Проблемы и пути решения миграции рабочей силы в РФ и РС(Я) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лисагор, М. В. Проблемы и пути решения миграции рабочей силы в РФ и РС(Я) / М. В. Лисагор, К. Д. Лунгу. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 31-32. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/93/4850/ (дата обращения: 19.04.2024).

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)

Актуальность темы исследования весьма значительна в современной России. В связи с экономическими кризисами возникает перемещение трудоспособного населения, что за собой влечет необходимость реформ в миграционной политике. На сегодняшний день миграция является актуальной проблемой России, как на примере недавнего трагического случая в Бирюлево, также случай с рынком «Садовод» в Москве. Считается что, каждое седьмое убийство и почти половину изнасилований в столице в первом полугодии нынешнего года совершили мигранты.

Россия стала крупнейшим центром миграции в Восточном полушарии. Порядка четырех миллионов иностранных граждан работают в России, как нелегально, так и по патентам. В РФ находятся 9,5 миллионов иностранцев. Из них 5,1 млн находятся легально, а 4,4 миллиона — группа риска. 3,5 миллиона человек находятся в РФ более трех месяцев и могут трудиться незаконно.

В 2013 году квота на привлечение иностранной рабочей силы в Москве составляет 3,2 %, то есть 215 тыс. человек. В Москве в следующем году квота на иностранную рабочую силу будет снижена до 3,1 % экономически активного населения, это около 200 тыс. человек. Также планируется, что в 2013–2015 годах доля иностранных работников не будет превышать 3,2 % от общего числа всех, кто трудится в Москве. Квота не учитывает рабочую силу из Белоруссии и Казахстана, так как гражданам этих стран нет необходимости получать разрешения на работу в России. [сайт: http://www.finmarket.ru/database/news]

Департамент труда и занятости населения города Москвы беспокоит подавляющий спрос на мигрантов из безвизовых стран, прежде всего из СНГ. Их отличает устойчивая тенденция к снижению профессиональной квалификации, уровня владения русским языком, а также отсутствие социально-трудовых навыков. [сайт: http://ria.ru/society.html]

По Республике Саха (Якутия) за 2012 и за 9 месяцев 2013 гг.

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства

В Якутии нарастают проблемы, связанные с ростом миграционного потока из стран ближнего зарубежья. Таковы мигранты из стран центрально-азиатского региона.

По итогам 2012 года на миграционный учет поставлено 51364 иностранных граждан и лиц без гражданства, из них: по месту пребывания — 48356, в том числе продление — 10902; по месту жительства — 3008.При этом отмечается увеличение на 10,4 % количества иностранных граждан и лиц без гражданства поставленных на миграционный учет по месту пребывания, в том числе граждан прибывших из стран ближнего зарубежья — 37990, из стран дальнего зарубежья — 10366.

Снято с миграционного учета 17229 иностранных граждан, что в 2,2 раза больше АППГ (7914). В показателях миграционного учета иностранных граждан одновременно наметилась тенденция в сторону увеличения миграции из дальнего зарубежья на 12,7 % и миграционного притока из стран ближнего зарубежья — на 9,8 %.

Основную долю миграционного притока из ближнего зарубежья в Республику Саха (Якутия) составили мигранты из Кыргызстана — 22,9 %, Армении — 19,0 %, Таджикистана — 18,4 % и Узбекистана — 17,0 %.

Дальнее зарубежье в основном представлено гражданами Китая, которые составляют 40,4 % от общего числа иностранных граждан прибывших в визовом порядке. На втором месте граждане Сербии, прибывшие на территорию республики с целью осуществления трудовой деятельности — 21,4 %

По итогам 9 месяцев 2013 года на миграционный учет поставлено 48852 иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 17,0 % больше чем за аналогичный период прошлого года (41746), из них: поставлено по месту пребывания — 46767, в том числе: первично — 28205, продление — 18562; на основании почтовых уведомлений — 10286, на основании уведомлений, поступивших из гостиниц — 2700. Зарегистрировано по месту жительства — 2085. Следует отметить, что на миграционный учет по месту пребывания поставлено на 18,4 % больше иностранных граждан и лиц без гражданства, чем в прошлом году, в том числе граждан прибывших из стран ближнего зарубежья — 39639, из стран дальнего зарубежья — 7129.

Как и в предыдущих периодах, наибольшее количество иностранных граждан на территорию Республики Саха (Якутия) прибывает из стран СНГ, из них первую тройку занимают граждане Армении (21,1 %) от общего числа въехавших на территорию Российской Федерации из стран ближнего зарубежья, Таджикистана (21,1 %) и Кыргызстана (20,3 %).

Из стран с визовым режимом в число первых трех традиционно входят граждане Китая (42,0 %), Сербии (22,4 %), на третьем месте граждане Германии (4,8 %).

Пути совершенствования миграционной политики в РФ

-          Подготовить и подписать двусторонние протоколы (соглашения) между российскими регионами, и странами СНГ, располагающими избыточными трудовыми ресурсами — об организованном привлечении на работу трудовых мигрантов на временной основе.

-          Целесообразно создать рекрутинговые компании с участием государства и частного капитала по поиску, приему, оформлению и временному трудоустройству мигрантов в отраслях российской экономики, распространению оперативной информации о вакансиях и потребностях работодателей в регионах.

-          Важно упростить и ускорить для работодателя процедуру оформления на работу трудовых мигрантов на временной основе. Такая процедура должна быть уведомительной, осуществляться через службу занятости населения и строго ограниченной по времени (занимать не более 15 дней)

-          Создать систему консультационной поддержки мигрантов в вопросах обеспечения их прав и соблюдения условий проживания в России на основе организации сети доступных консультационных пунктов в разных регионах.

-          Увеличить штатную численность и улучшить материально-техническое обеспечение территориальных подразделений ФМС России в соответствии с реальным объемом работ. По данным ФМС, около 90 % сотрудников службы занимаются паспортно-визовой работой и только 10 % — непосредственно миграцией.

-          Ужесточение прохождения таможенного контроля, заполнение документаций, возможность давать визу на определенный срок и по определенным требованиям. Также создание определенных требований для трудоустройства.

-          Для обеспечения устойчивого роста экономики и сбалансированного развития страны необходимо эффективное регулирование миграционных потоков, создание условий для привлечения востребованных высококвалифицированных иностранных специалистов.

«Противодействие незаконной миграции».

В целях снижения и противодействия незаконной миграции Республика Саха (Якутия) планирует:

-          противодействие организации каналов незаконной миграции;

-          совершенствование межведомственного взаимодействия с органами исполнительной государственной власти Республики Саха (Якутия), в том числе обмена информацией по вопросам противодействия незаконной миграции;

-          усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации;

-          организация более плотного взаимодействия с УФССП России по Республике Саха (Якутия) по вопросам увеличения доли взысканных штрафов от общего количества наложенных штрафов;

-          проведения учебно-методических сборов с сотрудниками структурных территориальных подразделений Управления осуществляющими функции по выявлению нелегальных мигрантов;

-          организация взаимодействия с УФСИН России по Республике Саха (Якутия) по выявлению иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международными договорами о реадмиссии. [http://www.ufms14.ru/files/pdf/statistics/drond2012.pdf]

Основные термины (генерируются автоматически): Якутия, Республика Саха, Россия, миграционный учет, Москва, незаконная миграция, страна ближнего зарубежья, дальнее зарубежье, общее число, Российская Федерация.

Похожие статьи

Миграция человеческого капитала: особенности и тенденции...

Якутия, Россия, Республика Саха, страна ближнего зарубежья, Москва, незаконная миграция, миграционный учет, Российская Федерация, дальнее зарубежье, общее число.

Динамика миграции стран СНГ и организация миграционной...

беларусь, сельское хозяйство, страна СНГ, Казахстан, Российская Федерация, сельскохозяйственное производство, сельскохозяйственная

Основные термины (генерируются автоматически): миграционный прирост, международная миграция, Украина, грузия, число...

Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней

Россия, Российская Федерация, миграционное законодательство, незаконная миграция, мигрант, миграционная политика, государственная граница

Проблемы миграционной политики стран Европейского Союза... Россия, Российская Федерация, миграционное...

Анализ современной миграционной ситуации в Российской...

Если рассматривать показатели международной миграции со странами дальнего зарубежья, то можно сделать вывод, что наибольший прирост наблюдается в миграционном обмене с такими странами, как Китай, Грузия, Германия, Латвия, США.

Влияние миграции на трудовой потенциал молодежи Республики...

Якутия, Россия, Республика Саха, страна ближнего зарубежья, Москва, незаконная миграция, миграционный учет, Российская Федерация, дальнее зарубежье, общее число.

Международная трудовая миграция населения | Статья в журнале...

Динамика миграции стран СНГ и организация миграционной...

Россия, гражданин, незаконная миграция, экономическая безопасность, национальная рабочая сила, рабочая

Россия, рабочая сила, международная трудовая миграция, мигрант, Российская Федерация...

Незаконная миграция как угроза национальной безопасности РФ...

Российская Федерация, незаконная миграция, Россия, сфера миграции, миграционная сфера, гражданин, лицо, федеральный государственный контроль, миграционное законодательство... Совершенствование политики предупреждения и пресечения...

Зарубежный опыт регулирования миграционных процессов

[7] Российская газета, 2006, 18 октября. Россия, мигрант, нелегальная миграция, Казахстан, страна СНГ, миграционная политика, миграция, незаконная миграция, Международная организация, трудовая миграция.

Россия в процессах международной трудовой миграции

Динамика миграции стран СНГ и организация миграционной...

Россия, Российская Федерация, миграционная политика, трудовая деятельность, гражданин, рабочая сила, работник, работа, заработная плата, балльная система.

Похожие статьи

Миграция человеческого капитала: особенности и тенденции...

Якутия, Россия, Республика Саха, страна ближнего зарубежья, Москва, незаконная миграция, миграционный учет, Российская Федерация, дальнее зарубежье, общее число.

Динамика миграции стран СНГ и организация миграционной...

беларусь, сельское хозяйство, страна СНГ, Казахстан, Российская Федерация, сельскохозяйственное производство, сельскохозяйственная

Основные термины (генерируются автоматически): миграционный прирост, международная миграция, Украина, грузия, число...

Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней

Россия, Российская Федерация, миграционное законодательство, незаконная миграция, мигрант, миграционная политика, государственная граница

Проблемы миграционной политики стран Европейского Союза... Россия, Российская Федерация, миграционное...

Анализ современной миграционной ситуации в Российской...

Если рассматривать показатели международной миграции со странами дальнего зарубежья, то можно сделать вывод, что наибольший прирост наблюдается в миграционном обмене с такими странами, как Китай, Грузия, Германия, Латвия, США.

Влияние миграции на трудовой потенциал молодежи Республики...

Якутия, Россия, Республика Саха, страна ближнего зарубежья, Москва, незаконная миграция, миграционный учет, Российская Федерация, дальнее зарубежье, общее число.

Международная трудовая миграция населения | Статья в журнале...

Динамика миграции стран СНГ и организация миграционной...

Россия, гражданин, незаконная миграция, экономическая безопасность, национальная рабочая сила, рабочая

Россия, рабочая сила, международная трудовая миграция, мигрант, Российская Федерация...

Незаконная миграция как угроза национальной безопасности РФ...

Российская Федерация, незаконная миграция, Россия, сфера миграции, миграционная сфера, гражданин, лицо, федеральный государственный контроль, миграционное законодательство... Совершенствование политики предупреждения и пресечения...

Зарубежный опыт регулирования миграционных процессов

[7] Российская газета, 2006, 18 октября. Россия, мигрант, нелегальная миграция, Казахстан, страна СНГ, миграционная политика, миграция, незаконная миграция, Международная организация, трудовая миграция.

Россия в процессах международной трудовой миграции

Динамика миграции стран СНГ и организация миграционной...

Россия, Российская Федерация, миграционная политика, трудовая деятельность, гражданин, рабочая сила, работник, работа, заработная плата, балльная система.