р. Р. Арсланов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76614/ (дата обращения: 07.03.2021).



В статье автор анализирует законодательные основы охраны лесов от негативного воздействия человеческой деятельности и перспективы развития лесного законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: негативное воздействие, лесное хозяйство, охрана лесов, лесной надзор, незаконные рубки, загрязнение.

Лес как объект экологического правового регулирования имеет двойственное значение. С экономической точки зрения это важный ресурс, который служит источником сырья для производства различных пиломатериалов, бумаги, а также различных недревесных ресурсов (живицы, лекарственных трав, продуктов питания и т. д.). С экологической же точки зрения лес представляет собой часть природного комплекса, который является средой обитания множества биологических видов и регулятором кислородного баланса в природе [6, с. 301–302].

Российская Федерация по праву является одной из главных «лесных стран». Так, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций за 2020 год Россия занимает первое место в мире по площади лесов, аккумулируя 20 % от общемировой площади лесных насаждений или 815 миллионов гектаров [9]. При этом значительную долю этих лесов составляют так называемые малонарушенные леса, которые практически не затронуты деятельностью человека, что обуславливает их повышенную экологическую ценность. Угрожающей тенденцией в последние годы является то, что именно эти природные комплексы все сильнее разрушаются человеком в результате различных форм его деятельности. Так, согласно данным Всемирного фонда дикой природы (WWF) России за 2016–2017 год скорость утраты первозданных лесов из-за рубок и создания лесной инфраструктуры превысила отметку в 500000 гектаров за год, при этом большая ее часть приходится на противозаконную составляющую заготовок древесины [11]. Человеческая деятельность приводит к уничтожению богатых природных комплексов, утрата которых причиняет вред экологическим интересам общества (право каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны), установленные Конституцией РФ [1].

В целях обеспечения экологической безопасности и предотвращения негативных влияний на природу существуют такие правовые институты, как охрана лесов и лесной экологический надзор, одним из объектов которых является негативное воздействие человеческой деятельности на лес и лесные ресурсы. Эти институты в настоящее время активно развиваются в РФ. В данной работе автор предлагает рассмотреть перспективы развития охраны лесов и повышения качества лесного надзора в целях более полного понимания сущности и направленности современного российского лесного законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 50.7 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от различных видов негативного воздействия: пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и иного негативного воздействия; а также подлежат защите от вредных организмов и воспроизводству [3]. Охрана лесов включает в себя систему мер, реализация которых направлена на обеспечение рационального, неистощительного использования лесов, их воспроизводство с учетом экологического значения леса как природного объекта [6, 303]. К основным организационно-правовым методам осуществления охраны лесов можно отнести: государственный учет, ведение лесного кадастра, государственный мониторинг лесного фонда, нормирование и лицензирование в данной сфере деятельности, экологическую экспертизу, лесоразведение, лесовосстановление, разработку проектов освоения лесов, организацию предотвращения и тушения пожаров и т. д. [8, с. 343].

Осуществляют нормативные и организационные функции по охране лесов как органы исполнительной власти общей компетенции (Правительство РФ, которое издает нормативные акты в данной сфере), так и специальные органы: Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды), Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз), Министерство здравоохранения РФ (Минздрав), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и т. д. Важнейшим федеральным органом исполнительной власти в области охраны лесов можно считать Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях) [5].

При анализе норм Лесного Кодекса РФ, можно сделать вывод, что основными формами негативного воздействия человеческой деятельности на лесной фонд являются незаконные рубки. Так, научные сотрудники Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН Ю. Н. Гагарин, А. А. Добровольский, А. П. Смирнов предлагают поделить данный вид негативного воздействия на отдельные виды:

– незаконные рубки, осуществляемые гражданами для своих нужд (отопление, заготовка строительных материалов);

– незаконные рубки, осуществляемые гражданами с целью извлечения незаконного дохода (деятельность «черных лесорубов»);

– незаконные рубки при осуществлении разрешенного использования с превышением допустимого объема изъятия древесины, а также рубки по документам, имеющим коррупционные признаки. [7, с. 3–4];

Особую категорию негативного воздействия на леса составляют пожары, вызванные действиями людей, нарушающими законодательство о пожарной безопасности, а также загрязнение и иное негативное воздействие [3].

В соответствии со ст. 99 ЛК РФ за нарушения лесного законодательства предусмотрена уголовная, административная и иные формы ответственности [3]. Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ в зависимости от тяжести деяния и некоторых особенностей состава правонарушения устанавливают ответственность за незаконные рубки лесов, нарушение требований пожарной безопасности, уничтожение или повреждение лесных насаждений и т. д. [2] [4].

В настоящее время наибольшее внимание (на государственном уровне) уделяется борьбе с незаконными вырубками с целью выработки новых методов и средств контроля за заготовкой древесины и ее последующим оборотом. Так, на совещании Правительства РФ о развитии и декриминализации лесного комплекса с участием Президента РФ, прошедшем 30 сентября 2020 года были поставлены следующие задачи в целях декриминализации лесной отрасли:

– создание федеральной информационной системы лесного комплекса, включающей государственный лесной реестр по общим для всех субъектов РФ правилам, в которой должен производиться учет древесины и сделок с ней;

– распространение лесного надзора на транспортировку, хранение и переработку древесины;

– реформирование системы лесоустройства, разграничив полномочия федеральных, региональных и местных органов власти;

– обеспечение развития лесного хозяйства и промышленности посредством различных форм государственной поддержки и инвестиций в малый и средний бизнес, а также распространение на работников данной отрасли мер государственной поддержки. которые действуют для молодых специалистов в сельской местности. [10]

Подобный подход, безусловно, имеет позитивную направленность, которая может способствовать борьбе с преступностью в сфере лесного хозяйства.

Таким образом, в настоящее время противоправные действия человека при осуществлении бытовой, предпринимательской и производственной деятельности является одной из главных угроз российскому лесному фонду, который является одной из главных природных ценностей. В целях борьбы с незаконными рубками, загрязнением, поджогами и иными формами негативного воздействия на леса необходимо реформировать систему лесного управления, лесной охраны и надзора, что во многом было затронуто на вышеуказанном совещании Правительства РФ. Решение задач, поставленных на данном совещании Президентом РФ, имеет первостепенное значение для охраны и защиты лесов и должно способствовать преодолению негативных криминальных тенденции в сфере лесного хозяйства, что необходимо для рационального природопользования и охраны окружающей среды Российской Федерации.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 01.07.2020) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, (ред. 01.07.2020) N 31, ст. 4398.
  2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020) (с изм. От 16.10.2020) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
  3. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31. 07. 2020) // «Собрание законодательства РФ», 11.12.2006, N 50, ст. 5278.
  4. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
  5. Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 (ред. от 24.11.2020) «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» (вместе с «Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства») // «Собрание законодательства РФ», 04.10.2010, N 40, ст. 5068.
  6. Экологическое право: учебник / О. И. Крассов. — 4 изд., пересмотр. М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. — 528 с.
  7. Гагарин Ю. Н., Добровольский А. А., Смирнов А. П. Состояние и перспективы охраны лесов от незаконных рубок в Российской Федерации [Электронный ресурс] // «Вопросы лесной науки». 2019. № Т. 2, № 4. С. 3–4. URL: http://jfsi.ru/2–4–2019-gagarin_et_al/ (дата обращения: 06.12.2020).
  8. Максимова Е. А. Особенности государственной политики в области использования и охраны лесов в Российской Федерации // Изв. Сарат. ун.-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 341–345.
  9. Глобальная оценка лесных ресурсов 2020 года. [Электронный ресурс] // ФАО: [сайт]. URL: http://www.fao.org/forest-resources-assessment/2020/ru/ (дата обращения: 06.12.2020).
  10. Совещание о развитии и декриминализации лесного комплекса [Электронный ресурс] // Сайт президента России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/ (дата обращения: 7.12.2020).
  11. WWF: Из-за рубок Россия Теряет полмиллиона гектаров первозданных лесов в год. [Электронный ресурс] // WWF: [сайт]. URL: https://wwf.ru/resources/news/lesa/wwf-iz-za-rubok-rossiya-teryaet-polmilliona-gektarov-pervozdannykh-lesov-v-god/ (дата обращения: 06.12.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): негативное воздействие, лесное хозяйство, охрана лесов, человеческая деятельность, исполнительная власть, лесной надзор, Российская Федерация, рубка, РФ, государственная поддержка.


Ключевые слова

загрязнение, негативное воздействие, лесное хозяйство, охрана лесов, лесной надзор, незаконные рубки
Задать вопрос