Библиографическое описание:

Радзиковская Е. С. Психологическая адаптация личности студента при компромиссном выборе профессии агронома // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 97-99.

Статья посвящена, изучению осознанности выбора студентами профессии агронома при поступлении в сельскохозяйственные техникумы (колледжи) Краснодарского края; помощь психолога и педагогов в адаптации развивающемуся студенту при компромиссном выборе профессии агронома.

Ключевые слова: адаптация, компромиссный выбор, профессия агронома, концептуальные уровни.

Агроном – специалист сельского хозяйства, создаёт сорта полевых, садовых, огородных культур. Планирует проведение основных сельскохозяйственных работ с учётом особенностей местности, наблюдает за ростом и развитием растений, обеспечивает их защиту, регулирует режимы произрастания. Агроном проводит много времени на свежем воздухе. От агронома зависит изобилие хлеба и сельхозпродукции на столе каждого россиянина. В России профессию агронома считают не престижной и низкооплачиваемой, её значимость недостаточно освещается СМИ. В техникумах (колледжах) слабый набор на эту профессию, что и вызвало необходимость проведения исследования этой проблемы.

Посетив ряд средних школ, в роли профориентаторов было отмечено, что на информационных стендах для школьников, где показаны характеристики профессий, о сельскохозяйственных профессиях ничего не освещено. В каждом выпускном классе мы провели беседы и анкетирование школьников, с показом видеоролика о нашем учебном заведении и профессиях, которые можно получить после окончания (строитель, бухгалтер, агроном, винодел).

Проведённые нами психолого-социологические исследования студентов сельскохозяйственных техникумов и колледжей (2010 – 2011 гг.) Краснодарского края выпускающих агрономов показали, что далеко не все студенты вполне осознанно выбрали профессию агронома. Причём их количество, судя по посещаемости занятий и по собственным высказываниям студентов о желании учиться, преобладает на первом курсе. На втором курсе число нежелающих учиться конкретной специальности возрастает, происходит «отсев» совсем случайных людей, которые вообще не знают, зачем они пришли в среднеспециальное учебное заведение. Потом количество студентов утверждающих, что они выбрали профессию агронома случайно или компромиссно, снижается. К концу третьего в начале четвёртого курса остаётся 3 – 5 человек на студенческую группу, у которых просматривается явное эмоционально – отрицательное отношение к выбранной профессии и к будущей работе. Эти студенты ведут себя на собеседованиях в группе достаточно агрессивно: «Нам только надо получить диплом и в армию не пойти, а потом сами разберёмся, что делать дальше». 5 – 10 человек на студенческую группу уверенны в правильности своего выбора. Они читают дополнительную литературу, часто пишут рефераты и доклады, творчески выполняют курсовые работы, любознательны и активны на практических работах и практиках в учебных хозяйствах техникумов (колледжей). Такие студенты знают, где они будут работать, и внутренне готовят себя к этой работе с помощью преподавателей. Оставшаяся большая часть студенческой группы скромно отмалчивается или вяло высказывается о правильном выборе своей профессии. Их желание зарабатывать много денег, причём не обязательно агрономом, а там, где больше платят за меньший труд. Многие студенты утверждают, что после окончания среднеспециального учебного заведения пойдут учиться в ВУЗ по родственной специальности, некоторые из них и по новой, агрономом работать пока не собираются.

Есть определённый процент студентов, испытывающих серьёзные трудности в осознании себя в будущей профессиональной роли агронома. Трудности сознания чаще всего связаны не столько с ограниченными возможностями к осознанному выбору, сколько с эмоциональной перегруженностью, драматичностью содержания, которое необходимо осознать: травматогенные переживания ограничиваются и вытесняются в подсознание, ожидая развязки. Включается защитный механизм психики – рационализация. Человек пытается логически оправдать своё нерациональное поведение [1]. Многие студенты техникумов (колледжей) в школе учились слабо, средний балл их аттестата об окончании 9 классов 3,0 – 3,3. Некоторые были «трудными ученикам класса», им нет смысла оканчивать 11 классов. Среди студентов есть и такие подростки, которые «провалились» на экзаменах или не прошли по конкурсу при поступлении в другие учебные заведения и на более престижные профессии. Расстроенные неудачей они соглашаются на компромисс. Поступают учиться в сельскохозяйственный техникумы (колледжи), где нет или небольшой конкурс на агронома (0,5 – 1 человек на место). Получив диплом агронома, обязательно вернутся к своей мечте, пойдут учиться в ВУЗ на юриста, экономиста, строителя и т.п. Пока им приходится выбирать не то, что хочется, а то, что доступно. Может быть, за годы учёбы в техникуме (колледже) они изменят своё отношение к деятельности агронома и с готовностью пойдут работать в сельскохозяйственные предприятия и это благодаря высококвалифицированным педагогам-новаторам. Вероятнее они будут учиться как в тумане, не стремясь разобраться в том, что им кажется ненужным, воспринимая без интереса агрономические дисциплины.

Такой компромиссный выбор профессии осознаётся человеком как временный, вынужденный и чем сильнее переживание неудачи, тем больше отчуждение от «временной» учёбы, работы и неприязненное отношение к педагогам, требующим от него хорошую учёбу (хотя бы без двоек).

Студенты, сделавшие компромиссный выбор профессии, - это в будущем плохие работники. Такие студенты требуют к себе специального внимания и психологической помощи, так как сами, в силу эмоциональной остроты переживаний, связанных с компромиссным выбором профессии, не всегда осознают свои проблемы и их последствия [1]. Психологи и педагоги обязаны помочь считать студентам профессию агронома необходимой людям для жизнедеятельности и приносящей им моральное и материальное удовлетворение.

Главное здесь, чтобы выбранная профессия меньше была похожа на ту, от которой пришлось отказаться. У человека остаётся больше шансов адаптироваться, переориентироваться, избавиться от переживаний.

Необходимо дать студентам традиционные и в лучшем смысле слова консервативные, то есть «надёжные» проверенные жизнью представления о теории и практики психологии труда агронома, познакомить студентов хотя бы с некоторыми проблемными вопросами, связанные с поиском смысла о труде агронома и повышением чувства собственного достоинства через трудовую деятельность [2].

В психологии труда условно выделяют различные концептуальные уровни помощи развивающемуся субъекту труда (студенту) в профессиональном и личностном самоопределении.

  1. Адаптационно-производственный (адаптационно-технологический) уровень. Главная цель помочь человеку «вписаться» в данную производственную структуру для повышения её эффективности.

  2. Социально-адаптационный уровень. Цель – помочь человеку построить привлекательный образ жизни с помощью удачного выбора профессии или места работы.

  3. Ценностно-смысловой уровень. Цель – помочь человеку приобрести смысл в профессиональном и личностном самоопределении. По сути, именно здесь учитываются самые важные, жизнеопределяющие усилия человека, этот уровень считают психологи личностно ориентированным [3].

Студент, поступивший в среднеспециальное учебное заведение – это вовсе не сосуд, который надо заполнить знаниями. Для начала следует выявить призвание каждого конкретного студента, а затем создавать условия для его развития. А совершенствование каждого человека должно протекать непрерывно в течение всей его жизни.

Психологи и педагоги среднеспециальных учебных заведений должны студента научить самообучению, самовоспитанию и самодисциплине, пробудить интерес к профессии и мотив к избеганию неудач. Надо убедить студента, что он не ошибся в выборе профессии и помочь ему освоить основы теории и практики избранного дела и почувствовать себя уже способным к выполнению основных трудовых функций специальности [4].

Для психологической профессиональной адаптации студента к специальности агронома необходимо младшекурсников (I,II,III курсов) приглашать на конференции проводимые старшекурсниками и студентами ВУЗов идентичной профессии. Больше возить студентов на экскурсии в передовые и опытно – производственные хозяйства, опытно - селекционные станции; сельскохозяйственные выставки (полевых, овощных, плодовых и ягодных культур, новой техники и оборудования); праздники сельскохозяйственных работников, дни сёл и посёлков. Постоянно проводить деловые игры на уроках основных агрономических дисциплин, психологические тренинги. Вовлекать студентов в научную работу с участием на конкурсах по специальности, участие в региональных Всероссийских олимпиадах по агрономии.

Темы курсовой работы по профилирующей дисциплине, которая даётся на IV курсе, за полгода до сдачи госэкзаменов, стоило бы выдавать на II курсе и в её основу положить разработку технологии производства сельскохозяйственной культуры с детальной разработкой технологической карты для одного из полей реального хозяйства. Затем в течение всех остальных лет обучения корректировать её содержание с учётом изучения новых дисциплин и появления в производстве условий (новых типов сельскохозяйственных машин, сортов культур, пестицидов и т.п.). Для этого надо разработать соответствующие компьютерные программы, которые позволят выполнить необходимые расчёты, как в процессе обучения, так и при работе на производстве.

Диплом об окончании техникума (колледжа) следует вручать вместе с носителем информации помогающей работать молодому специалисту с учётом веяний новых модернизирующих приёмов и способов ведения агропроизводства.


Литература:

  1. Буланова-Топоркова М. В.Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие.- Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 427 с.

  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с.

  3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 384 с.

  4. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2006. – 279 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессию агронома, профессии агронома, выборе профессии агронома, компромиссном выборе профессии, примере профессии звукорежиссера, компромиссный выбор профессии, студентами профессии агронома, среднеспециальное учебное заведение, Психологическая адаптация, профессии студентов медицинских, России профессию агронома, удачного выбора профессии, компромиссным выбором профессии, Психологическая профессиография, ВУЗов идентичной профессии, престижные профессии, студентам профессию агронома, Психологическая адаптация личности, личностном самоопределении, Краснодарского края.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос