Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 04.04.2017

Статья просмотрена: 162 раза

Библиографическое описание:

Цымбалюк В. А. Факторы, влияющие на миграционную политику России в отношении иностранных работников // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 511-513. — URL https://moluch.ru/archive/147/41305/ (дата обращения: 20.05.2018).



В статье проанализирована миграционная политика России, выявлены положительные тенденции, отрицательные аспекты и меры, предпринятые для их урегулирования. Проанализированы условия и факторы, влияющие на миграционную политику в отношении иностранных работников.

Ключевые слова: иностранные работники, трудящиеся-мигранты, трудовая миграция, высококвалифицированный иностранный специалист, миграционная политика, разрешение на работу

Миграционные проблемы известны большинству стран современного мира. В связи с развалом СССР поменялась полностью государственная политика, изменился политический режим и социально- экономическая система, все это привело к массовому перемещению населения, как из страны, так и в страну. В настоящее время Российская миграционная политика в отношении иностранных работников зависит от целого ряда условий и факторов.

Одним из них является массовый приток мигрантов из других стран преимущественно из стран ближнего зарубежья. В докладе, опубликованном Отделом народонаселения Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, отмечалось, что в настоящее время Россия занимает второе место в мире по числу проживающих на её территории мигрантов.

Второй фактор — это политическое и экономическое положение в мире. Немаловажное значение для миграционной политики России в сфере трудовых отношений имеют факторы, связанные с распадом СССР. Это касается, как оттока рабочей силы из России в страны бывшего Союза ССР и в Европу, так и притока из данных стран в Россию. Трудовая миграция для этого времени стала доминирующим видом миграции в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), которая вызвана, в первую очередь, тяжелой экономической ситуацией и безработицей во многих постсоветских государствах [1].

В свою очередь Россия, в отличие от СССР, стала страной открытых границ и свободных миграционных перемещений. Произошедшие изменения в миграционной политике вызвало принятие указа Президента РФ 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» в последующей редакции 2012 года, сделавшей данный указ бессрочным. Программа направлена на облегчение процедуры получения разрешения на работу и улучшение условий жизни переселенцев, оказавшихся после распада СССР за пределами РФ и желающих переселиться в Россию [2].

Третий — это рост миграционных потоков в крупные города, создающих социальную напряженность местных жителей [3]. Перспективными для мигрантов стали центральные и южные районы страны, которые не нуждаются в рабочей силе. Такая концентрация иностранных работников в густонаселенных городах на фоне сокращения населения в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока создает ложную нехватку рабочих мест.

Четвертый фактор — большинство иностранных работников не оформляют трудовые или гражданско-правовые договоры с работодателем, то есть относятся к «теневой» занятости (только около 40 % мигрантов заключают такого рода договоры) [4].

С принятием ФЗ от 19.05.2010 № 86-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [5] Россией усовершенствован механизм регулирования трудовой деятельности иностранцев, осуществляемой лицами, законно въехавшими на территорию РФ в безвизовом порядке и вставшими на учет по месту временного проживания. С этого момента граждане Российской Федерации имеют право привлекать к трудовой деятельности по найму на выполнение работ для личных и домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, по трудовому договору или гражданско-правовому договору, лиц, законно находящихся на территории Российской Федерации, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента. По мнению В. С. Борисова и Н. С. Землянухиной, порядок получения патента стал проще, в связи с чем иностранные граждане, прибывшие на территорию России из стран СНГ (безвизовых стран) с целью осуществления трудовой деятельности, «выходят из тени [6]. Одновременно нарушений трудовых прав иностранных работников уменьшилось по сравнению с прошлыми годами [7, 8].

Пятый фактор — низкий уровень образования трудящихся мигрантов. Мигранты современных поколений, прибывающие в Российскую Федерацию из государств-участников СНГ и ближнего зарубежья, по сравнению с работниками старшего поколения, обладают более низким уровнем знания русского языка, образования и квалификационной подготовки. В Россию идет приток неквалифицированной рабочей силы, которая, как правило, используется российскими работодателями в промышленных сферах, на местах с тяжелыми условиями труда и низкой заработной платой (около 55 % мигрантов используются в строительстве, в промышленности — 21 %, в транспорте — 12 %, сельском и лесном хозяйстве — 9 % [9]). Работодателям становится выгодно использование дешевой иностранной рабочей силы для экономии собственных денежных средств, что приводит к ухудшению качества получаемых продуктов деятельности и уменьшению уровня средней заработной платы по региону.

Законодатель попытался решить данную проблему принятием ФЗ от 19.05.2010 № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который вводит понятие «высококвалифицированный иностранный специалист». Л. В. Андриченко считает, что иностранным высококвалифицированным специалистом считается такой иностранный гражданин, который имеет опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы в размере двух и более миллионов рублей за период, не превышающий одного года [10].

Шестой фактор — неправильное выделение квот на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, ведь количество безработных в некоторых регионах страны в несколько раз превышает потребность в работниках.

Для устранения данного фактора, негативно влияющего на миграционную политику в России, необходимо прибегнуть к международному опыту. Во многих государствах, принимающих трудовых мигрантов, в качестве «позитивных» регуляторов миграционных потоков используются перечни дефицитных профессий. В отличие от квот они не устанавливают ограничений, а создают бальные системы. Функцию регулирования тут выполняют списки профессий, востребованных на рынках труда в определенном регионе, критерии оценки кандидатов, перечни категорий, которым не требуется разрешение на работу.

Балльная система должна учитывать личные и профессиональные навыки работников, уделяя особое внимание их возможностям к адаптации к местным обычаям и знанию русского языка. В данную систему, учитывающую уровень образования и личные характеристики мигрантов, может быть встроен перечень профессий, наиболее востребованных российской экономикой, которые страна не может возместить собственными трудовыми ресурсами. В зависимости от профессии и квалификации работника будут устанавливаться более высокие или низкие балы. Мигранты, успешно прошедшие отбор по балльной системе, в качестве поощрения, должны автоматически получать разрешение на работу в России [6]. На данный момент эффективность механизма квотирования неочевидна, он базируется на заинтересованном анализе и необоснованных завышенных заявках работодателей.

Одним из последних факторов, влияющих на миграционную политику, это сложность процедуры получения разрешения на работу для иностранных граждан. Так, порядок выдачи разрешения на работу и перечень документов, предоставляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу, установлен постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации». В соответствии с ним разрешение на осуществление трудовой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции либо его территориальными органами при наличии заключения соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения [5].

Заключение территориальных органов службы занятости о целесообразности привлечения иностранных работников составляется на основании поданной информации от работодателей и с учетом принципа приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест, который включает в себя:

  1. наличие на соответствующей территории равноценной рабочей силы;
  2. наличие возможности перераспределения трудовых ресурсов из густонаселенных регионов, в регионы, нуждающиеся в рабочей силе;
  3. обеспечение равных условий и оплаты труда иностранных работников по отношению к гражданам Российской Федерации;
  4. предотвращение негативно-причинной связи между наймом иностранных граждан и ухудшением условий занятости российских граждан [11].

Квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию устанавливаются Правительством РФ.

Представляется, что неправильно сформированная система миграционной политики в России усугубляет положение с безработицей на местах. Данная политика:

− не отвечает целям трудоустройства россиян;

− формирует увеличенный спрос работодателей на дешевую рабочую силу, что приводит к снижению уровня заработной платы россиян, занятых на тех же рабочих местах, что и трудовые мигранты, либо к увеличению числа безработных россиян;

− не отражает реальные запросы страны не просто в иностранной рабочей силе, а высококвалифицированной рабочей силе.

Для решения изложенных в работе факторов и условий, негативно влияющих на миграционную политику в России, необходимо уделять особое внимание созданию подходящих условий для переселения на постоянное место жительство в Россию отдельных категорий трудящихся-мигрантов (в первую очередь, речь идет о высококвалифицированных мигрантах; иностранных работниках, востребованных на российском рынке труда; мигрантах-выпускниках российских вузов), для чего важно создание разнообразных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы; уделить значительное место в этой политике борьбе с незаконной миграцией; созданию эффективных механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и национального рынка труда в регионе; к заключению длительных трудовых договоров и получению статуса постоянно проживающих в Российской Федерации; совершенствованию института квотирования; совершенствованию механизма осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патентов; созданию дифференцированных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции; созданию механизмов стимулирования к переезду иностранных работников, востребованных на российском рынке труда [12].

Литература:

  1. Зинченко Н. Н. Региональные особенности правового регулирования процессов внешней трудовой миграции (на примере стран — участниц Содружества Независимых Государств) // Lex Russica. № 9. 2013. С. 185.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Российская газета, 28 июня 2006 г.
  3. Болдырев С. И., Саламатов В. Ю., Губенко Р. М. Импортозамещение и миграционная политика // Эффективное антикризисное управление. 2015. № 3. С. 85.
  4. Мукомель В. И. Трансформация миграционных потоков: циркулярные миграции // Миграционное право. 2012. № 3. С. 206.
  5. Федеральный Закон РФ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями // ИПО «Гарант».
  6. Борисов В. С., Землянухина Н. С. Эффективность регулирования привлечения иностранной рабочей силы // Вестник Саратовского технического университета. 2011 № 1. Том 2. С. 29.
  7. Сапфирова А. А. Административно-правовой статус государственной инспекции труда в субъекте РФ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Волгоград, 2002.
  8. Сапфирова А. А. Защита трудовых прав и законных интересов работников органами государственного надзора и контроля. Диссертация доктора юридических наук / Москва, 2010.
  9. Федотова М. Ф., Шойко И. С. Современная миграционная политика Российской Федерации // Право и безопасность. 2010. № 2.
  10. Андриченко Л. В. Особенности привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов к трудовой деятельности в России // Журнал российского права. 2011. № 7. С. 10.
  11. Кулаева Н. С. Порядок получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников // Бухгалтер и закон. Выпуск № 4. 2008. С. 16.
  12. Семенов И. В. Миграционная политика современной России в отношении иностранных работников // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 1. С. 243.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранных работников, трудовой деятельности, Российской Федерации, рабочей силы, иностранных граждан, Российскую Федерацию, миграционная политика, рабочей силе, отношении иностранных работников, положении иностранных граждан, иностранной рабочей, правовом положении иностранных, Российской Федерации», иностранной рабочей силы, «О правовом положении, миграционную политику, Российскую Федерацию соотечественников, иностранной рабочей силе, привлечения иностранных, миграционных потоков.


Ключевые слова

миграционная политика, трудящиеся-мигранты, трудовая миграция, иностранные работники, высококвалифицированный иностранный специалист, разрешение на работу

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос