Автор: Паламарчук Наталья Святославовна

Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право

Опубликовано в

международная научная конференция «Государство и право: теория и практика» (Челябинск, апрель 2011)

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Паламарчук Н. С. Глобальные пробелы в правовом регулировании особого режима ценных лесов как причины повышения нецелевого их использования и значительного снижения их ценностного статуса [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 165-168.

Ценные леса в виду своих средообразующих, защитных и иных полезных функций подлежат использованию исключительно в соответствии с их целевым назначением [3].

Таким образом, использование таких лесов должно соответствовать указанным целям. Общий запрет на осуществление в защитных лесах и на особо защитных участках лесов деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, устанавливает часть 1 статьи 102 Лесного кодекса РФ от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ. Деятельностью, несовместимой с целевым назначением и полезными функциями ценных лесов, согласно частям 1 – 1.1 статьи 106 Лесного кодекса РФ является:

  1. проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса РФ;

  2. размещение объектов капитального строительства за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.

Рассмотрим их подробнее. Частью 1 статьи 106 Лесного кодекса РФ наложен запрет на проведение сплошных рубок лесных насаждений в ценных лесах. Нельзя не отметить, что в начале, данная статья закрепляет наложение строгого запрета на проведение в ценных лесах сплошных рубок лесных насаждений, но затем, быстро предоставляет «случаи», которые все-таки позволяют провести в них сплошную рубку.

В ценных лесах сплошные рубки осуществляются в случаях:

указанных в части 4 статьи 17: «предусмотренных частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса РФ, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций».

предусмотренных частью 5.1 статьи 21: «проведение сплошных и выборочных рубок в защитных лесах разрешается, если строительство на их территории объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, производится для целей, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 статьи 21 и частью 5 - не запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1) осуществления работ по геологическому изучению недр;

2) разработки месторождений полезных ископаемых;

3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее – линейные объекты);
5) проведения аварийно-спасательных работ, в том числе охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (часть 5 статьи 21 ЛК РФ).

Все-таки нельзя не согласиться с тем, что, к сожалению, формулировки случаев, предусмотренных часть 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса РФ - являются недостаточно конкретными и тем самым, создают основу для различных злоупотреблений:

- случаи, предусмотренные частью 5.1 статьи 21, хотя и являются необходимыми государственными мероприятиями, но могут повлечь за собой множество экологических правонарушений:

- захламление ценных лесов бытовыми, промышленными, строительными отходами и древесными остатками при заготовке древесины в виде повреждений деревьев, оставленных при выборочных рубках и рубках ухода за лесами;

- в том числе назначение сплошных рубок в ценных лесах под прикрытием рубок ухода и санитарных рубок (санитарного ухода), якобы лес стар или болен, и потому уже не способен выполнять свои средообразующие, защитные и иные полезные функции. Тем не менее, любое необоснованное назначение сплошной рубки в защитных лесах, а тем более – массовое их назначение в пределах того или иного лесничества, может быть оспорено, а виновные привлечены к ответственности.

Следует отметить, что действующее законодательство как раз содействует развитию и процветанию, перечисленных выше видов противоправной деятельности. Акты, устанавливающие особенности охраны, защиты и использования, охраны, воспроизводства ценных лесов, принимаются Федеральным агентством лесного хозяйства (подп. 5.3.26. пункта 5.3 постановления Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» (вместе с «Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства»). Так, положениями приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 14 декабря 2010 года № 485 определяются требования к охране и защите лесов, порядок использования и воспроизводства ценных лесов [9]. Так, согласно части 3 Главы III подлежат охране от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от негативного воздействия. Отметим, что ранее, до принятия данного положения, данные акты устанавливались приказом Минсельхоза РФ от 6 ноября 2009 года № 1007.

Следует отметить, что положения приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 14 декабря 2010 года № 485 практически копируют нормы, утратившего силу приказа Минсельхоза РФ от 6 ноября 2009 года № 1007. Нововведением данного документа, является наличие нормы, допускающей проведение в защитных лесах выборочных рубок для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сплошных рубок для создания просек, если данные действия или такие рубки не запрещены статьями 102 – 107 Лесного кодекса РФ.

Следует не оставить без внимания тот факт, что Лесной кодекс РФ не является гарантом защиты данной категории лесов от захламления их незаконными свалками. В данном законе совершенно не установлен запрет на «создание несанкционированных свалок, захламлений в виде бытовых, промышленных и строительных отходов, древесных остатков при заготовке древесины в виде повреждения большого количества, оставленных деревьев при выборочных рубках и рубках ухода за лесами» не только в ценных лесах, но и во всех категориях защитных лесов и особо защитных участках лесов. Леса подлежат охране от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от негативного воздействия, согласно положениям статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации. Следует отметить, что закон не уточняет, что конкретно подразумевается под «загрязнением» и «негативным воздействием», что создает основу для различных злоупотреблений законодательства.

К тому же, к деятельности, несовместимой с целевым назначением и полезными функциями, согласно указанию части 1.1 статьи 106 Лесного кодекса РФ относится размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений. Нельзя не отметить, что данная статья сначала запрещает размещать объекты капитального строительства, но затем, говорит о том, что «линейные объекты и гидротехнические сооружения являются единственными объектами капитального строительства, размещение которых на землях ценных лесов является законным». Данные действия, являются необходимыми мероприятиями государственного значения и должны осуществляться, согласно указанию части 1 статьи 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ [5], по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Правомерно будет отметить, что перечисленные выше способы законной застройки ценных лесов могут явиться причиной возникновения таких грубых правонарушений как: незаконная заготовка древесины, захламление леса древесными остатками при заготовке древесины в виде повреждений деревьев, оставленных при выборочных рубках и рубках ухода за лесами.

В связи с этим, в этом документе, помимо выполнения работ, указанных в пунктах 1-4 части 1 статьи 21; части 5 статьи 21 ЛК РФ, согласно статье 34; части 3 статьи 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, рекультивации и благоустройству территорий земель. Другими словами, по нашему мнению, должно быть предусмотрено важное положение, закрепляющее обязанность, в виде соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды (по устранению определенных последствий или их предупреждению), возникающих при осуществлении деятельности, указанной в пунктах 1-4 части 1 статьи 21 и в части 5 статьи 21 ЛК РФ:

- соблюдение требований Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», который закрепляет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного их воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья [4];

- для предупреждения незаконных свалок из древесных остатков при вырубке леса, необходимо контролировать исполнение части 8 главы I, а также частей 60-61 главы III приказа МПР от 16 июля 2007 года № 184 «Об утверждении правил заготовки древесины» [8];

- соблюдение Главы 6 части 39 пункта «е» Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ [6];

- соблюдение положений Глав 8-9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 184 [7].

К тому же, по нашему мнению, при неисполнении или ненадлежащем исполнении, перечисленных требований законодательства, должен быть наложен определенный вид ответственности за несоблюдение:

- положений: статьи 8.7 «Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв», статьи 8.11 «Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр», статьи 8.13 «Нарушение правил охраны водных объектов», статьи 8.31 «Нарушение правил санитарной безопасности в лесах», статьи 8.25 «Нарушение правил использования лесов», статьи 8.32 «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, проведенный нами анализ, позволяет сделать вывод о необходимости внесения предложения о дополнении части 5.1 статьи 21 словами следующего содержания: «а также, соответствуют требованиям Федерального закона 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», положениям: части 8 главы I, частей 60-61 главы III приказа МПР от 16 июля 2007 года № 184 «Об утверждении правил заготовки древесины», пункта «е» части 39 Главы 6 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ, Глав 8-9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 184, статей 8.7, 8.11, 8.13, 8.31, 8.25, 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Вместе с тем необходимо отметить, что осуществление деятельности, несовместимой с целевым назначением и полезными функциями ценных лесов, указанной в пунктах 1-5 части 1 статьи 104 Лесного кодекса РФ влечет за собой наложение определенного вида ответственности, в виде нормы конкретного законодательства, регулирующего охрану защитных лесов и особо защитных участков лесов. К числу таких комплексных законов, имеющих практическое значение целесообразно отнести Уголовный кодекс РФ, закрепляющий понятие экологического преступления и конкретные составы данного вида преступлений; Кодекс РФ об административных правонарушениях, содержащий нормы об административной ответственности в области экологического пользования.

По нашему мнению, для применения к тому или иному лицу санкций необходимо, чтобы конкретный состав правонарушения и мера ответственности за него были установлены либо в Уголовном кодексе РФ [1], либо в Кодексе РФ об административных правонарушениях [2].

В реальности же, ни один из названных законов не отвечает требованиям надлежащей охраны защитных леса и особо защитных участков лесов. Это является напрямую свидетельством реального отсутствия законодательной базы на федеральном уровне для осуществления надлежащего регулирования мероприятий в ценных лесах, с целью – предупреждения в них правонарушений.

Таким образом, такой грубейший пробел в законодательстве может привести к полному разорению и уничтожению данных лесов.

Анализ законодательства в области правового регулирования ценных лесов позволяет сделать вывод о том, что правовая база сформулирована и разработана не в полном объеме. По нашему мнению, необходимо совершенствование законодательства в этой области. В связи с ростом деятельности, несовместимой с целевым назначением и полезными функциями ценных лесов, такой как: незаконный захват и застройка  лесов, захламление  их бытовыми, промышленными и строительными отходами, древесными остатками при заготовке древесины в виде повреждений деревьев, оставленных при выборочных рубках и рубках ухода за лесами - возрастает необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в данной сфере.

С учетом изложенного, предлагается внести следующие дополнения и изменения в действующие законодательные нормативно-правовые акты:

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ:

Образовать статью 263 под названием «Нарушение правового режима защитных лесов и особо защитных участков лесов»

Статья 263. Нарушение правового режима защитных лесов и особо защитных участков лесов

Нарушение режима защитных лесов и особо защитных участков лесов, установленного в нормах: статьи 104; части 1 статьи 105; пунктов 1 – 5 части 3 статьи 105; пунктов 1 – 3 части 5 статьи 105; частей 5.1 – 6, 8 статьи 105; статьи 106; пунктов 1 – 5 части 2 статьи 107; пунктов 1 – 3 части 2.1 статьи 107; части 3 – 4 статьи 107 Лесного кодекса Российской Федерации, повлекшее причинение значительного ущерба, -

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей.

В Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ:

В статье 106. Правовой режим ценных лесов:

Дополнить часть 1 пунктом «1.2» следующего содержания: «создание свалок, захламлений в виде бытовых, промышленных и строительных отходов, древесных остатков при заготовке древесины в виде повреждений, оставленных деревьев при выборочных рубках и рубках ухода за лесами».

Дополнить часть 5.1 статьи 21, словами следующего содержания: «а также, соответствуют требованиям Федерального закона 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», положениям: части 8 главы I, частей 60-61 главы III приказа МПР от 16 июля 2007 года № 184 «Об утверждении правил заготовки древесины», Главы 6 части 39 пункта «е» Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ, Глав 8-9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 184», статей 8.7, 8.11, 8.13, 8.31, 8.25, 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, целесообразно полагать, что принятие, вышеуказанных мер, будет способствовать сохранению ценных лесов от деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.


Литература:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 7 марта 2011 г.). Принят Государственной Думой 24 мая 1996 г. // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954; «Российская газета», № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 7 февраля 2011 г.). Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002. № 1. (ч.1), Ст. 1; «Российская газета», № 256, 31.12.2001; «Парламентская газета», № 2-5, 05.01.2002.

3. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 29 декабря 2010 г.). Принят Государственной Думой 8 ноября 2006 г. // «Российская газета», № 277, 08.12.2006; «Собрание законодательства РФ», 11.12.2006, № 50, ст. 5278; «Парламентская газета», № 209, 14.12.2006.

4. Об отходах производства и потребления. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (с изменениями от 01.01.2010 г.). Принят Государственной Думой 22 мая 1998 г. // "Российская газета", № 121, 30.06.1998; "Собрание законодательства РФ", № 26, 29.06.1998, ст. 3009.

5. Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (с изменениями от 29 декабря 2010 г.). Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. // "Российская газета", № 6, 12.01.2002; "Парламентская газета", № 9, 12.01.2002; "Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, № 2, ст. 133.

6. «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах». Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414. // «Собрание законодательства РФ», 09.07.2007, № 28, ст. 3431.

7. «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах». Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 147. // «Российская газета», № 147, 11.07.2007; журнал "Пожарная безопасность", 2007, № 4; «Собрание законодательства РФ», 09.07.2007, № 28, ст. 3432.

8. «Об утверждении Правил заготовки древесины». Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 16 июля 2007 г. № 184. // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 48, 26.11.2007.

9. Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов. Приказ Федерального агентства лесного хозяйства РФ от 14 декабря 2010 г. № 485. // “Российская газета”, № 8, 19.01.2011.

Основные термины (генерируются автоматически): ценных лесов, Лесного кодекса РФ, Российской Федерации, постановлением Правительства РФ, защитных лесов, целевым назначением, ценных лесах, защитных участков лесов, защитных участках лесов, функциями ценных лесов, защитных лесах, режима защитных лесов, «Об утверждении, полезными функциями, сплошных рубок, выборочных рубках, полезными функциями ценных, кодекс РФ, заготовке древесины, воспроизводства ценных лесов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос