Командная работа студентов вуза при изучении дисциплин «Технология растениеводства» и «Основы агрономии» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 12.04.2017

Статья просмотрена: 803 раза

Библиографическое описание:

Алексеева, А. И. Командная работа студентов вуза при изучении дисциплин «Технология растениеводства» и «Основы агрономии» / А. И. Алексеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 585-587. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41842/ (дата обращения: 18.04.2024).



Статья посвящена разработке методик командной работы для студентов Кемеровского государственного сельскохозяйственного института. В ходе проведенных исследований определяются наиболее эффективные методы и способы организации командной деятельности студентов техникума при изучении дисциплины Технология растениеводства и Основы агрономии.

Ключевые слова: групповая работа, мозговой штурм, командная работа, институт, командные достижения, студент

Система образования в России требует решения широкого спектра задач, важнейшей из которых является повышение качества образования [5]. Данное решение в значительной мере зависит от процессов: образовательных, научно-исследовательских и воспитательных. Интеграционный подход должен обеспечить овладение студентами современными знаниями, профессиональными навыками и способностями решать практические задачи [6].

Современное общество предъявляет выпускнику ВУЗа особые требования, среди которых важное место занимают:

– ответственность и умение укладываться в заданные сроки, управлять своим и чужим временем;

– широкий кругозор;

– конструктивный взгляд на события и процессы;

– умение своевременно и четко формулировать мысли, прогнозировать различные варианты;

– умение организовывать коллектив и привлекать необходимые ресурсы;

– умение работать в команде.

А также от выпускников учебных заведений высшего образования сегодня требуется новое профессиональное мышление, высокая мобильность, компетентность, толерантность, ориентация на внутригрупповую деятельность и командую деятельность.

Цель исследования — разработать методики организации групповой работы студентов ВУЗа при изучении дисциплины Технология растениеводства и Основы агрономии, которая обеспечит эффективное формирование компетенций командной работы.

Команда — это группа из двух или более человек, которые для достижения определенной цели координируют свои взаимодействия и трудовые усилия [1]. Концепция команды подразумевает, что все ее члены привержены единой миссии и несут коллективную ответственность.

Понятия «команда» или «командная работа» чаще связаны особыми психологическими и структурными характеристиками группы людей, позволяющими организовать эффективное взаимодействие индивидов для достижения поставленных задач.

Командная работа возможна при включении в образовательный процесс активных и интерактивных методов обучения, среди которых выделяются командные и групповые методы обучения [2].

В основном для командных методов является возможность одновременного получения знаний от нескольких обучающихся, а также взаимодействие которое вносит в этот процесс элемент принципиальной новизны: индивидуальное или персональное знание, разные взгляды и позиции, которые существенно обогащают общее поле знаний и способствуют формированию компетенций студентов.

Первый метод, который мы использовали — это метод «Мозгового штурма», для благополучного выполнения данного метода, должно было выполнено ряд условий: в команде должно быть 5–8 человек обучающихся, продолжительность метода от 20 до 25 минут. Данный метод применился на студентах второго курса специальности 35.03.04 «Агроинженерия» дисциплины Технология растениеводства. При изучении темы «Общие закономерности в отношениях растений и условий внешней среды», группы обучающихся старались миновать трудности, работать творчески и решать самостоятельно возникающие перед ними проблемы.

В. К. Дьяченко рекомендовал для командной работы использование метод обучения в командных достижениях. Данный метод в основном представляется в виде лекции и работы с текстом, а далее выполняется самостоятельная работа [3]. Существенная особенность этого метода заключается в системе оценки индивидуальных работ. Оценка осуществляется по прогрессивно-сравнительному признаку: студент может пополнить копилку команды только в том случае, если его оценка за данную работу выше средней его оценки за предыдущие работы. Команда, набравшая по итогам изучения темы наибольшее количество баллов, считается победившей, она заслуживает вознаграждения (на усмотрение преподавателя) и внесения на доску победителей.

При изучении дисциплины Основы агрономии студентами 1 курса специальности 35.03.04 «Агроинженерия», метод в командных достижениях практиковался в изучении темы: «Рост и развитие растений». Для начала преподавателем читалась лекция, затем студенты получали учебники и работали с текстом, в конце обучающиеся работали над проблемой, какие факторы мешают в Кузбассе выводить новые сорта теплолюбивых растений.

Не менее увлекательным методом для нашего исследования является метод учебного турнира [2]. Основной данного метода заключается в том, что после изучения нового материала в турнирном поединке встречаются учащиеся из разных команд с одинаковым уровнем учебных достижений. Учебный турнир мы проводили со студентами этой же специальности при изучении темы: «Понятие о почве и факторах почвообразования».

Метод командной поддержки индивидуального обучения, описанный Селевко Г. К., заключается в предоставлении командным группам возможность продвигаться по учебной программе в индивидуальном темпе. Обучающиеся работают в малых группах над индивидуальными заданиями, в процессе выполнения которых они могут обращаться друг к другу за советом, помощью и консультацией [1].

Студенты также могут проверять работы друг друга, помогать исправлять допущенные ошибки. Преподаватель, наблюдает за работой малых групп, а также постепенно выдает новый учебный материал группам, которые закончили работать над индивидуальными заданиями по предыдущему материалу. Индивидуальные задания проверяются специально назначенными преподавателем студентами из разных групп. Им выдаются листы с ответами для проверки индивидуальных работ. В это время преподаватель имеет возможность индивидуально работать с каждой малой группой. В конце недели подводится итог: сколько тем, изучила каждая группа и каков суммарный учебный результат группы по индивидуальным заданиям.

Следующий метод, формирующий компетенции командной работы, и наиболее интересен студентам техникума это метод группового исследования. Данный метод заключается в том, что команды, исследуют любой вопрос учебной дисциплины, чтобы в дальнейшем получить доклад и выступления с ним в группе. Вопросы по теме распределяются между командами так, чтобы в итоге выступлений охватить весь учебный материал темы. Внутри команды каждый учащийся исследует свою часть, собирая необходимый материал, предоставляет его в группу, и далее на основе собранных частей формируется общий доклад группы. За подготовленный доклад и выступление каждая команда получает оценку.

Дисциплина Основы агрономии изучается студентами специальности 35.03.04 «Агроинженерия» также и на втором курсе. В данной дисциплине у этой специальности предусмотрена тема «Значение и экологические последствия применения пестицидов и удобрений» — по данной теме обучающиеся готовят сообщения и выступают с докладами, за которые получают групповую оценку.

В ходе поискового этапа педагогического эксперимента мы выяснили, что 94,5 % студентов отмечают необходимость получения ими знаний, умений и навыков в команде работе.

Результативная командная работа, должна начинаться с организации трудоспособной команды [1]. Однако не вся группа людей может называться командой, команда — это небольшое количество людей с взаимодополняющими умениями, связанных единым замыслом, идущих к одной цели и разделяющих ответственность за их общие достижения. В команде индивидуальные интересы имеют второй план, каждый в команде должен уметь принимать решения и эффективно взаимодействовать с другими членами команды.

Таким образом, в результате педагогического эксперимента позволил нам уточнить и выбрать наиболее эффективные методы и способы организации командной деятельности студентов вуза при изучении дисциплины Технология растениеводства и Основы агрономии.

Литература:

  1. Атапина, И. М. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с одарёнными детьми / И. М. Атапина // Образование в современной школе: журнал. — 2014.— № 1.— С. 59–60.
  2. Джуринский, А. Н. Изменения парадигмы сравнительной педагогики / А. Н. Джуринский // Педагогика: журнал. — 2014.— № 2.— С. 107–113.
  3. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении. — М.: Просвещение, 2011.С. 194.
  4. Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном учреждении / А. М. Зуев // Открытый урок: методики, сценарии и примеры: журнал. — 2014.— № 2.— С. 14–22.
  5. Каландарова, М. // Вопросы гуманитарных наук: журнал. — 2014.— № 2.— С. 49–51.
  6. Клепиков, В. Н. Методика построения и проведения современного этического занятия / В. Н. Клепиков // Педагогика: журнал. — 2014.— № 2.— С. 45–52.
  7. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей // Макаренко А. С. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1977. Т. 2. 320 с.
  8. Марков А. П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования: учебное пособие / С.-Петербургский гуманитарный университе. СПб., 2014. 361 с.
  9. Пашкевич И. А. Воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград: Учитель, 2016. 169 с.
  10. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 2008.С. 99.
Основные термины (генерируются автоматически): командная работа, команда, Технология растениеводства, группа, изучение дисциплины, Основа агрономии, педагогический эксперимент, способ организации, учебный материал, учебный турнир.


Похожие статьи

Инновационные методы обучения в преподавании технических...

Для выполнения работы, студенты формируют, малый группы работают в команде

– Интерес студента к дисциплине; – Активизация студентов; – Умение работать в команде; Применение инновационных технологий в учебном процессе необходимая составляющая...

Методика формирования исследовательской компетентности...

В основе организации процесса формирования исследовательской компетентности агронома выступает научно-исследовательская работа студентов аграрного вуза.

Третий этап – освоение технологии эксперимента при изучении ОО «Химия».

Игровые технологии — эффективное средство формирования...

учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования

– игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок — эстафета, урок — конкурс, урок — турнир, урок — КВН)

Применение современных педагогических технологий в среднем...

Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности.

Образовательные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности.

Место и роль игровых технологий в образовательном процессе

Педагогическая технология — это совокупность, специальный набор форм, методов, способов приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.

Игровая деятельность как средство обучения подрастающего...

Таким образом, технология игровых форм обучения есть конкретный способ реализации педагогической истины в каждом конкретном учебном материале, на конкретном уроке или учебном занятие.

Использование групповых методов обучения на уроках

При изучении простого материала работа в смешанных группах приведет к снижению учебной мотивации сильных учащихся и торможению их развития. В таких случаях лучше использовать гомогенные или гетерогенные группы. При организации исследовательских умений можно...

Обучение в сотрудничестве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Учителю необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания конкретной дисциплины, какие технологии использовать в учебном

Учащиеся объединяются в группы по 4–6 человек для работы над учебной темой, которая разделена на фрагменты...

Похожие статьи

Инновационные методы обучения в преподавании технических...

Для выполнения работы, студенты формируют, малый группы работают в команде

– Интерес студента к дисциплине; – Активизация студентов; – Умение работать в команде; Применение инновационных технологий в учебном процессе необходимая составляющая...

Методика формирования исследовательской компетентности...

В основе организации процесса формирования исследовательской компетентности агронома выступает научно-исследовательская работа студентов аграрного вуза.

Третий этап – освоение технологии эксперимента при изучении ОО «Химия».

Игровые технологии — эффективное средство формирования...

учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования

– игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок — эстафета, урок — конкурс, урок — турнир, урок — КВН)

Применение современных педагогических технологий в среднем...

Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности.

Образовательные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности.

Место и роль игровых технологий в образовательном процессе

Педагогическая технология — это совокупность, специальный набор форм, методов, способов приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.

Игровая деятельность как средство обучения подрастающего...

Таким образом, технология игровых форм обучения есть конкретный способ реализации педагогической истины в каждом конкретном учебном материале, на конкретном уроке или учебном занятие.

Использование групповых методов обучения на уроках

При изучении простого материала работа в смешанных группах приведет к снижению учебной мотивации сильных учащихся и торможению их развития. В таких случаях лучше использовать гомогенные или гетерогенные группы. При организации исследовательских умений можно...

Обучение в сотрудничестве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Учителю необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания конкретной дисциплины, какие технологии использовать в учебном

Учащиеся объединяются в группы по 4–6 человек для работы над учебной темой, которая разделена на фрагменты...

Задать вопрос