Исследование психологических особенностей профессиональной направленности студентов ссуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 30.01.2017

Статья просмотрена: 159 раз

Библиографическое описание:

Галкина, М. В. Исследование психологических особенностей профессиональной направленности студентов ссуза / М. В. Галкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 320-324. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38812/ (дата обращения: 25.04.2024).



Нынешнему поколению молодых людей, присущ более трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь, большая независимость и самостоятельность. Социальные и экономические события, произошедшие за последние десятки лет в мире и в нашей стране, преобразования, которые продолжаются и сейчас, подталкивают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, ориентироваться в мире профессий и занимать независимые позиции. [1, с.3] Готовность к выбору профессии — это, во-первых, внутренняя осознанность самого факта выбора и определённость профессиональных интересов, во-вторых, осведомлённость о своих способностях и о том, какие физические и психологические требования предъявляет профессия к человеку. [2,с.57]

В данной статье речь пойдет о вопросе, почему мы столкнулись на данном этапе с проблемой того, что выпускники техникумов не хотят работать по выбранной специальности и ехать по распределению? На базе Саратовского железнодорожного техникума, психологической службой проведено исследование студентов всех специальностей. Исследование проведено в два этапа: до прохождения производственной практики (3 курс) и после ее прохождения (4 курс). Цель проведения: прослеживание динамики развития профессионального самосознания, а так же проведение анализа влияния производственной практики на выбор профессии.

Анкеты для диагностики, разработаны таким образом, что показатели в разных вопросах связаны между собой и противоречивость ответов показывает высокое значение шкалы лжи (что говорит либо в неуверенности в выборе ответа, либо в малой информированности респондентов). После прохождения практики, на втором этапе анкетирования, все показатели, связанные между собой выровнялись, что подтверждает достоверность ответов. Поэтому, можно сделать вывод о том, как повлияла практика на профессиональное самоопределение выпускников. У студентов появилось реальное представление о своем будущем, причем и о материальной стороне, и о своем личностном развитии. Практика дала выпускникам недостающую информацию о выбранной профессии.

Кратко и по выборочным вопросам, хочу ознакомить с результатами исследования по специальностям.

Изменилось ли отношение к профессии у студентов, после непосредственного участия их в трудовом процессе по выбранной специальности?.

Энергетики.

Рис.1

Вырос интерес к профессии. Снизился показатель уверенности в материальной независимости. Показатель работы по специальности: на первом этапе 50 % этого не планировали, после практики показатель уменьшился до 14 %.

Путейцы.

Рис. 2

мой выбор «практичный» — 40 % — 25 %

мой выбор «интересен» — 23 % — 10 %

мой выбор «сделает меня, готовым жить самостоятельно» 30 % — 55 %

не собираются работать по специальности — 5 % — 15 %

выбор профессии 25 % родителями, 75 % самостоятельный.

Уменьшился показатель практичности выбора и интереса к профессии. Тем не менее, повысился показатель уверенности в материальной независимости. Увеличился показатель работы не по специальности, с 5 % до 15 %.

Тепловозники.

Рис. 3

мой выбор «практичный» — 28 % — 35 %

мой выбор «интересен» — 52 % — 20 %

мой выбор «сделает меня, готовым жить самостоятельно» 60 % — 25 %

не собираются работать по специальности — 12 % — 2 %

выбор профессии 15 % родителями, 85 % самостоятельный.

Изменился показатель практичности выбора — повысился. Снизился интерес к профессии. Снизился показатель уверенности в материальной независимости в два раза. Самый высокий показатель работы по специальности, если сначала 12 % не планировали, то после практики уменьшился до 2 %.

Связисты.

Рис. 4

мой выбор «практичный» — 15 % — 44 %

мой выбор «интересен» — 22 % — 20 %

мой выбор «сделает меня, готовым жить самостоятельно» 40 % — 26 %

не собираются работать по специальности — 46 % — 26 %

выбор профессии 55 % родителями, 45 % самостоятельный.

Изменился показатель практичности выбора. Снизился показатель уверенности в материальной независимости. Хороший показатель работы по специальности, если сначала 46 % этого не планировали, то после практики он уменьшился до 26 %.

Движенцы.

Рис. 5

мой выбор «практичный» — 28 % — 54 %

мой выбор «интересен» — 11 % — 10 %

мой выбор «сделает меня, готовым жить самостоятельно» 40 % — 70 %

не собираются работать по специальности — 25 % — 25 %

выбор профессии 55 % родителями, 45 % самостоятельный.

Значительно вырос показатель практичности выбора. Сохранился интерес к профессии. Сохранился полностью показатель работы по специальности, но у студентов этой специальности выбор профессии изначально был поровну: самостоятельный и родителями!

Автоматики.

Рис. 6

мой выбор «практичный» — 25 % — 55 %

мой выбор «интересен» — 25 % — 20 %

мой выбор «сделает меня, готовым жить самостоятельно» 40 % — 20 %

не собираются работать по специальности — 50 % — 30 % — 70 %

выбор профессии 60 % родителями, 40 % самостоятельный.

Вырос показатель практичности выбора. Сохранился интерес к профессии. Снизился показатель уверенности в том, что будет материальная независимость. Уменьшился показатель работы по специальности, если сначала 50 % этого не планировали, то после практики он уменьшился до 30 %.

Хочется отметить, что все специальности разделились условно на две подгруппы. Одна: тепловозники, движенцы и путейцы — в основном своем количестве, собираются посвятить себя железной дороге. Вторая: автоматики, связисты, энергетики — смотрят более широко на свои возможности и не ограничивают так жестко рамки полученной в нашем техникуме специальности. Большое количество студентов не ограничивают свою специальность рамками железной дороги. Многие выпускники планируют дальнейшее обучение в вузах и считают образование, полученное в нашем техникуме, хорошей базой для этого. В среднем от 20 до 30 % с каждого отделения. Проведенное исследование показало динамику развития профессионального самосознании учеников ссуза. После прохождения производственной практики, можно отметить положительное изменение в профессиональном развитии студентов — не один из них не написал, что «ему все равно, кем быть». Это очень значительный показатель личностного развития и самоопределения.

Важный вывод о значении прохождения производственной практики очевиден и подтвержден цифрами двухлетнего исследования. После того, как студенты реально познакомились на практике с обязанностями, связанными с выбранной специальностью, показатель тех, кто определился с выбором профессии и принял решение работать или не работать по специальности стопроцентный. Он колеблется по специальностям от 70 % до 98 %. Так же, по результатам анкетирования, видно, что именно самостоятельный, осознанный выбор будущей специальности подростком, помогает ему успешно обучаться, а в дальнейшем и работать по профессии. Родители и педагоги, несомненно, должны оказывать помощь и поддержку в выборе пути, но это не должно носить характер настойчивого давления. Необходимо заинтересовывать подростков, творчески подходить к педагогическим и родительским обязанностям, грамотно организовывать профориентационную работу в учебном заведении.

Литература:

  1. Концепция профессионального самоопределения молодежи / В. А. Поляков, С. Н. Чистякова и др. // Педагогика. — 2013. — № 5.
  2. Профессиональные пробы и выбор профессии: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М.: Просвещение, 2009.
  3. Пряжникова, Е. Ю. Поучительная история развития профессионального самоопределения в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psyparents.ru/read/articles/2300/
Основные термины (генерируются автоматически): мой выбор, выбор профессии, специальность, материальная независимость, показатель практичности выбора, показатель уверенности, показатель работы, производственная практика, выбранная специальность, профессия.


Похожие статьи

Типичные трудности и ошибки при выборе профессии...

Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем. Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей...

Подготовка учащихся к выбору профессии и её оценка

Выбор профессии для ребенка связан с большими трудностями, так как он должен хорошо осознавать свои возможности, интересы, способности, свои возможности

Показатель-создает возможность установить уровень развития в каком-либо одном направлении.

Мотивированный выбор профессии – основа профессионального...

В современных условиях вузам для выстраивания системы профориентационной работы важно вести мониторинг общественного мнения о профессионально-образовательных ориентациях молодого поколения.

Значимость профориентационного тестирования молодежи...

Ключевые слова: профориентационное тестирование, профессиональная ориентация, самоопределение молодежи в выборе профессии, профдиагностика, профессиональная диагностика, рынок труда.

Понятие профессионального выбора в современных...

профессиональный выбор, выбор профессии, профессиональное самоопределение, выбранная профессия, профессия, профессиональное самоопределение личности, будущая профессия, материальный достаток...

Мотивационные факторы в выборе профессии у старшеклассников

Педагогам дополнительного образования, преподавателям и мастерам производственного обучения необходимо, опираясь на мотивационные факторы, помочь старшеклассникам в выборе профессии.

Профориентационные методики в процессе выбора профессии

Е. А. Климов предлагает «восьмиугольник основных факторов выбора профессии» [2, с. 121–128]: индивидуальные склонности и интересы, собственные способности и возможности, престижность выбираемой профессии, информативность описания сущности профессий...

Профессионализм как ценностная категория студенческой молодежи

Основными факторами, влияющими на выбор специальности, является группа психологических факторов. Студенты в большинстве своем, при устройстве на работу, руководствуются материальной составляющей профессии, главным фактором...

Типичные трудности и ошибки при выборе профессии...

Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем. Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей...

Подготовка учащихся к выбору профессии и её оценка

Выбор профессии для ребенка связан с большими трудностями, так как он должен хорошо осознавать свои возможности, интересы, способности, свои возможности

Показатель-создает возможность установить уровень развития в каком-либо одном направлении.

Мотивированный выбор профессии – основа профессионального...

В современных условиях вузам для выстраивания системы профориентационной работы важно вести мониторинг общественного мнения о профессионально-образовательных ориентациях молодого поколения.

Значимость профориентационного тестирования молодежи...

Ключевые слова: профориентационное тестирование, профессиональная ориентация, самоопределение молодежи в выборе профессии, профдиагностика, профессиональная диагностика, рынок труда.

Понятие профессионального выбора в современных...

профессиональный выбор, выбор профессии, профессиональное самоопределение, выбранная профессия, профессия, профессиональное самоопределение личности, будущая профессия, материальный достаток...

Мотивационные факторы в выборе профессии у старшеклассников

Педагогам дополнительного образования, преподавателям и мастерам производственного обучения необходимо, опираясь на мотивационные факторы, помочь старшеклассникам в выборе профессии.

Профориентационные методики в процессе выбора профессии

Е. А. Климов предлагает «восьмиугольник основных факторов выбора профессии» [2, с. 121–128]: индивидуальные склонности и интересы, собственные способности и возможности, престижность выбираемой профессии, информативность описания сущности профессий...

Профессионализм как ценностная категория студенческой молодежи

Основными факторами, влияющими на выбор специальности, является группа психологических факторов. Студенты в большинстве своем, при устройстве на работу, руководствуются материальной составляющей профессии, главным фактором...

Похожие статьи

Типичные трудности и ошибки при выборе профессии...

Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем. Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей...

Подготовка учащихся к выбору профессии и её оценка

Выбор профессии для ребенка связан с большими трудностями, так как он должен хорошо осознавать свои возможности, интересы, способности, свои возможности

Показатель-создает возможность установить уровень развития в каком-либо одном направлении.

Мотивированный выбор профессии – основа профессионального...

В современных условиях вузам для выстраивания системы профориентационной работы важно вести мониторинг общественного мнения о профессионально-образовательных ориентациях молодого поколения.

Значимость профориентационного тестирования молодежи...

Ключевые слова: профориентационное тестирование, профессиональная ориентация, самоопределение молодежи в выборе профессии, профдиагностика, профессиональная диагностика, рынок труда.

Понятие профессионального выбора в современных...

профессиональный выбор, выбор профессии, профессиональное самоопределение, выбранная профессия, профессия, профессиональное самоопределение личности, будущая профессия, материальный достаток...

Мотивационные факторы в выборе профессии у старшеклассников

Педагогам дополнительного образования, преподавателям и мастерам производственного обучения необходимо, опираясь на мотивационные факторы, помочь старшеклассникам в выборе профессии.

Профориентационные методики в процессе выбора профессии

Е. А. Климов предлагает «восьмиугольник основных факторов выбора профессии» [2, с. 121–128]: индивидуальные склонности и интересы, собственные способности и возможности, престижность выбираемой профессии, информативность описания сущности профессий...

Профессионализм как ценностная категория студенческой молодежи

Основными факторами, влияющими на выбор специальности, является группа психологических факторов. Студенты в большинстве своем, при устройстве на работу, руководствуются материальной составляющей профессии, главным фактором...

Типичные трудности и ошибки при выборе профессии...

Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем. Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей...

Подготовка учащихся к выбору профессии и её оценка

Выбор профессии для ребенка связан с большими трудностями, так как он должен хорошо осознавать свои возможности, интересы, способности, свои возможности

Показатель-создает возможность установить уровень развития в каком-либо одном направлении.

Мотивированный выбор профессии – основа профессионального...

В современных условиях вузам для выстраивания системы профориентационной работы важно вести мониторинг общественного мнения о профессионально-образовательных ориентациях молодого поколения.

Значимость профориентационного тестирования молодежи...

Ключевые слова: профориентационное тестирование, профессиональная ориентация, самоопределение молодежи в выборе профессии, профдиагностика, профессиональная диагностика, рынок труда.

Понятие профессионального выбора в современных...

профессиональный выбор, выбор профессии, профессиональное самоопределение, выбранная профессия, профессия, профессиональное самоопределение личности, будущая профессия, материальный достаток...

Мотивационные факторы в выборе профессии у старшеклассников

Педагогам дополнительного образования, преподавателям и мастерам производственного обучения необходимо, опираясь на мотивационные факторы, помочь старшеклассникам в выборе профессии.

Профориентационные методики в процессе выбора профессии

Е. А. Климов предлагает «восьмиугольник основных факторов выбора профессии» [2, с. 121–128]: индивидуальные склонности и интересы, собственные способности и возможности, престижность выбираемой профессии, информативность описания сущности профессий...

Профессионализм как ценностная категория студенческой молодежи

Основными факторами, влияющими на выбор специальности, является группа психологических факторов. Студенты в большинстве своем, при устройстве на работу, руководствуются материальной составляющей профессии, главным фактором...

Задать вопрос