Библиографическое описание:

Пономарев П. А., Штильников Д. Е., Пономарева А. П. Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 38-42.



В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать специфику адаптационного процесса студентов-первокурсников. Показывается роль преподавателей в создании условий для оптимального протекания адаптации на начальном этапе обучения.

Ключевые слова: адаптация, развитие, требования, нормы, ценностные ориентации, студенты

Современные высшие учебные заведения призваны давать не только профессиональную подготовку, но и являться культурными центрами, содействующими личностному развитию студентов и их оптимальной адаптации в обществе. В решении этих задач важную роль играет создание условий для социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Успешная адаптация студента на начальном этапе обучения является важным условием успешной учебно-познавательной деятельности. Исходя из этого, проблема изучения социально-психологической адаптации студентов-первокурсников является актуальной.

В научной литературе широко рассматриваются вопросы социально-психологической адаптации. Большинство ученых, рассматривают социально-психологическую адаптацию как диалектический многоуровневый процесс взаимодействия личности и среды, приводящий к правильному соотношению ценностей и целей личности и группы. Социально-психологическая адаптация рассматривается как процесс взаимодействия личности с социальным окружением посредствам общения в области общественных и межличностных отношений.

Мы разделяем мнение А. А. Наичаджян, которая под социально-психологической адаптацией понимает процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, находясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностного взаимодействия, индивид приобретает различные механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности и подструктуры, которые имеют адаптивное значение.

Характерными чертами проблемной ситуации являются:

1) ощущение личностью наличия блокады, когда возникает препятствие перед её целенаправленной деятельностью;

2) переживание трудности, которую предстоит преодолеть;

3) временное незнание способов, путей решения задач, выхода из ситуации, способов её преобразования;

4) необходимость принятия какого-либо решения.

Следует отметить, что в процессе разрешения проблемной ситуации происходит не только приспособление личности к новым условиям социальной среды, но и активное взаимодействие с ней.

Существуют основные стадии адаптационного процесса. Основой для их выделения служит наблюдение за поведением личности в сфере взаимодействия с членами группы. Выделяют три основные стадии адаптации:

1 стадия — ориентировочная — характеризуется несоответствием между ожиданиями адаптирующейся личности и реальным положением дел в новой социальной микросреде.

2 стадия — истинной адаптации — характеризуется сравнением соответствия выдвигаемых требований и их реализации членами группы.

3 стадия — стабилизации — характеризуется установлением гармоничных отношений между адаптирующейся личностью и социальным окружением. [1, с.331–332,337]

Начиная обучение в высшем учебном заведении молодые люди начинают выполнять требования новой социальной роли- студента — это наиболее значимый период, влияющий на самореализацию личности и профессиональное самоопределение. В этот период студент знакомится с психологической средой выбранного им учебного заведения, с которой ему предстоит взаимодействовать в дальнейшем. Адаптация к вузовским условиям обучения связана с резким изменением социального статуса личности. Происходит усложнение деятельности и меняется представление об особенностях новой социальной микросреды. К основным факторам, влияющим на адаптацию студентов относят: информационную и эмоциональную загруженность; адаптацию на бытовом уровне и т. д.

По мнению М. А. Ивановой, эти факторы могут быть сгруппированы следующим образом:

‒ адаптационные трудности на различных уровнях: понятийном, информационном, климатическом, бытовом, коммуникативном и т. д.

‒ психофизиологические трудности, связанные с переустройством личности в условиях начальной адаптации и «вхождением» в новую макро- и микросреду;

‒ учебно-познавательные трудности, связанные с адаптацией к новым требованиям и системе контроля знаний; организацией учебного процесса, освоения навыков самостоятельной работы;

‒ коммуникативные трудности, т. е. с администрацией факультета, с преподавателями и сотрудниками, межличностное общение внутри малой учебной группы, учебного потока, в общежитии, и т. д.;

‒ бытовые трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельности, принятия решений и разрешения проблем. [2, c.8–9]

В любом учебном заведении первокурсники сталкиваются с проблемами, связанными с адаптацией, разрешение которых без помощи педагогов приводит к стрессам, неуспеваемости и ухудшению здоровья. Новая обстановка, самостоятельная организация учебной деятельности и многое другое может привести к образованию психологических проблем, проблем в общении с преподавателями и сокурсниками.

Создание благоприятных условий для протекания адаптационного периода является главной задачей педагогического коллектива высшего учебного заведения. В ходе образовательного процесса создаются педагогические условия, которые способствуют выявлению и коррекции негативных проявлений, препятствующих социально-психологической адаптации студентов. Широкие возможности для оптимизации социально-психологической адаптации студентов представляют привлечение их в систему студенческого самоуправления, в общественную, спортивную, художественную, научно-исследовательскую деятельность.

С целью изучения особенностей адаптации в вузе студентов- первокурсников нами была разработана анкета, которая включала вопросы, направленные на исследование затруднений, связанных с адаптацией. В ИСОиП (ф) ДГТУ было проведено исследование среди студентов Социально-гуманитарного факультета специальность «Юриспруденция».

Опрос показал, что больше половины студентов испытывали затруднения, связанные с адаптацией на начальном этапе обучения. Около 60 % опрошенных отмечают, что затруднения исчезли после первого семестра, почти 10 % испытывают их до сих пор и 30 % данных затруднений не испытывали.

Было выявлено, что 10 % студентов испытывали затруднения в психологическом аспекте адаптации (отношения с преподавателями, одногрупниками и т. д.) 35 % студентов заявили, что испытывали значительные затруднения при адаптации к общественной жизни вуза.

Более 50 % студентов отметили, что затруднялись принимать участие в научной деятельности.

Исследование показало, что уровень адаптивности среди юношей и девушек неодинаков. Почти 75 % юношей отметили, что затруднений по различным аспектам адаптации никогда не испытывали, а почти 60 % девушек указали, что справились с различного рода затруднениями по истечении первого семестра. Исходя из этого можно заключить, что юноши легче адаптировались к новым социальным условиям.

Таким образом, сущность социально-психологической адаптации заключается в принятии ценностных ориентаций, норм, требований, установок новой социальной среды и следование им в своём поведении и жизнедеятельности. [3]

Разрешение проблемных ситуаций происходит в результате выбора и использования индивидуальных способов общения и поведения для достижения состояния адаптированности.

Для успешной адаптации студента необходимым является проявление активной позиции, в процессе приспособления к новым социальным условиям. Студент должен сам выбирать и находить способы достижения той или иной цели, а преподаватель — создавать для этого условия, то есть речь идёт об организации совместной деятельности преподавателей и студентов.

Важно создать положительную атмосферу и условия жизнедеятельности с первых дней пребывания студента- первокурсника в учебном заведении.

Проведенное мною исследование показало, что процесс адаптации достаточно сложен, и его успешность зависит от быстроты и легкости преодоления студентами- первокурсниками затруднений.

Именно на первом курсе формируется стремление молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности и активно продолжается «поиск себя».

Литература:

  1. Саблин В. С., Слаква С. П. Психология человека: учебник –М.,2006.-744с.
  2. Иванова М. А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России., 2001–353с.
  3. Пономарев П. А., Савченко С. В. Социальная дезадаптация несовершеннолетних в современном обществе // Аллея науки, 2017 № 5 (17) январь. URL:http://www.alley-science.ru/domains_data/files/Journal_January_2016/SSOCIALNAYa %20DEZADAPTACIYa %20NESOVERShENNOLETNIH %20V %20SOVREMENNOM %20OBShESTVE.pdf (дата обращения: 12.03.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): социально-психологической адаптации, социально-психологической адаптации студентов-первокурсников, начальном этапе обучения, новой социальной, Социально-психологическая адаптация, учебном заведении, социально-психологической адаптацией, стадии социально-психологической адаптации, процесс взаимодействия личности, новым социальным условиям, вопросы социально-психологической адаптации, изучения социально-психологической адаптации, социальной среды, оптимального протекания адаптации, сущность социально-психологической адаптации, основные стадии адаптации, оптимизации социально-психологической адаптации, успешной адаптации студента, оптимальной адаптации, условиях начальной адаптации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос