Цифровые технологии в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 07.12.2020

Статья просмотрена: 254 раза

Библиографическое описание:

Зарипова, Л. Ф. Цифровые технологии в образовании / Л. Ф. Зарипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76214/ (дата обращения: 08.12.2021).



В статье автор рассматривает новое явление в российской общественной жизни, современной школы — дистанционное обучение.

Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), интерактивные методы обучения, трансформация образования, цифровые технологии в образовании, дистанционное обучение.

Российская система образования, в кратчайшие сроки, должна перейти к организации новой модели образовательного процесса, разработать и широко внедрить педагогические и методические решения — цифровые технологии. Цифровые технологии радикально меняют экономику, образование и образ жизни в целом.

Цифровизация — это результативные и экономически эффективные цифровые технологии.

Что же такое цифровые технологии? Обратимся к истории развития «цифры» в развитии человечества. «История цифры» ассоциируется с «историей в цифрах», разделом истории, которым является статистический источник. Более корректно будет перевод «историческая информатика», которым и пользуются большинство российских ученых.

Принято считать, что человечество пережило четыре информационные революции.

Первая информационная революция произошла 3500 лет до н. э. была связана с возникновением письменности.

Вторая информационная революция связана с изобретением книгопечатания в XV веке, что значительно изменила доступ к информации.

Третья революция произошла в первой трети XX века (телефония, радиосвязь), что создает технологическую основу для передачи данных.

Четвертая информационная революция, принято считать — это стиль жизни, система ценностей.

Итак, в жизнь пришел компьютер и современные гаджеты — планшеты и мобильные телефоны, они стали источником информации: можно скачать любой реферат или решение задачи, примера, сделать перевод текста. До недавнего времени внедрялись информационно — коммуникационные технологии — первые вестники цифровых технологий в школе. Презентации — явление обычное на уроке, но применение цифровых технологий шире. Расширение информационно — телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся с педагогическими работниками.

Цифровизация, трансформация учебного процесса, дистанционное обучение — актуальны сегодня, будущее наступило.

Цифровая технология в образовании — технология дистанционного обучения доступна сегодня в общеобразовательной школе [1].

Дистанционное обучение требуют больше времени: обучающиеся готовятся к уроку, выполняют домашнее задания, больше времени затрачивают для самостоятельной работы, эксперимента, опыта, практических самостоятельных задач. Повышается самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучающихся.

Разработанный еще в первой половине XX века на основе педагогики Джона Дьюи, метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике, в которой он определен как «от души выполняемый замысел».

Например, обучающиеся 11 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Нефтеюганская школа-интернат», выполняют исследовательский проект по предмету «Окружающий природный мир» — промасливают бумагу, сверху наливают воду, устанавливают причинно-следственные связи. Опыт связан с темой «Водоплавающие птицы». Почему водоплавающие птицы не промокают, плавая в воде? Самостоятельно находят ответ на поставленный вопрос [4].

Учитель выступает в роли помощника, опосредованно, изменяется роль учителя на менеджера, организатора учебного процесса, консультанта.

На первый план выходят интерактивные методы обучения: проводятся уроки в альтернативной форме — посещение онлайн выставок, музеев, театров, дистанционных квестов, используются игровые образовательные технологии, экскурсии.

Интерактивное обучение — это диалоговое обучение, оно относится к креативным методам обучения. Креативный метод обучения ориентирован на возможность получения личного образовательного продукта. Интерактивное обучение называют и технологией, и методом, и формой организации познавательной деятельности, в которой реализуется интеракция (взаимодействие).

Наиболее часто термин «интерактивное обучение» упоминается в связи с информационными технологиями, дистанционным обучением, использованием ресурсов интернета, электронных учебников, работой в режиме онлайн. Современные компьютерные телекоммуникации позволяют участникам вступать в живой, интерактивный диалог с реальным партнером, а также делают возможным активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. «Интерактивные методы обучения, наряду с компьютерными обучающими программами, обеспечивают непрерывное диалогическое общение пользователя с компьютером, позволяют обучающимся управлять ходом обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы» [2].

Дистанционное обучение предусматривает поиск информации в сети Интернет, что дает возможность обучающимся получать киберинформацию.

Кибернетика (в пер. с греческого–«искусство управления») приобрело значение «информация», «система».

С развитием технологий получили распространение такие термины как «виртуальное общение», «электронное общение», «киберкоммуникация».

Виртуализация общения — одна из самых характерных особенностей современного общества. «Виртуальное общение» и «киберкоммуникация» — слова синонимы. Ограниченность сенсорного опыта, средств коммуникации, таких как жесты, мимика, голосовые модуляции не создают аналог полноценной, человеческой коммуникации. В киберпространстве человек должен «идентифицироваться», он обладает свободой выбора: может размещать о себе достоверную или вымышленную информацию.

Основными особенностями виртуальной коммуникации является компьютерный сленг, искаженные заимствования из английского языка, акронимы, специфические сочетания букв и цифр. Например, имя или никнейм (с анг. nickname- прозвище, кличка); графическое изображение — аватар (от санскрита «снисхождение божества») и так далее.

Погружение подростка с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) в виртуальное общение, киберкоммуникацию изменят традиционные виды деятельности: чтение, письмо, общение, игра. Активное использование компьютера отразится на развитие таких функций как память, внимание, воля, мышление. Дети с ограниченными возможностями здоровья очень доверчивы, а значит, уязвимы со стороны разработчиков компьютерных, игровых программ.

Основные направления психолого-педагогической характеристики включают: академическую неуспеваемость, тревожность, агрессию от игроизации досуга обучающегося. Виртуальная ситуация всегда существует объективно, то есть, создатели программы «эффективно» воздействуют на пользователя игровой программы.

Особую опасность для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья является кибербуллинг — травля детей, подростков через сети Интернет. Bullying — перевод с английского — травля, запугивание. Русский сленг– «быкование». Обидные письма в сети Интернет, одна из форм кибербуллинга [3].

Каким образом взрослые могут помочь современному подростку с ограниченными возможностями здоровья построить «зону актуального ближайшего развития»?

Отношения «родители–ребенок» в семье должны быть открытыми, уважительными друг к другу, чтобы ребенок видел, что быть слабым не стыдно. Ребенка нужно научить защищать себя. В роли жертвы, обычно, становятся дети сильно привязанные к родителям, поэтому гиперопека способствует тому, что в будущем ребенок превратиться в жертву. Ребенку надо показать, что можно вести себя по–другому. Если родители учат ребенка понимать, признавать и уважать собственные эмоции, то шанс стать агрессором или жертвой снижается [3].

Просветительская работа с родителями обучающихся, просветительские и консультационные беседы об ограничении доступа в сети Интернет, становится для учителя главным вопросом в процессе дистанционного обучения. Контроль — становится главным вопросом для родителей обучающихся.

Изменится и профессия учитель. К профессиональному стандарту педагога присоединятся профессиональные компетенции педагога — цифровые технологии.

Для организации дистанционного обучения, педагогу потребуется техническое оснащение учительского места:

− веб-камера

− предстоит выбрать электронную площадку на GOODLE CHOME, YАHOO! GMAIL, ZOOM или другие площадки

− видеосвязь

− чат с функцией «поднятия руки»

− трансляция уроков

− онлайн доска

− видеосвязь (для всего класса) и другие функции

− онлайн тесты (контроль знаний).

Сегодня преподаватели могут общаться с коллегами всеми мира, из других школ — они давно вышли из пространства конференций или собраний и участвуют в вебинарах, видеоконференциях, дистанционное обучение — апробированный метод в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).

Закончить хочется словами С. П. Капица: «Надо работать на опережение. Догоняющая тактика не для нас, конкурентоспособности достичь можно единственным способом — стать в своей области лучшими в мире».

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.12 г.. ст.16
  2. Зарипова Л. Ф. [Интерактивное обучение как средство развития профессиональных компетенций при подготовке квалифицированных рабочих (на примере естественнонаучных дисциплин)] магистерская диссертация/ Л. Ф. Зарипова. — Тобольск: ТПИ им. Д. И. Менделеева (филиал) Тюм ГУ, 2017.-14 с.
  3. Памятка родителям «Кибербуллинг. Что делать родителям?»
  4. Адаптированная общеобразовательная программа (II вариант) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, ограниченная возможность здоровья, интерактивный метод обучения, информационная революция, ребенок, CHOME, GMAIL, интерактивное обучение, креативный метод обучения, учебный процесс.


Ключевые слова

дистанционное обучение, интерактивные методы обучения, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), трансформация образования, цифровые технологии в образовании
Задать вопрос