Автор: Бинятова Фаина Мурадовна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 23.11.2016

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Бинятова Ф. М. Проблемы привлечения на работу иностранных граждан // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 455-457.



В данной статье будут описываться основные проблемы привлечения на работу иностранных граждан, порядок трудоустройства иностранных в Российской Федерации.

Прежде чем начать рассматривать данную проблематику, необходимо выделить ключевые слова, которые в дальнейшем будут использованы в данной работе:

– иностранный гражданин — лицо, не имеющее гражданства страны пребывания, но обладающее доказательством принадлежности к гражданству другого государства.

– иностранный работник — иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

– правовое положение (правовой режим) иностранных граждан представляет собой совокупность их прав и обязанностей на территории данного государства. Он устанавливается внутренними законами государства с учетом его обязательств по международным договорам.

– миграция — перемещение, переселение населения внутри страны или из одной страны в другую.

– разрешение на работу — документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Хотелось бы начать с того, что в настоящее время вопросы положения иностранных граждан в Российской Федерации становятся все более актуальными. Рассматривая данную проблематику, нужно отдать должное российскому законодательству, которую с катастрофической скоростью пытаются модернизировать, с одной стороны облегчая иностранцам процедуру при оформлении на работу, а с другой вводя все больше ограничений.

Актуальность темы исследования определяется остротой проблемы формирования цивилизованного рынка труда в РФ. Отсутствие постоянного четко определенного законодательного разрешения проблем трудового правового статуса иностранных работников влечет произвол работодателей по отношению к иностранным работникам.

Международная миграция будет иметь как экономические, так и юридические и политические последствия как для принимающей, так и для посылающей страны. Как и любое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы. Эмиграция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, как правило, пересылают значительную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление сюда валюты. Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку.

Миграция обычно сопровождается усилением безработицы в странах-импортерах рабочей силы, осложнением жилищных проблем, понижением уровня оплаты труда (иммигранты готовы работать за низкую зарплату).

Основные права и обязанности иностранных работников в Российской Федерации закреплены в следующих нормативных актах:

Лабиринт – Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

– «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001г. N 197-ФЗ;

– Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

– Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

– Закон РФ от 19.04.1991 N 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

Согласно Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 и ст. 37). Аналогичные положения закреплены также в российском законодательстве в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Тем не менее, для иностранцев предусмотрен ряд ограничений и особенностей осуществления трудовой деятельности на территории России, которые также непосредственно затрагивают и работодателя. В частности, на последнем лежат обязанности и ответственность, связанные с получением разрешения на привлечение иностранных работников, разрешений на работу, приглашений, постановке на учет по месту пребывания, обеспечением жильем, медицинской помощью, уведомлением государственных органов о заключении и изменении трудовых или гражданско-правовых договоров с такими лицами.

Несмотря на то, что использование труда иностранных граждан крайне выгодно работодателям с экономической точки зрения, их оформление и дальнейшее сопровождение является достаточно сложным процессом. Свою роль в этом играет как чрезмерно усложненная процедура привлечения иностранных работников, так и постоянно изменяющаяся нормативная база в данной области. В результате создаются предпосылки как для неумышленного нарушения законодательства иностранными работниками и работодателями, так и сознательного применения ими различных нелегальных подходов.

Главный недостаток существующей миграционной политики в том, что сам процесс привлечения иностранных работников, предоставления жилищных и медицинских гарантий и документов является чрезмерно сложным и затратным: разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы работу придется получать каждый год (в большинстве случаев это касается и разрешения на работу), ограниченное время на оформление иностранных работников, оформление патентов и сдача экзаменов занимает у иностранных работников достаточно много времени и средств.

В силу более низких требований иностранных работников к оплате труда, работодатели в ближайшее время не откажутся от их привлечения, в то же время, действующий порядок трудоустройства таких работников им крайне невыгоден. В итоге единственным решением в данном случае представляется облегчение соответствующих административных и трудовых процедур, что позволит избежать дальнейшего ухода процесса привлечения иностранных работников за пределы правового поля.

Тем не менее, данные проблемы в меньшей степени касаются иностранных работников, отнесенных к категории высококвалифицированных специалистов. Так, у работодателя отсутствует необходимость получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, на таких работников не распространяются квоты, применяется сокращенный срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на работу. Однако в силу специфических требований к заработной, работники, привлеченные в таком порядке, составляют подавляющее меньшинство.

В заключении хочется отметить, что на данный момент трудовые отношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства оформляются в соответствии с ТК РФ, но при этом учитываются особенности, предусмотренные ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и рядом других нормативных актов. Речь идет об уже описанных выше ограничениях, указанному в разрешении на работу, также стоит принимать во внимание сроки действия визы, разрешения на работу (или временное проживание), патента.

Лабиринт

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2016) от 03.07.2016 N 347-ФЗ,
  3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) от 06.07.2016 N 375-ФЗ,
  4. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 29.12.2015) от 03.07.2016 N 250-ФЗ, «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  5. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) от 01.05.2016 N 124-ФЗ«О гражданстве Российской Федерации»
  6. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) от 03.07.2016 N 305-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2016)
  7. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032–1 (ред. от 09.03.2016) от 09.03.2016 N 66-ФЗ, «О занятости населения в Российской Федерации»
  8. Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (ред. от 25.03.2013), от 25.03.2013 N 257 «О трудовых книжках» (вместе с «Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей»)
Основные термины (генерируются автоматически): иностранных граждан, Российской Федерации», иностранных работников, положении иностранных граждан, правовом положении иностранных, «О правовом положении, привлечения иностранных работников, кодекс Российской Федерации», Федеральный закон, работу иностранных граждан, 115-ФЗ «О правовом, гражданстве Российской Федерации», «Трудовой кодекс Российской, положения иностранных граждан, статуса иностранных работников, обязанности иностранных работников, квалифицированных иностранных работников, привлечение иностранных работников, труда иностранных граждан, оформление иностранных работников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос