Направления совершенствования законодательного регулирования миграционной политики в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (355) март 2021 г.

Дата публикации: 26.03.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Каткова, В. Д. Направления совершенствования законодательного регулирования миграционной политики в Российской Федерации / В. Д. Каткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79508/ (дата обращения: 20.04.2021).



В статье приводится результат комплексного изучения государственного управления в сфере миграционной политики, что позволило выявить значительное число недостатков и проблем в данной области. В целях преодоления существующих негативных тенденций и оптимизации процессов государственного регулирования автор предлагает: обеспечить внедрение системы эффективно работающего инструментария в целях осуществления общей и частной превенции процессам нелегальной иммиграции; оптимизировать избирательные миграционные процессы в целях их организации в нужном для государства и общества русле.

Ключевые слова : миграция, миграционная политика, миграционные потоки, эмигранты, переселенцы, кодификации миграционного законодательства.

The article presents the result of a comprehensive study of public administration in the field of migration policy, which revealed a significant number of shortcomings and problems in this area. In order to overcome existing negative trends and optimize the processes of government regulation, the author proposes: to ensure the introduction of a system of effective tools for the implementation of general and private prevention of illegal immigration processes; Optimize electoral migration processes in order to organize them in the direction necessary for the state and society.

Keywords: migration, migration policy, migration flows, emigrants, immigrants, codifications of migration legislation.

Создание эффективно работающего механизма регулирования миграционных потоков, в основе которого будет лежать государственный и общественный запрос требует всестороннего и глубокого анализа актуальных запросов со стороны всех сфер общественной жизни, которые затрагивают миграционные процессы.

Некоторую проблему составляет конкуренция на рынке труда между российскими гражданами и мигрантами, зачастую готовыми выполнять различную работу с более низкой заработной платой, нежели выплачиваемой российским гражданам. Однако развитие различных отраслей хозяйствования нашей страны в немалой степени обеспечивается за счет труда мигрантов, в связи с чем необдуманные ограничения и запреты на их работу могут в конечном итоге сказаться на россиянах и их уровне жизни, привести к удорожанию различных товаров и услуг.

Большое внимание следует уделять расширению мер социальной поддержки высокообразованных мигрантов. Ряд отраслей экономики нашей страны также недостаточно укомплектованы персоналом, отвечающим требованиям необходимой квалификации. Внедрение целенаправленной государственной политики в данном направлении позволит обеспечить перераспределение человеческого капитала, устранив или минимизировав негативные тенденции в тех или иных субъектах федерации 1.

Соответствующий запрос наличествует и при расширении возможностей адаптации переселенцев посредством образования. В целях решения данной задачи следует формировать центры соответствующий адаптации, занимающиеся вопросами правовой, языковой и культурной подготовки указанных субъектов. Посещение соответствующих курсов должно быть безвозмездным, а уровень образования, в том числе, посредством применения цифровых технологий — высоким.

Большой проблемой является социальная адаптации несовершеннолетних мигрантов. Последние нередко приезжают без знания русского языка, представлений о российской культуре и процессах социального взаимодействия. Однако, будучи, например детьми дошкольного или школьного возраста они чаще всего сразу помещаются в соответствующие образовательные учреждения, вследствие чего по естественным причинам испытывают сложности в процессах обучения и воспитания. В целях преодоления подобной негативной тенденции можно предложить внедрить специальные русскоязычные курсы для обучения указанных лиц при школах и дошкольных учреждениях, где обучать детей русскому языку как неродному.

Нельзя оставлять без внимания и аспект формирования гарантий прав мигрантов. Для этой цели следует оптимизировать налоговое законодательство, в том числе посредством ужесточения норм о налоговом укрывательстве. В качестве важной цели следует назвать постепенное уравнивание доходов мигрантов с доходами местного населения, что вкупе с высокой степенью надзора за занятостью мигрантов и уплатой налогов, даст возможность повысить уровень оплаты труда мигрантов и в полной мере раскрыть их трудовые возможности.

Большое значение следует уделять вопросам взаимодействия хозяйствующих субъектов с мигрантами. Речь может идти о формировании центров консультационной направленности, способных оптимизировать процесс приема на работу последних. Важным направлением в данной сфере будет выступать формирование банка данных о имеющихся вакансиях, доступных иностранцам и соответствующих нуждающихся в занятости потенциальных сотрудников. В рамках предлагаемых центров стоит создать и отделы, ответственные за информационное обеспечение процессов реализации мигрантами своего права на трудовую деятельность и получение в этой связи определенных гарантий 2.

Важно также создать достойный уровень медицинского обеспечения мигрантов. Последние зачастую трудятся на высоко рисковых производствах, их деятельность сопровождается взаимодействием с источниками повышенной опасности, вследствие чего имеют место несчастные случаи на производстве. В целях преодоления подобных негативных тенденций следует сформировать систему медицинского страхования мигрантов, финансируемую за счет средств работодателя.

Вышеуказанные предложения по оптимизации законодательных норм обуславливают необходимость формирования иной нормативной основы. Обеспечить осуществление указанных инициатив возможно только посредством реализации российской властью соответствующей политической воли. Внедрение предлагаемого инструментария позволит обеспечить комплексную оптимизацию всех нормативных положений, затрагивающих соответствующие правоотношения.

Нельзя упускать из поля внимания также тот факт, что мигранты по социокультурным характеристикам все же отличаются от российских граждан, что имеет некоторый конфликтообразующий потенциал на национальной и религиозной почве. Для минимизации подобных негативных проявлений дифференцирована компетенция властных органов различных территориальных уровней.

Также в целях превенции миграции нелегальной были ужесточены меры ответственности за ряд административных правонарушений, сопутствующих данной сфере. Был увеличен перечень оснований для депортации, более последовательно урегулированы аспекты реадмиссии.

Оптимизация миграционного законодательства должна быть осуществлена по двум тесно взаимосвязанным, но отличающимся друг от друга направлениям. Речь здесь идет как о создании условий наиболее полной охраны прав и свобод граждан, так и о проведении необходимой политики, с учетом соответствующего государственного запроса.

В рамках первого направления следует отметить внесение изменений и дополнений в законодательство. В рамках же второго направления следует отметить обеспечение унификации уже существующих нормативных положений 3.

Подобные факторы наглядно демонстрируют государственный и общественный запрос в части оптимизации правового регулирования соответствующих законодательных актов. Властные органы подчеркивают необходимость оптимизации соответствующих процессов законотворчества на всех уровнях власти, посредством принятия законов и подзаконных актов федерального и регионального уровней.

Объективируют указанные процессы следующие особенности:

1) наличие государственного и общественного запроса на оптимизацию миграционной политики Российской Федерации;

2) высокий уровень динамики процессов социального взаимодействия, сопровождающих миграцию как явление и его выделение в самостоятельную структурную часть национальной системы права;

3) наличие интереса со стороны мигрантов в исчерпывающем и непротиворечивом миграционных правоотношений.

Приведенные факторы и условия свидетельствуют о реальной потребности государства и населения в совершенствовании законодательства в сфере миграции, в основе которой должны лежать новые подходы к его построению и юридико-техническому оформлению.

Раскрытие природы, содержания и логики правового регулирования миграции и миграционных процессов на стыке международного, теоретико-правового, конституционного и административно-правового понимания способствует уточнению природы, сущности данных явлений в современных условиях на основе правовой науки и позволяет сделать следующие выводы.

Представляется целесообразным рассмотрение возможности полноценного участия Российской Федерации в следующих актах Совета Европы:

– Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми 2005 года 4, под которой Россия как государство — член Совета Европы не поставила свою подпись;

– Европейском соглашении о передаче ответственности в отношении беженцев 1980 года 5. В условиях возрастающего использования территории России в качестве транзитной для потоков беженцев из стран Ближнего Востока и других государств представляется целесообразным рассмотрение перспектив присоединения к данному соглашению.

Представляется необходимым продолжить работу по передаче несвойственных функций органам внутренних дел Российской Федерации, функций:

– связанных с вынужденными переселенцами;

– по предоставлению государственной поддержки на софинансирование расходов бюджетов регионов на реализацию программ переселения;

– по поддержке и развитию информационного ресурса «Автоматизированная информационная система «Соотечественники»;

– по предоставлению бюджетам регионам межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по социально-бытовому обустройству граждан и лиц без гражданства, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке.

В качестве итога, следует заметить, что в современных реалиях назрела объективная необходимость проведения кодификации миграционного законодательства 6, на основе наиболее эффективных примеров стран Западной Европы 7). Представляется, что в процессе кодификации миграционного законодательства особое внимание следует уделить регламентации места и роли МВД России в механизме реализации государственной политики 8.

Выводы:

  1. В новой Концепции миграционной политики отсутствует перечень основных понятий, который, в первую очередь, необходим для однозначной интерпретации описываемых явлений. В связи с чем, необходимо включить в первый раздел Стратегии основные понятия, которые нашли свое отражение в этом документе, а также уточнить их сущность во избежание неоднозначного толкования.
  2. Особое внимание со стороны публичной власти необходимо уделить вопросам социокультурной адаптации мигрантов в российской общество. Для этой цели необходимо обеспечить привлечение представителей гражданского общества к работе с мигрантами, повысить терпимость российского общества к различным отличающимся социальным группам и общностям. Большое внимание следует уделять расширению мер социальной поддержки высокообразованных мигрантов. Соответствующий запрос наличествует и на расширение возможностей адаптации переселенцев посредством образования. В целях решения данной задачи следует формировать центры соответствующий адаптации, занимающиеся вопросами правовой, языковой и культурной подготовки указанных субъектов. Посещение соответствующих курсов должно быть безвозмездным, а уровень образования, в том числе, посредством применения цифровых технологий — высоким.
  3. В подобных условиях назрел запрос на комплексное усовершенствование миграционного законодательства. Основной соответствующей оптимизации должна служить установка властей на организацию правотворческого процесса, реализуемого представительными и законодательными органами федерального уровня, а также подзаконное правотворчество органов исполнительной власти федеральных и региональных властей.

Литература:

  1. Завьялов А. В. Актуальные вопросы государственного регулирования социальной адаптации мигрантов // Государственное управление. Электронный вестник. — 2019. — № 72. — С. 154
  2. Завьялов А. В. Адаптация мигрантов в городской среде: новые условия жизни в старых городах // Урбанистика. — 2018. — № 3. — С 1–11.
  3. Прудников А. С. Пути совершенствования законодательства в сфере миграции // Административное право и процесс. — 2018. — № 8. — С. 37–39.
  4. Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми (CETS № 197) (Заключена в г. Варшаве 16.05.2005) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
  5. Европейское соглашение о передаче ответственности за беженцев (ETS № 107) (Заключено в г. Страсбурге 16.10.1980) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
  6. Андрейцо С. Ю., Булатов Р. Б., Орловский Е. А. О необходимости совершенствования миграционной политики России в целях защиты прав человека // Миграционное право. — 2016. — № 3. — С. 31
  7. Козлов В. Ф. Правовое регулирование миграционной безопасности в странах Западной Европы // Миграционное право. — 2017. — № 1. — С. 35–38.
  8. Рыжих В. А. МВД России в механизме реализации государственной миграционной политики // Вестник Белгородского юридического института МВД России. — 2018. — № 3. — С. 78–81.
Основные термины (генерируются автоматически): миграционное законодательство, миграционная политика, Российская Федерация, мигрант, общественный запрос, цель преодоления, культурная подготовка, особое внимание, русский язык, социальная поддержка.


Ключевые слова

миграционная политика, миграция, миграционные потоки, переселенцы, эмигранты, кодификации миграционного законодательства
Задать вопрос