Проблемы соблюдения лесного законодательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Педранова, И. А. Проблемы соблюдения лесного законодательства / И. А. Педранова, А. И. Рубахова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5.1 (139.1). — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39571/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматриваются основные проблемы соблюдения лесного законодательства в Российской Федерации, выявляются типичные нарушения и приводятся примеры из правоприменительной практики органов прокуратуры в субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова: лес, лесное законодательство, лесопользователь, правонарушение, соблюдение.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории [1]. Лес является важнейшим природным ресурсом, следовательно, ч. 1 ст. 9 Конституции РФ применима и к этому компоненту природной среды, который не только используется в промышленных целях, но и является средой обитания для представителей животного мира и средством удовлетворения потребностей человека, из чего следует большая значимость леса для наиболее полного функционирования человечества. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации [7, с. 240]. С конституционно-правовой точки зрения, очевидно, что лес может быть рассмотрен в качестве объекта законных интересов, обеспечивать потребности и нужды граждан [10, с. 254–264], при этом охрана леса составляет одну из основ российского конституционализма [6, с. 201]. С точки зрения административного права, лес может рассматриваться в качестве объекта государственного управления, в основе которого лежит государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни лиц, имеющих к нему принадлежность. [8, с. 37–38].

Очевидно, что лес, также может рассматриваться стратегическим условием обеспечения прогрессивного развития экономических отношений в благоприятной экологической среде. В данном случае, развитие есть процесс целесообразных, закономерных изменений, улучшающий качественную сторону (с возможными количественными изменениями) изменяемого объекта [9, с. 64–71].

В лесном кодексе РФ нет четкого определения понятию «лес», но нормативный акт отсылает к Постановлению Конституционного суда РФ, в котором говорится: «Лес — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства» [3].

Природные и социальные свойства леса, их правовое закрепление, позволяют рассматривать его в качестве правовой ценности [11, с. 56–66; 14, с. 95. — 102], кроме того, лес является неотъемлемой частью национальной российской агропромышленной системы [12, с. 85–91; 13, с. 138–144].

Говоря о проблемах соблюдения лесного законодательства, необходимо определиться, что понимается под термином «соблюдение». Соблюдение права — это одна из форм реализации права, предполагающая пассивное поведение субъектов права, воздержание от совершения действий, находящихся под правовыми запретами [5]. Соблюдение права неразрывно связано с соблюдением законодательства, так как два этих понятия соотносятся как целое и часть соответственно.

Рассматривая проблемы соблюдения лесного законодательства в РФ необходимо выяснить, какие же правонарушения являются типичными. Приведем несколько примеров из прокурорской практики.

Так, после проведения проверки прокуратурой района А было установлено, что лесопользователь (компания Б), желающий заключить договор аренды участка лесного фонда для реализации намеченных им задач, нарушил законодательство Российской Федерации и производил с помощью подрядной организации расчистку площадей и вырубку леса без разрешительной документации, то есть до момента заключения договора аренды с органом лесного хозяйства региона и предоставления проекта освоения лесов. Статья 58 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам [1], а в силу п. п. 1, 5 ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов [2].

В соответствии с п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» данное правонарушение образует состав уголовного деяния, предусмотренного ст. 260 УК [4]. Помимо указанного правонарушения в ходе проверки также был установлен факт халатного отношения к своим обязанностям, ненадлежащего выполнения функций по государственному лесному надзору должностными лицами органа лесного хозяйства региона, которые в соответствии со ст. ст. 19, 82–83 Лесного кодекса РФ обязаны осуществлять мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов на землях лесного фонда, находящихся в государственной собственности.

Следующий пример также подтверждает типичность вышеуказанного нами правонарушения. Так, прокуратурой района Н была проведена проверка по результатам космического мониторинга в период с октября 2015 года по январь 2016 года на территории лесничества С. Проверкой было установлено, что по результатам космомониторинга в лесничество С поступило 286 карточек дешифрирования, свидетельствующих о незаконных рубках древесины. Из них только по 42 карточкам в лесничестве установлены разрешительные документы на вырубку леса, а после обработки 6 карточек дешифрирования были возбуждены административные производства по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ в отношении арендаторов за нарушение условий договоров аренды. Согласно материалам проверки, общая площадь незаконной рубки лесных насаждений составила 833,22 га, объем вырубленной древесины — 99 588,9 м3, ущерб лесофонду — 355 604,52 тыс. руб., при этом площадь незаконной рубки в арендных лесах составила 462,4 га, объем вырубки — 61 113,75 м3, ущерб — 164 937, 42 тыс. га.

Указанные обстоятельства наглядно свидетельствуют о том, что должностными лицами лесничества и мастерами участков, в нарушение ст. 96 Лесного кодекса РФ, п.п. 2, 4, 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 № 394 и нормативных актов регионального уровня, функции по государственному лесному надзору реализуются ненадлежащим образом, что привело к массовым нарушениям закона, хищению лесных ресурсов, причинивших значительный материальный ущерб интересам государства и вред экологической системе в целом. При этом материалы проверки показывают, что указанные нарушения допускались практически в каждом участковом лесничестве на протяжении длительного времени, и меры к своевременному выявлению незаконных рубок деревьев и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности не принимались.

Рассмотрев примеры из прокурорской практики можно сделать вывод, что сложившейся ситуации способствовало ненадлежащее распределение должностных обязанностей между сотрудниками лесничества; неурегулированная организация архивного делопроизводства и работы по внесению сведений в государственный лесной реестр; отсутствие нормативных документов, регулирующих порядок, сроки хранения и уничтожения документов. Думается, что подобные пробелы в работе органов лесного хозяйства негативно влияют на выполнение ими возложенных задач по охране и использованию лесов.

Таким образом, проанализировав правоприменительную практику в одном из субъектов Российской Федерации, к числу типичных правонарушений можно отнести незаконную рубку лесных насаждений. Совершению подобных правонарушений способствует халатное отношение сотрудников надзорных органов в сфере лесного хозяйства к своим должностным обязанностям. Указанные обстоятельства влекут грубое нарушение интересов государства и общества в целом и противоречат целям и задачам государственной политики в области лесного хозяйства, направленной на обеспечение охраны, защиты, воспроизводства и рационального использования лесов. В связи с этим предлагается не только проводить профилактику правонарушений по наиболее типичным составам, но и ужесточить дисциплинарную ответственность для сотрудников надзорных органов лесного хозяйства за ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Также требуется усовершенствовать организацию работы в данных органах в целях наиболее эффективного выполнения возложенных на них функций и предотвращения нарушений лесного законодательства.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 31. — С. 4398.
  2. Лесной кодекс Российской Федерации: федер. закон от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2006. — № 50. — Ст. 5278.
  3. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июня 2015 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Заполярнефть» // Вестник Конституционного Суда РФ. — 2015. — № 4.
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» // Бюллетень Верховного суда РФ. — 2012. — № 12.
  5. Юрковский А. В., Евдокимов К. Н. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учеб. пособие. Иркутск, 2011. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  6. Юрковский, А. В. Конституционализм и политические системы в странах Северо-Восточной Азии: проблемы и перспективы: монография / А. В. Юрковский. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2013. — 231 с.
  7. Конституционное право: учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2015. — с. 240.
  8. Юрковский, А. В. Административное право: учебное пособие / А. В. Юрковский, К. Н. Евдокимов, В. М. Деревскова. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2012. — с. 37–38.
  9. Юрковский А. В., Чигвинцев И. А. Прикладное применение конструкта «развитие» в правовой материи стран Северо-Восточной Азии и Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ // Право и практика. 2016. № 2. С. 64–71.
  10. Юрковский А. В., Тугутова Д. А. Исследование правовой категории «интересы» во взаимосвязи с правовыми категории «нужда» и «потребность»: на примере Российской Федерации и государств Северо-Восточной Азии // Современная научная мысль. — 2016. — № 2. — с. 254–264.
  11. Юрковский А. В. Ценностные ориентиры в конституционном праве стран Северо-Восточной Азии // Проблемы права. — 2014. — № 4 (47). — с. 56–66.
  12. Юрковский А. В. Аграрная политика в конституционном праве государств Северо-Восточной Азии. // АПК: Экономика, управление. 2016. № 11. С. 85–91.
  13. Юрковский А. В. Конституционно-правовое регулирование аграрных отношений в государствах Северо-Восточной Азии // Успехи современной науки. — 2016. № 8 Том 3. — с. 138–144.
  14. Юрковский, А. В. Право как ценность и ценности в праве // Социология и право. — 2016. № 2 (32). — с. 95. — 102.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, лесное законодательство, лесное хозяйство, Лесной кодекс РФ, лес, незаконная рубка, окружающая среда, государственный лесной надзор, животный мир, лесной фонд.


Ключевые слова

правонарушение, лес, лесное законодательство, лесопользователь, соблюдение

Похожие статьи

Ключевые слова: лесной фонд, использование лесов, аренда...

лесное хозяйство, лесной фонд, сегодня, договор аренды, арендная плата, Лесной кодекс, законодательный уровень, лесная промышленность, лесное законодательство, лесной сектор.

Незаконная рубка лесных насаждений | Статья в журнале...

В 2015 году в России зарегистрировано 14192 преступления, предусмотренные ст. 260 Уголовного кодекса РФ [1], что на 4,3 % меньше, чем в предыдущем году, выявлено 6763 лица, их совершивших, что на 6 % меньше...

Особенности правового режима земель лесного фонда...

Земли лесного фонда по внутренней структуре очень разнообразны и имеют сложный правовой режим, характеризуются рядом особенностей.

Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ, при этом осуществление...

Глобальные пробелы в правовом регулировании особого режима...

лес, Лесной кодекс РФ, целевое назначение, часть, окружающая среда, заготовка древесины, РФ, лесное хозяйство, Федеральное агентство, рубка ухода.

Особенности землепользования в лесничествах

Лесной кодекс Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): участок, работа, лесной участок, РФ, Лесной кодекс, лесной фонд, земельный участок, лесной Кодекс РФ, антенная опора, проектная документация.

Проблемы применения сроков привлечения к административной...

Согласно Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды, лесное и административное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Проблематика заготовки древесины физическими лицами в рамках...

Согласно Лесному Кодексу Российской Федерации, правами на пользование лесными ресурсами обладают все граждане Российской Федерации, включая предпринимателей, юридических и физических лиц (гл. 1 ст. 4 Лесной Кодекс РФ) [1].

Проблемы лесного хозяйства в экономике РФ

Лесное хозяйство является крупной отраслью Российской экономики и хотя ее доля в ВВП с каждым годом все ниже, это не говорит о малой значимости отрасли для

Огромный ущерб, причем по всем функциям леса, наносят повсеместные незаконные рубки лесных насаждений.

Особенности формирования земельного участка на землях...

С 01 января 2007 года вступил в силу новый Лесной Кодекс РФ, в основу которого положена во многом новая концепция правового регулирования отношений лесопользования, в том числе в части использования земельных участков лесного фонда.

Похожие статьи

Ключевые слова: лесной фонд, использование лесов, аренда...

лесное хозяйство, лесной фонд, сегодня, договор аренды, арендная плата, Лесной кодекс, законодательный уровень, лесная промышленность, лесное законодательство, лесной сектор.

Незаконная рубка лесных насаждений | Статья в журнале...

В 2015 году в России зарегистрировано 14192 преступления, предусмотренные ст. 260 Уголовного кодекса РФ [1], что на 4,3 % меньше, чем в предыдущем году, выявлено 6763 лица, их совершивших, что на 6 % меньше...

Особенности правового режима земель лесного фонда...

Земли лесного фонда по внутренней структуре очень разнообразны и имеют сложный правовой режим, характеризуются рядом особенностей.

Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ, при этом осуществление...

Глобальные пробелы в правовом регулировании особого режима...

лес, Лесной кодекс РФ, целевое назначение, часть, окружающая среда, заготовка древесины, РФ, лесное хозяйство, Федеральное агентство, рубка ухода.

Особенности землепользования в лесничествах

Лесной кодекс Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): участок, работа, лесной участок, РФ, Лесной кодекс, лесной фонд, земельный участок, лесной Кодекс РФ, антенная опора, проектная документация.

Проблемы применения сроков привлечения к административной...

Согласно Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды, лесное и административное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Проблематика заготовки древесины физическими лицами в рамках...

Согласно Лесному Кодексу Российской Федерации, правами на пользование лесными ресурсами обладают все граждане Российской Федерации, включая предпринимателей, юридических и физических лиц (гл. 1 ст. 4 Лесной Кодекс РФ) [1].

Проблемы лесного хозяйства в экономике РФ

Лесное хозяйство является крупной отраслью Российской экономики и хотя ее доля в ВВП с каждым годом все ниже, это не говорит о малой значимости отрасли для

Огромный ущерб, причем по всем функциям леса, наносят повсеместные незаконные рубки лесных насаждений.

Особенности формирования земельного участка на землях...

С 01 января 2007 года вступил в силу новый Лесной Кодекс РФ, в основу которого положена во многом новая концепция правового регулирования отношений лесопользования, в том числе в части использования земельных участков лесного фонда.

Задать вопрос