К вопросу о современном состоянии и основных направлениях регулирования трудовых отношений с участием иностранных работников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 09.12.2020

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Куряева, М. А. К вопросу о современном состоянии и основных направлениях регулирования трудовых отношений с участием иностранных работников / М. А. Куряева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 263-265. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76276/ (дата обращения: 03.03.2021).



В статье рассматриваются проблемы регулирования трудовых отношений с участием иностранных работников, учитывая современные условия. Дана общая характеристика трудовой миграции в Российской Федерации. Автор делает вывод, что для стабилизации ситуации на рынке труда с участием трудовых мигрантов необходимо уже сейчас разработать и принять дополнительные меры как на федеральном, так и региональном уровнях.

Ключевые слова: иностранный работник, трудовая миграция, региональная политика, трудовые отношения.

Согласно исследованию, проведенному НИУ ВШЭ «Коронавирус и трудовая миграция», в апреле 2020 года без работы остались 33,8 % из числа занятых до эпидемии. Всего потеряли работу треть мигрантов. В Москве из-за введенного строго режима изоляции для иностранных работников без работы остались 40,8 % иностранных граждан, а в регионах 21,2 %. В первую очередь пострадали низкоквалифицированные работники и неформально занятые [8].

Основная часть иностранной рабочей силы прибывает в Российскую Федерацию из стран ближнего зарубежья [4]. Примерно половина приезжающих в Россию мигрантов не имеет профессионального образования и может заниматься только неквалифицированным трудом [4].

На иностранных работников распространяются положения трудового законодательства Российской Федерации [1]. Нормы российского права распространяются только на лиц, законно въехавших в страну в качестве трудовых мигрантов. Однако доля нелегальных мигрантов, по оценкам некоторых экспертов, превышает численность официально трудоустроенных иностранных работников. Неустойчивое правовое положение трудовых мигрантов обусловлено тем, что отсутствие легального трудоустройства делает их статус уязвимым, лишая возможности получать хотя бы минимальные меры социальной защиты и поддержки, защиты своих трудовых прав.

Официальная процедура трудоустройства мигранта предполагает приобретение патента, покупку полиса добровольного медицинского страхования, сдачу экзамена на знание русского языка, что требует некоторых материальных затрат.

В целях минимизации проблемных вопросов, связанных с пребыванием, проживанием, трудовой деятельностью иностранных граждан и лиц без гражданства издан указ Президента РФ от 18.04.2020 № 274 [2]. В частности, акт определяет, что с 15 марта по 15 июня 2020 года (продлен до 15 декабря [3]) будет приостановлено течение сроков действия многих разрешительных документов (виза, разрешение на временное проживание, вид на жительство, разрешение на работу, патент на работу, разрешения на привлечение и использование иностранных работников), истекающих в обозначенный период.

Данные нормы активно применяются, и на сегодняшний день уже сложилась некоторая судебная практика. Так, Суд Амурского областного суда решил исключить указание в Постановлении судьи Белогорского городского суда Амурской области на назначение гражданину Республики Кыргызстан Касымову Аргену административного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации. Суд руководствовался тем, что с 27 марта 2020 года Россия полностью прекратила чартерное и регулярное авиасообщение со всеми странами из-за пандемии коронавирусной инфекции нового типа, также с 30 марта 2020 года ограничено пересечение Государственной границы Российской Федерации через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска [5].

Меры, принимаемые сегодня, действительно являются важными, но также необходимо обратить внимание на содействие в трудоустройстве мигрантов после преодоления кризиса. Так как для противодействия формированию теневой трудовой деятельностью мигрантов необходимо уже сейчас разработать и оперативно принять дополнительные меры.

В рамках работы законодателя по продлению пребывания иностранных граждан на период кризиса в целях недопущения роста числа мигрантов с неурегулированными правовыми проблемами целесообразно распространить данный процесс на все категории мигрантов, которые вследствие кризиса могут оказаться в проблемной ситуации, в частности, на высококвалифицированных работников, членов их семей и т. д. Кроме того, в целях минимизации теневого рынка труда целесообразно также принять меры по упрощению получения или продления патента для мигрантов из безвизовых государств, работающих в Российской Федерации.

Меры по совершенствованию регулирования трудовых отношений с участием иностранных работников необходимо принимать не только на федеральном уровне, но и на региональном. К сожалению, сегодня в некоторых регионах поддержка является недостаточной. Например, в Саратовской области принят Закон [6], в соответствии с которым, стоимость трудового патента для иностранных граждан на 2021 год повысилась на 553 рубля 90 копеек, что говорит об усложнении порядка трудоустройства мигрантов в регионе.

Для улучшения положения, в частности, Воронина Н. А., Суворова В. А., Волох В. А. предлагают составить перечень работодателей, в силу специфики своей деятельности заинтересованных в привлечении трудовых мигрантов в ближайшее время и после открытия границ, а также подготовить обобщенный список вакансий в профессионально-квалификационном разрезе [7].

Хотелось бы отметить предложение Минтруда Российской Федерации по введению общественных работ в качестве меры поддержки занятости [9], что смогло бы улучшить ситуацию на рынке труда в условиях пандемии. Данное предложение можно применить в сфере регулирования труда мигрантов. Например, эффективным решением могла бы стать разработка проектов региональных программ привлечения трудовых мигрантов на оплачиваемые общественные работы.

Таким образом, на сегодняшний день остается много нерешенных проблем в сфере трудовой миграции, что особенно осложнилось в условиях распространения коронавирусной инфекции. Важно совершенствование регулирования трудовых отношений с участием иностранных граждан не только на федеральном уровне, но и расширение участия региональных властей в реализации миграционной политики, их влияния на миграционные процессы.

Литература:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I) ст. 3.
  2. Указ Президента РФ от 18.04.2020 № 274 (ред. от 23.09.2020 № 580) «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // СЗ РФ. 2020. № 16 ст. 2572.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 23.09.2020 № 580 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
  4. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь–сентябрь 2019 г. с распределением по странам и регионам [Электронный ресурс] // МВД России. URL: https://мвд.рф/ Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/18630986/ (датаобращения 25.11.2020).
  5. Решение № 7/1–100/2020 от 28 мая 2020 г. по делу № 7/1–100/2020 [Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru/regular/doc/PK9J7hATdG5C/ (Дата обращения: 25.11.2020)
  6. Проект закона Саратовской области «Об установлении на 2021 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда» // Официальный сайт Саратовской областной Думы URL:https://srd.ru/index.php/component/docs/?view=pr_zak&id=1521 (Дата обращения: 25.11.2020)
  7. Воронина Н. А., Суворова В. А., Волох В. А. миграционная политика в новой реальности: выход из пандемии // Власть. 2020. № 4. С. 28.
  8. «Коронавирус и трудовая миграция» Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ URL: https://www.hse.ru/data/2020/06/25/1607268420/HSE_Covid_07_2020_2_2.pdf (Дата обращения: 25.11.2020).
  9. Минтруд предложил общественные работы для поддержания занятости URL: https://rg.ru/2020/05/27/mintrud-predlozhil-obshchestvennye-raboty-dlia-podderzhaniia-zaniatosti.html (Дата обращения: 25.11.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, трудовая миграция, мигрант, работник, гражданин, мера, рынок труда, совершенствование регулирования, федеральный уровень, цель минимизации.


Ключевые слова

региональная политика, трудовые отношения, трудовая миграция, иностранный работник
Задать вопрос