Автор: Медведев Дмитрий Романович

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №28 (162) июль 2017 г.

Дата публикации: 17.07.2017

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Медведев Д. Р. Ответственность участников правоотношений при осуществлении своих полномочий в сфере использования земельных участков лесного фонда // Молодой ученый. — 2017. — №28. — С. 72-75.



В статье рассмотрены виды ответственности участников правоотношений при осуществлении своих полномочий в сфере использования земельных участков лесного фонда, а также проведён анализ нормативных актов, регулирующих такую ответственность.

Ключевые слова: материальная ответственность, юридическая ответственность, ответственность государства, лесной фонд

Термин «ответственность» можно определить как особую взаимосвязь между поступками человека (людей, институтов), намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом. Это определенный уровень негативных последствий для субъекта, наступающих в случае нарушения им установленных требований. По характеру санкций за совершаемые действия выделяют такие виды ответственности, как юридическая, материальная, моральная, политическая.

Юридическая ответственность — это мера государственного принуждения, возлагаемая на правонарушителя, в результате чего лицо обязано претерпеть лишения и неблагоприятные последствия личного, имущественного или организационного характера. Юридическая ответственность наступает только за совершенные правонарушения, т. е. виновного, противоправного, общественно-опасного деяния. Признаки правонарушения представляют собой не набор разрозненных черт, а определенную систему тесно взаимосвязанных между собой признаков, называемых составом правонарушения. [1]

В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ, «Основание возникновения гражданских прав и обязанностей», право на использование лесными участками возникает из следующих юридических фактов:

  1. Из актов государственных органов. Это право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;
  2. Из договоров. Это договоры аренды лесных участков, договоры безвозмездного пользования лесными участками;
  3. Из судебных решений. В случае признания недействительным акта органа государственной власти о прекращении права по использованию лесного участка;
  4. Из иных оснований, предусматриваемым лесным законодательством. К данным основаниям относятся правопреемство юридического лица при реорганизации, перенаем, субаренда, продажа заложенного права аренды.

Содержание правоотношений по использованию лесов выражается во взаимных правах и обязанностях лица, использующего лесной участок, и другой стороны — государственного органа исполнительной власти субъекта РФ в области лесного хозяйства. [1]

Глава 13 Лесного кодекса РФ устанавливает ответственность за нарушение лесного законодательства. Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 100 Лесного кодекса говорит о том, что возмещение вреда лицами, причинившими вред лесам, осуществляется в добровольном или судебном порядке [2], а п. 2 ст. 100 Лесного кодекса дает отсылку к методикам и таксам исчисления размера причиненного вреда [2].

Аналогичную по смыслу главу под названием: «Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель» содержит Земельный кодекс РФ, однако в ст. 75 Земельного кодекса РФ выделяется еще и дисциплинарная ответственность, которая предусмотрена для должностных лиц и работников организаций. В случае вины в совершении земельных правонарушений, вышеуказанные лица «несут дисциплинарную ответственность, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на земли, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами». [3]

Так как лесные участки являются природным объектом — частью экосистемы, а, следовательно, неотделимой частью окружающей среды, то нельзя не упомянуть о регулировании ответственности Федеральным законом от 10 января 2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статья 75 ФЗ «Об охране окружающей среды» выделяет следующие виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды:

1) Имущественную — косвенно воздействует на личность правонарушителя. Причинение имущественного вреда влечет за собой гражданско-правовую ответственность по восстановлению нарушенного права и возмещению причиненного вреда и убытков;

2) Дисциплинарную — основное содержание заключается в мерах (дисциплинарном взыскании), применяемых к правонарушителю;

3) Административную — данный вид ответственности применяется судьями, уполномоченными органами и должностными лицами. Ряд наказаний, специфических именно для административной ответственности, может применяться в административном порядке, т. е. без обращения в суд;

4) Уголовную — применяется к лицам, совершившим преступление. Только наличие в действиях данных лиц состава уголовного преступления служит основанием для возникновения уголовной ответственности, которая возлагается приговором суда, определяющим меру наказания. [4]

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. [4]

ФЗ «Об охране окружающей среды» также имеет отсылку в п. 3 ст. 77 к таксам и методикам исчисления размера вреда окружающей среде, которые в свою очередь имеют отражение в постановлении Правительства РФ от 08 мая 2007 N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства». [4]

В рамках рассматриваемого вопроса об ответственности участников правоотношений, складывающихся по поводу использования земельных участков лесного фонда, нельзя не затронуть вопрос об ответственности со стороны государства.

Государство становится субъектом ответственности только в конкретном правоотношении с участием частного лица, права которого нарушены, во всех остальных случаях государство выступает как инстанция ответственности, перед которой ответственны должностное лицо либо государственный орган. Государство как субъект ответственности, являясь субъектом публичным, несёт ответственность не за собственные действия, а за действия или решения своих органов или должностных лиц.

Юридическая ответственность государства по сфере применения делится на две группы: ответственность государства за неисполнение обязательств в сфере реализации юридической ответственности (привлечение лица к юридической ответственности) и ответственность за неисполнение обязательств при осуществлении позитивного управления (неисполнение государством своих обязанностей при осуществлении управления). Неисполнение государством своих обязанностей при осуществлении управления нашло свое отражение в ст. 1069 Гражданского кодекса РФ: «Вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования» [5], а также в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации. В соответствии со ст. 8.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение порядка предоставления гражданам лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. [6]

С учетом изложенного в настоящей работе, необходимо отметить следующее. Земельный участок лесного фонда является не только объектом недвижимости, но, в первую очередь, природным ресурсом. Ответственность необходимо разделять на публичную, включающую в себя административную и уголовную ответственности, а также гражданскую. Наличие одновременно двух видов публичной ответственности невозможно, однако всегда будет присутствовать гражданская ответственность и один вид публичной ответственности. В законодательной системе РФ для юридических лиц уголовная ответственность не предусмотрена.

Административную ответственность закрепляет Глава 8 Кодекса об административных правонарушениях «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», уголовную — глава 26 Уголовного кодекса РФ «Экологические преступления».

Вред, причиненный окружающей среде, должен быть полностью возмещен в соответствии со ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды». Он может быть возмещен двумя способами: в соответствии с утвержденными таксами и методиками, либо, в случае отсутствия такс и методик, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния ОС и с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Сложность второго метода заключается в том, что фактические затраты установить можно, а понесенные убытки и упущенную выгоду в отношении природного ресурса — намного сложнее.

Литература:

  1. Гурьева Л. А., Лесное законодательство: учебное пособие. Сыктывкар: СЛИ, 2013.
  2. Лесной кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 04 декабря 2006 № 200-ФЗ// Собрание законодательства РФ. — 11.12.2006. — № 50. — Ст. 5278. — СПС «Консультант Плюс».
  3. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 25 ноября 2001 № 136-ФЗ// Собрание законодательства РФ. — 29.10.2001. — № 44. — Ст. 4147. — СПС «Консультант Плюс».
  4. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 14.01.2002. — № 2. — Ст. 133. — СПС «Консультант Плюс».
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: федеральный закон от 26 января 1996 № 14-ФЗ// Собрание законодательства РФ. — 29.01.1996. — № 5. — Ст. 410. — СПС «Консультант Плюс».
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, кодекса РФ, СПС «Консультант Плюс», Собрание законодательства РФ, «Об охране окружающей, охране окружающей среды», земельных участков лесного, окружающей среды, участков лесного фонда, ФЗ «Об охране, кодекс Российской Федерации, Юридическая ответственность, виды ответственности, ответственность государства, использования земельных участков, охраны окружающей среды, области охраны окружающей, Гражданского кодекса РФ, ответственности участников правоотношений, должностных лиц.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос