Основные методы регулирования миграции в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 11.06.2020

Статья просмотрена: 2932 раза

Библиографическое описание:

Ольшанская, А. В. Основные методы регулирования миграции в России / А. В. Ольшанская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 480-482. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71551/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье говорится о миграционной ситуации в России, причинах, вызывающих миграцию, и проблемах, возникающих в связи с этим процессом. Рассматриваются методы и механизмы регулирования миграции, уровни регулирования миграции. Определяются условия успешного регулирования миграции.

Ключевые слова: миграционная политика, регулирование миграции, механизмы, методы регулирования, уровень регулирования, экономические, социальные, административные методы.

России, как и всему миру, свойственны потоки миграции населения. Эти процессы влияют на экономическое, культурное, демографическое развитие страны и ее регионов. Миграционные потоки в России имеют классическое направление: из депрессивных регионов в экономически и социально развитые регионы, центрами которых являются крупные города. Такие миграционные процессы приводят к нарушению баланса в экономический, социальной, демографической сферах развития регионов и требуют регулирования этих процессов в интересах развития страны и регионов.

Для России характерны миграционные потоки, направленные из Сибири, Дальнего Востока и Севера страны в ЦФО. Объясняется эта миграция не только более развитым состоянием ЦФО в экономической и социальной сферах, но и географическими, климатическими условиями, отсутствием логистики, плохим развитием транспортной системы, отсутствием развитой инфраструктуры в этих регионах страны. [1] Только крупным городам в этих регионах, с развитой экономикой, социальной сферой, таким как Новосибирск, удается компенсировать отток населения, притоком из близ лежащих регионов. Отток населения в крупные города присущ и ЦФО, основными центрами притяжения являются Москва и Санкт- Петербург. [5] И если другие административные центры ЦФО справляются с этой проблемой за счет других регионов, то пригороды зачастую превращаются в спальные районы. Кроме проблем внутренней миграции, существует и проблема неконтролированного потока из Средней Азии, Украины. Также существует проблема оттока населения за рубеж, как правило, более экономически активного и высокообразованного. Эти и другие проблемы миграции требуют регулирования миграционных потоков как на государственном уровне, так и на уровне регионов.

Основные цели, методы и принципы регулирования миграции населения заложены в Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации и в положениях миграционной политики РФ. Регулирование миграционных потоков населения направлено на обеспечение социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны. [4]

Регулирование миграционных процессов на федеральном уровне носит административный характер и декларирует направления и механизмы регулирования на региональные уровни. [3] Основная часть намерений действий и механизмов реализации направлена на регулирование внешней миграции, которая содержит экономические, социальные, политические методы, применение информационных технологий и ряд целевых программ, охватывающих широкий спектр проблем. Регулирование внешней миграции в РФ имеет достаточный ресурс методов и механизмов. Регулирование внутренней миграции отражено декларативно и содержит следующие направления:

  1. Оптимизация внутренних миграционных процессов; содействие эффективному использованию трудовых ресурсов; достижение баланса между внутренними трудовыми ресурсами и иностранными; разработка механизмов, перераспределения трудового ресурса для сбалансированности региональных рынков труда;разработка мер по созданию и сохранению рабочих мест в районах с высоким оттоком населения.
  2. Восстановление экономической активности территорий Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Разработка методов и механизмов реализации регулирования миграции делегируется местным органам власти. [3]

На основании многочисленных социологических исследований, проведённых российскими учёными в области регулирования миграции населения в РФ, можно говорить о методах и механизмах регулирования миграции, применяемых в России.

Миграционная политика вбирает в себя множество подходов к регулированию миграции. Особая роль отводится при этом правовым механизмам, действия которых основываются на сочетании внутригосударственных и международных правовых актов, и соглашений. Региональная политика миграции молодёжи проводится, прежде всего, основываясь на общегосударственной миграционной политике. Анализируя методы и механизмы регулирования миграции, можно выделить три уровня регулирования миграции. Первый уровень административный, второй уровень содержит применение экономических и социальных методов регулирования, третий уровень содержит элементы технологизации регулирования миграции.

Административный уровень предполагает реализацию законодательной базы, выделение ресурса для реализации миграционной политики региона. На втором уровне реализуются экономические и социальные программы, направленные на изменение миграционной ситуации в городе, в целях развития города. Третий уровень регулирования миграции предполагает применение целевых программ, участие в которых принимают предприятия, ВУЗы города и другие организации, применение информационно-коммуникационных технологий, использование социальных технологий.

Основными методами регулирования миграции являются политические или административные, экономические, социальные, информационно-психологические.

К административным или политическим методам относится законодательство, программы, методы обратной связи с населения, привлечения к принятию решений и участие в программах, бренды. Механизмами здесь служат политический фонд, определяющий консенсус и единство субъектов регулирования, наличие понятий политики, позволяющее устранить угрозы политической борьбы и демонстрирующее единство органов управления, возможности реализовать амбиции участия в принятии решений по вопросам развития региона и включенность в его проблемы [1].

К экономическим методам относятся субсидии, инвестиционные программы, льготы и поддержка, уровень оплаты труда, регулирование ценообразования, развитие конкуренции, региональные кластеры, бренды. Механизмами являются: создание благоприятного инвестиционного климата для развития бизнеса, обеспечение занятости населения, формирование эффективных рабочих мест, развитие отраслевой структуры экономики, участие экономических субъектов в системе образования, привлечение работодателей к формированию и развитию профессиональных компетенций в системе образования, создание условий для диверсификации бизнеса путём установления режима льготного налогообложения. [1]

К социальным методам относятся демографические методы, обеспечение качества и доступности образования, развитие социальной инфраструктуры, культурно-досуговые мероприятия, методы молодёжной политики. Механизмами здесь служат создание условий для качества жизни населения, миграционная привлекательность для получения образования, повышение жилищной обеспеченности путём стимулированиястроительной отрасликак регионального мультипликатора, создание условий для проведения досуга и туризма, корректировка структуры профессионального образования в соответствии с потребностями экономики региона, развитие медицинского обслуживания путём оптимизации процессов управления и развития материально-технической базы отрасли.

К информационно-психологическим методам относятся формирование положительного образа региона, корректировка мифов и стереотипов, повышение эффективности информационных каналов, развитие коммуникационных инструментов обратной связи, привлечение населения, социальных групп к управлению регионом. [2] Механизмами здесь служат создание положительного образа региона, позволяющее преодолеть негативные тенденции в социальном восприятии качества жизни, формирование стратегии развития и направленной жизнедеятельности региона в доступной для населения информационной среды, преодаления барьеров между властью и регионом, доверие к планам развития власти, поддержка социально-активных групп населения как индикаторов возможностей в регионе.

Таким образом, мы рассмотрели все основные методы и механизмы регулирования миграции населения в Российской Федерации. Нетрудно заметить, что успешное функционирование этих методов и механизмов регулирования возможно только в координированной системе регулирования миграцией, при налаженной взаимосвязи между субъектами регулирования.

Литература:

  1. Багаутдинова Н. Г. миграционные процессы тренды, вызовы, перспективы // Международная научно-практическая конференция // URL:https://kpfu.ru/portal/docs/F89432694/Sbornik_posled.pdf

2. Безбородова Т. М. Методы социологии в изучении миграции населения// URL:https://cyberleninka.ru/article/n/metody-sotsiologii-v-izuchenii-migratsii-naseleniya

  1. Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации// URL:https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents//asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/530438

4. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ)

  1. Мкртчян Н.В Межрегиональная миграция молодежи в россии: комплексный анализ демографической статистики// URL:https://cyberleninka.ru/article/n/mezhregionalnaya-migratsiya-molodezhi-v-rossii-kompleksnyy-analiz-demograficheskoy-statistiki
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, механизм регулирования миграции, регион, регулирование миграции, создание условий, уровень регулирования миграции, внешняя миграция, внутренняя миграция, Дальний Восток, Российская Федерация.


Ключевые слова

миграционная политика, механизмы, экономические, методы регулирования, регулирование миграции, уровень регулирования, социальные, административные методы

Похожие статьи

Международное регулирование трудовой миграции

В регулировании процессов миграции на международном уровне первостепенное значение имеет система ООН, совокупность межправительственных организаций, которые различны по правому статусу, а также органов, связанных с ООН и друг с другом соглашениями о...

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений...

В статье рассматриваются вопросы регулирования миграции в Российской Федерации, проблемы миграционного законодательства, даются

Библиографическое описание: Эдилова, Р. Э. Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и...

Проблемы правового регулирования миграционных процессов...

Рассматривается современное состояние и проблемы миграционного законодательства, предлагается вариант устранения имеющихся недостатков правового регулирования. Ключевые слова: миграция, миграционные потоки, миграционный кодекс, иностранные граждане...

Зарубежный опыт регулирования миграционных процессов

По данным Международной организации по миграции, в 2005 году в мире насчитывалось 191 миллион мигрантов. Они составляют 3 % населения Земли. Денежные переводы трудовых мигрантов на родину превысили в 2005 году 233 млрд. долл.

Проблемы правового регулирования образовательной миграции...

Проблемы правового регулирования образовательной миграции вРоссийской Федерации на примере зарубежных стран. Кузнецова Ольга Викторовна, магистрант. Тюменский государственный университет.

Детерминанты внутренней миграции населения в современной...

Динамику внутренней миграции в России можно оценить на основе данных о прибывших, поскольку теоретически величина прибывших и выбывших во внутрирегиональных и межрегиональных перемещениях в целом по стране должна совпадать.

Правовое регулирование международной трудовой миграции

Правовое регулирование трудовой миграции осуществляется посредством деклараций, конвенций и других актов, принимаемых, прежде всего на уровне Организации Объединенных Наций и ее специализированных организаций. Международное регулирование, как правило...

Российская Федерация, миграционная политика...

Российская Федерация, миграционная политика, исполнительная власть, сфера миграции, Конституция РФ, орган, федеральный орган, региональный уровень, Правительственная комиссия, государственная миграционная...

Современная миграционная политика и её влияние на положение...

Кроме положительных сторон иностранной трудовой миграции ʙ России, есть и отрицательные стороны, которые зачастую намного плачевнее, и несут ʙ себе более значимые последствия, чем положительные. Очевидно, что одной из причин миграции, является создание семей.

Похожие статьи

Международное регулирование трудовой миграции

В регулировании процессов миграции на международном уровне первостепенное значение имеет система ООН, совокупность межправительственных организаций, которые различны по правому статусу, а также органов, связанных с ООН и друг с другом соглашениями о...

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений...

В статье рассматриваются вопросы регулирования миграции в Российской Федерации, проблемы миграционного законодательства, даются

Библиографическое описание: Эдилова, Р. Э. Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и...

Проблемы правового регулирования миграционных процессов...

Рассматривается современное состояние и проблемы миграционного законодательства, предлагается вариант устранения имеющихся недостатков правового регулирования. Ключевые слова: миграция, миграционные потоки, миграционный кодекс, иностранные граждане...

Зарубежный опыт регулирования миграционных процессов

По данным Международной организации по миграции, в 2005 году в мире насчитывалось 191 миллион мигрантов. Они составляют 3 % населения Земли. Денежные переводы трудовых мигрантов на родину превысили в 2005 году 233 млрд. долл.

Проблемы правового регулирования образовательной миграции...

Проблемы правового регулирования образовательной миграции вРоссийской Федерации на примере зарубежных стран. Кузнецова Ольга Викторовна, магистрант. Тюменский государственный университет.

Детерминанты внутренней миграции населения в современной...

Динамику внутренней миграции в России можно оценить на основе данных о прибывших, поскольку теоретически величина прибывших и выбывших во внутрирегиональных и межрегиональных перемещениях в целом по стране должна совпадать.

Правовое регулирование международной трудовой миграции

Правовое регулирование трудовой миграции осуществляется посредством деклараций, конвенций и других актов, принимаемых, прежде всего на уровне Организации Объединенных Наций и ее специализированных организаций. Международное регулирование, как правило...

Российская Федерация, миграционная политика...

Российская Федерация, миграционная политика, исполнительная власть, сфера миграции, Конституция РФ, орган, федеральный орган, региональный уровень, Правительственная комиссия, государственная миграционная...

Современная миграционная политика и её влияние на положение...

Кроме положительных сторон иностранной трудовой миграции ʙ России, есть и отрицательные стороны, которые зачастую намного плачевнее, и несут ʙ себе более значимые последствия, чем положительные. Очевидно, что одной из причин миграции, является создание семей.

Задать вопрос